Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить моделирование социально – экономических процессов с применением теории игр.
Задачей курсовой работы является:
Рассмотреть цели моделирования социально – экономических процессов;
Изучить применение теории игр
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие, основные этапы и цели моделирования социально – экономических процессов………………………………………………………...5
Понятие модели и моделирования………………………………………..5
Моделирование как метод научного познания…………………………..7
Понятие , виды социально – экономических процессов………………...9
Применение математических методов моделирования социально –
экономических процессов и явлений в России………………………………...11
Раздел 2. Теория игр: определение, предмет, цели и задачи, …………….…..15
Предмет и задачи теории игр…………………………………………….15
Классификация игр……………………………………………………….17
Раздел 3. Практическое применение теории игр………………………………20
3.1. Практическое применение теории игр в моделировании экономических процессах………………………………………………………………………....20
3.2. Парные игры с нулевой суммой. Решение в чистых стратегиях………...23
3.3. Решение игр в смешанных стратегиях…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Моделирование социально - экономических процессов с применением теории игр»
Выполнил студент 5 курса.
Брагин Д. В.
Проверила:
Гадельшина Г.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Раздел 1. Понятие, основные
этапы и цели моделирования социально
– экономических процессов………………………………………………………
экономических процессов
и явлений в России………………………………
Раздел 3. Практическое применение теории игр………………………………20
3.1. Практическое применение
теории игр в моделировании экономических
процессах………………………………………………………
3.2. Парные игры с нулевой суммой. Решение в чистых стратегиях………...23
3.3. Решение игр в смешанных стратегиях…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...36
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время
особое значение приобретают научные
разработки в области прогнозирования
и управления в сфере материального
производства, в области финансового
обращения, в области общественного
развития. Разработка экономико-математических
моделей и методов решения
конкретных задач производства на основе
использования вычислительной техники
(компьютеров) позволили создать
автоматизированные системы управления
для получения оптимальных
Использование теории игр в международных
экономических отношениях позволяет оказать
помощь в получении лучших стратегий поведения
стран при решении конкретных вопросов
торговли и размещения заказов. Применение
деловых игр в учебном процессе и в практике
хозяйственной деятельности дает возможность
выработать навыки оптимального поведения
человека в коллективе при выработке оптимальных
решений в сложных условиях.
В самых
различных сферах деятельности человека
возникает много ситуаций, которые формализуются
в виде игры и затем становятся возможными
их исследования. Можно так же рассматривать
и несколько упрощенные модели конфликтных
ситуаций, учитывая лишь самые главные
аспекты, и получить приемлемые решения.
Теория игр начала активно развиваться
в первой половине ХХ века в трудах Оскара
Моргенштерна – американского математика
и экономиста и Джона Неймана – американского
математика.
Цель данной курсовой работы изучить моделирование социально – экономических процессов с применением теории игр.
Задачей курсовой работы является:
Структура курсовой работы: Введение, Раздел 1 – Понятие, основные этапы и цели моделирования социально – экономических процессов,
Раздел 2 –Теория игр: определение, предмет, цели и задачи, применение, Заключение, Перечень источников и литературы.
При написании курсовой работы был использован широкий круг источников и научной литературы.
Раздел 1. Понятие, основные этапы и цели моделирования социально – экономических процессов.
Модель в широком смысле – это любой образ, аналог мысленный или установленный изображение, описание, схема, чертеж, карта и т. П. какого либо объема, процесса или явления, используемый в качестве его заменителя или представителя. Сам объект, процесс или явление называется оригиналом данной модели.
Моделирование – это исследование какого либо объекта или системы объектов путем построения и изучения их моделей. Это использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.
На идее моделирования базируется любой метод научного исследования, при этом, в теоретических методах используются различного рода знаковые, абстрактные модели, в экспериментальных – предметные модели.
При исследовании сложное
реальное явление заменяется некоторой
упрощенной копией или схемой, иногда
такая копия служит лишь только для
того чтобы запомнить и при
следующей встрече узнать нужное
явление. Иногда построенная схема отражает как
Задача исследователя – предсказывать характер явления и ход процесса.
Иногда, бывает, что объект доступен, но эксперименты с ним дорогостоящи или привести к серьезным экологическим последствиям. Знания о таких процессах получают с помощью моделей.
