Моделирование и прогнозирование спроса на продукцию предприятия с помощью платформы 1С: Предприятие 8.1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является прогнозирование спроса на продукцию фирмы с помощью статистического анализа и построения экономико-математической модели спроса предприятия, а, так как у некоторых предприятий достаточно обширный список номенклатуры и полноценное прогнозирование займет очень много времени и будет стоить очень дорого, то необходимо создание программы, позволяющей даже неспециалисту строить достаточно точные и достоверные прогнозы спроса на продукцию.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
- дать характеристику методам статистического анализа данных;
- дать характеристику методам экономико-математического моделирования;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 7
1.1. Основные показатели 7
1.2. Динамика основных показателей 8
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.1. Проверка существования тенденции временных рядов методом серий, основанным на медиане выборки 17
2.2. Корреляционный анализ данных и уравнение регрессии 26
2.3. Построение математической модели с помощью уравнения множественной регрессии. 28
2.4. Построение прогнозных данных показателей и сравнение с эталонными данными 31
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПЛАТФОРМЕ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8.1 53
3.1. Постановка технического задания 54
3.2. Описание алгоритма расчета 57
3.3. Описание обработки, пользовательская форма, код 59
3.4. Инструкция пользователя 66
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение 1. 75
Приложение 2 79

Вложенные файлы: 1 файл

диплом казаковой.doc

— 1.95 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО  «Марийский государственный университет»

Институт  экономики, управления и финансов

Кафедра экономической кибернетики

Специальность 080116.65 Математические методы в экономике 
 
 
 
 

 Выпускная квалификационная работа

 Студента  заочной формы обучения, 6 курса, группы ММ-61 
 

 на  тему: «Моделирование и прогнозирование спроса на продукцию

 предприятия с помощью платформы 1С: Предприятие 8.1» 
 
 

 Допустить к защите     Научный руководитель:

 Зав. кафедрой      

 д-р  экон. наук, профессор     _________ к.э.н., доц. А.В. Баранов

 __________ Е.И. Царегородцев    

 «____» ____________ 2011 г.    Рецензент:  

                                                 ____________

                                                 Студент:

                                                 ____________Д.А. Данилюк 
 
 
 

 Йошкар-Ола, 2011 

     Содержание: 

 

 

      Введение 

     В настоящее время в мире сложно представить какое-либо предприятие, которое не использовало бы в своей  работе планирование и прогнозирование.

     Конечно же, качество планов и прогнозов  очень сильно зависит от сотрудников предприятия: иногда цифры в различные планы берутся, что называется, «с потолка» или по итогам прошлого периода (месяца, недели  и т.д.) без учета различных компонент, иногда сотрудники планово-экономического отдела занимаются изучением статистической информации и опираются, в своих прогнозах, на обобщенные данные прошлых периодов.

     Сейчас  все активнее начинает использоваться экономико-математическое моделирование  и прогнозирование на основании  построенных моделей, что позволяет строить долгосрочные и более точные прогнозы.

     Сложность построения моделей и последующего прогноза заключается в большом  количестве сложных вычислений и, как  следствие, большим трудозатратам. Использование специфических программ для статистического анализа и построения прогнозных данных облегчает работу, однако для работы с такими программами требуется опыт работы с ними, не говоря уже о том, что все они платные и стоят достаточно дорого.

     Не  всегда у предприятий достаточно ресурсов как для содержания планово-экономического отдела, так и для покупки специализированных программ для прогнозирования, и, в то же время, каждый руководитель, который заботится о процветании своей фирмы, понимает всю важность составления прогнозов и плана развития организации.

     Целью дипломного проекта является прогнозирование спроса на продукцию фирмы с помощью статистического анализа и построения экономико-математической модели спроса предприятия, а, так как у некоторых предприятий достаточно обширный список номенклатуры и полноценное прогнозирование займет очень много времени и будет стоить очень дорого, то необходимо создание программы, позволяющей даже неспециалисту строить достаточно точные и достоверные прогнозы спроса на продукцию.

     Исходя  из цели вытекают следующие задачи:

     - дать характеристику методам статистического анализа данных;

     - дать характеристику методам  экономико-математического моделирования;

     - проанализировать статистические  данные спроса на продукцию предприятия за определенный период;

     - построить регрессионную модель спроса на продукцию на протяжении определенного периода времен;

     - провести корреляционный анализ влияния показателей на спрос продукции предприятия;

     - предложить прогноз основных показателей на краткосрочную перспективу;

     - на основе полученных прогнозных данных с помощью уравнения множественной регрессии получить прогнозное значение спроса на продукцию предприятия на краткосрочную перспективу;

     - с помощью какого-либо языка  программирования создать программу,  позволяющую строить регрессионную  и экономико-математическую модель с последующей оценкой адекватности по указанным данным и рассчитывать прогнозные данные на указанный период;

     Предметом исследования является динамика заказов потребителей по некоторым позициям продукции предприятия. Объектом исследования являются такие показатели как средний денежный доход на душу населения, ставка рефинансирования и т.д.

     Информационной  и методологической базой исследования являются научные работы и учебные пособия по курсам микроэкономики, материалы периодической печати, статистические материалы, первичная информация объекта исследования, данные статистической отчетности, методические и учебные пособия и по программированию. В процессе исследования были использованы общенаучные и специальные методы исследования: описание, наблюдение, методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, классификации, моделирования и прогнозирования.

     Для анализа  и обработки данных в  дипломной работе использованы пакеты прикладных программ MS EXCEL и STATISTICA, для написания программы анализа, моделирования и прогнозирования использована платформа «1С Предприятие 8.1».

     Платформа 1С Предприятие 8.1 выбрана потому, что она является наиболее распространенной, а, следовательно, программа для  расчета и прогнозирования может  применяться на большем количестве предприятий.

     Также программе, написанной с помощью  платформы 1С Предприятие 8.1, не требуется  отдельные действия пользователей, направленные на выгрузку анализируемых  данных в промежуточные файлы, а  затем действия для загрузке полученной информацию в программу для последующей обработки и проведения расчетов.

     Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

     В первой главе «Современное состояние основных показателей» приводится общая характеристика показателей, их описание, теоретические предположения о влиянии их на прогнозные значения, а также их динамика за выбранный для анализа период.

     Во  второй главе «Статистический и математический анализ, прогнозирование спроса на продукцию предприятия» проводится анализ показателей, проверка гипотезы о существовании тенденции, получение тренда с помощью метода скользящей средней и выделение сезонных компонент, выявление степени влияния показателей на исследуемое значение спроса, построение уравнения множественной регрессии, прогнозирование показателей с помощью полученных ранее уравнений и сезонных показателей и прогнозирование спроса на продукцию с помощью уравнения множественной регрессии.

     В третьей главе «Написание, отладка и тестирование программы для экономико-математического моделирования и прогнозирования спроса на продукцию предприятия» дается подробное описание программы, ее функционала, постановка технического задание и требования к программе, расчет прогнозных данных, сравнение результатов программы с прогнозными данными, рассчитанными во второй главе и инструкция для пользователей,.

     В заключении представлены общие выводы по дипломной работе и рекомендации, анализ недостатков и достоинств программы.

 

      ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 

     1.1. Основные показатели

     Основными показателями покупательского спроса на продукцию является количество продаваемого товара и доход предприятия от продажи за какой-либо период времени. Показатель, имеющий важное значение для руководителя, это выручка от продажи. Информация в денежном выражении, дает достаточно точную картину спроса и помогает построить прогноз для руководителя о сумме продаж в будущем периоде.

     Согласно  микроэкономике, основным фактором, влияющим на спрос, являются доходы потребителей. За доход потребителя можно принять официальный уровень средней заработной платы. Согласно статистическим данным за март 2011 года среднедушевые денежные доходы населения Республики Марий Эл составляют 11114,3 руб.

     Также, за фактор, влияющий на спрос, можно  принять величину прожиточного минимума, так как свободные средства, оставшиеся после всех затрат потребитель, теоретически, может потратить и на продукцию предприятия. Величина прожиточного минимума за 1 квартал 2011 года по Республике Марий Эл составляет 5512 руб.

     Очень важную роль в формировании спроса играет инфляция. На официальном сайте Госкомстата по республике Марий Эл есть данные об индексе потребительских цен к предыдущему месяцу, которые также можно проанализировать и выявить степень воздействия на спрос. Индекс потребительских цен в апреле 2011 года к марту 2011 года составил 100,4 процента.

     Использование в своей деятельности заемных  средств или использование населением банковских кредитов для покупок  какой-либо продукции достаточно распространено. Так как использование банковских кредитов позволяет приобретать различные вещи, размеры выданных кредитов могут влиять и на спрос. Следовательно, можно проанализировать и этот показатель. Сумма кредитов, предоставленных предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам, включая кредиты, предоставленные иностранным государствам и юридическим лицам-нерезидентам,  (по данным Госкомстата Республики Марий Эл) на апрель 2011 года составила 31657,1 млн. рублей.

     Покупательская  способность потребителя зависит  от возможности получить определенную сумму на покупку в кредит, а, следовательно, от процента банка на кредит. Банки устанавливают процент по кредитам согласно ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Следовательно, ставка рефинансирования может дать полную картину по зависимости спроса от потребительских кредитов, выданных населению на покупку каких-либо товаров или услуг. Текущая ставка рефинансирования составляет 8,25%.

     В данной квалификационной работе будет  прогнозироваться показатель спроса на продукцию – выручка от продаж, руб. За апрель 2011 года эта сумма составила 56284843 рубля. 

     1.2. Динамика основных  показателей

     Для построения прогноза используется анализ рядов динамики различных показателей. Ряд динамики (или временной ряд) – это числовые значения определенного статистического показателя в последовательные моменты или периоды времени (т.е. расположенные в хронологическом порядке).

     Наилучшим и общепринятым периодом рассмотрения динамики показателей для последующего построения прогноза спроса на продукцию предприятия является месяц, так как при анализе данных и построении прогноза возможен учет сезонной составляющей модели. В связи с этим в данной квалификационной работе будут рассматриваться данные с периодичностью равной одному месяцу.

     Для построения прогнозов будут также использоваться данные о продажах определенных товаров из базы 1С Бухгалтерия предприятия. Бухгалтерский учет в указанной базе ведется с  июля 2008 года, поэтому все расчеты будут вестись а период с 01.07.2008 по 01.01.2010 года. Данные за январь, февраль и март 2011 года будут служить эталонными данными для проверки рассчитанных результатов.

     Рассмотрим  временные ряды указанных выше показателей.

     Табличные данные представлены в таблицах №1-6 приложения №1, здесь же представлены только графики временных рядов. 

     Ряд динамики среднедушевых денежных доходов  населения, руб. в месяц с 2008 по 2011 годы в виде графика.

     

     Рис.1. 
 
 
 
 
 
 

     Ряд динамики величина прожиточного минимума в среднем на душу населения,  руб. в месяц в виде графика.

     

     Рис.2. 

     Ряд динамики индекс потребительских цен в процентах к предыдущему месяцу в виде графика.

     

     Рис.3. 
 
 

     Ряд динамики кредитов, предоставленных  предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам, млн. рублей в виде графика.

     

     Рис.4. 

     Данные  по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации хранятся в достаточно неудобном виде, что  можно наблюдать в таблице.

     Сведения  о ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации

     Таблица 5.

Период  действия %
3 мая  2011 г. – 8,25
28 февраля  2011 г. – 2 мая 2011 г. 8
1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г. 7,75
30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г. 8
29 марта  2010 г. – 29 апреля 2010 г. 8,25
24 февраля  2010 г. – 28 марта 2010 г. 8,5
28 декабря  2009 г. – 23 февраля 2010 г. 8,75
25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г. 9
30 октября  2009 г. – 24 ноября 2009 г. 9,5
30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г. 10

Информация о работе Моделирование и прогнозирование спроса на продукцию предприятия с помощью платформы 1С: Предприятие 8.1