Важный момент – сам характер
науки предполагает изучение не одного
конкретного явления, а широкого класса
родственных явлений. Предполагает необходимость формулировки как
Особую роль в науке играют математические модели, строительный материал и инструменты этих моделей – математические понятия. Они накапливались и совершенствовались в течении тысячелетий. Современная математика дает исключительно мощные и универсальные средства исследования. Практически каждое понятие в математике, каждый математический объект, начиная от понятия числа, является математической моделью. При построении математической модели, изучаемого объекта или явления выделяют те его особенности, черты и детали, которые с одной стороны содержат более или менее полную информацию об объекте, а с другой допускают математическую формализацию. Математическая формализация означает, что особенностям и деталям объекта можно поставить в соответствие подходящие адекватные математические понятия: числа, функции, матрицы и так далее. Тогда связи и отношения, обнаруженные и предполагаемые в изучаемом объекте между отдельными его деталями и составными частями можно записать с помощью математических отношений: равенств, неравенств, уравнений. В результате получается математическое описание изучаемого процесса или явление, то есть его математическая модель.
Изучение математической
модели всегда связанно с некоторыми
правилами действия над изучаемыми
объектами. Эти правила отражают
связи между причинами и
Построение математической модели – это центральный этап исследования или проектирования любой системы. От качества модели зависит весь последующий анализ объекта. Построение модели – это процедура не формальная. Сильно зависит от исследователя, его опыта и вкуса, всегда опирается на определенный опытный материал. Модель должна быть достаточно точной, адекватной и должна быть удобна для использования.
Под моделированием понимается
процесс разработки, построения абстракций
и умозаключений по аналогии и
конструирования научных
Первый этап построения модели заключается в установлении сходства и различия между объектом-моделью и объектом – оригиналом. Этот этап предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели А обуславливаются тем, что она отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала В. Задача необходимости и достаточной меры сходства оригинала и модели решается на основе конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае полного тождества с оригиналом (тогда он перестает быть оригиналом), так и в случае его отсутствия. Любая модель представляет, оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Поэтому для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе модель выступает в качестве самостоятельного объекта исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и проводится системный анализ ее «поведения». Так складываются знания о модели.
На третьем этапе
В экономике как общественной
сфере трудовой и хозяйственной
деятельности постоянно происходят
два типа процессов, которые по своему
характеру делятся на естественные
и общественные. Естественные процессы
осуществляются человеком при его
взаимодействии или соприкосновении
с природой с помощью средств
труда для создания материальных
(вещественных) или интеллектуальных
продуктов. Общественные процессы характеризуют
взаимоотношения между людьми, связанные
с производством и/или
Социально-экономические процессы классифицируются
по типам и видам в зависимости от критерия,
лежащего в основе классификации:
• по степени управляемости
– стихийные и управляемые;
• по направленности
распространения – внешне– и внутриэкономические,
в рамках которых могут развиваться процессы
международной интеграции, кооперации;
• по масштабу влияния на жизнедеятельность
социума – макроэкономические, региональные,
локальные, микроэкономические;
• по структуре функционального
проявления – производственные, трудовые,
организационные, технологические, информационные
процессы.
С точки зрения устойчивости взаимосвязей
экономических и других социальных структур
можно говорить о стабильных и нестабильных
социально-экономических процессах.
Процесс – последовательность действий,
осуществляемых во времени или пространстве,
обеспечивающая достижение поставленных
целей. Системный подход для любой системы
выделяет 2а вида процессов: функционирования
и развития. Процесс функционирования
– процесс выполнения функций системы,
обеспечивающий достижение ее цели.
Процесс развития – улучшение процесса
функционирования за счет приращения
структуры, либо улучшения ее параметров.
Основным для системы является процесс
функционирования, состоящий в обмене
ресурсами и обеспечивающий достижение
цели системы. Административно-
Особенностью социально-экономических
процессов является их тесная привязка
к деятельности предприятий (хозяйствующих
субъектов), крупных национально-государственных
систем, регионов, которая определяет
масштабы, уровень, темпы и цели происходящих
в русле этих объектов изменений. В основе
социально-экономических процессов лежит
цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий
логику развертывания волн экономической
конъюнктуры на каждом из рассматриваемых
уровней. Достигая максимума, тенденция
роста производства сменяется его снижением.
Вместе с тем снижается объем инвестиций,
что, в конечном счете, неизбежно приводит
к сдерживанию инновационных процессов.
Снижение инновационной активности, вызывая
сокращение эффективности производства,
способствует возникновению масштабных
войн за передел ресурсов. Непременным
атрибутом политических процессов является
изменение целеполагающего вектора социальных
преобразований, заключающееся во внедрении
в общественную жизнь мероприятий, составляющих
программную установку одной из влиятельных
и организованных сил общества, какой
является политическая партия или общественное
движение. Если основу социально-экономических
процессов составляет цикл «инновации-инвестиции»,
то политических — оппозиция «вызов-реакция».
экономических процессов и явлений в России.
К сожалению, метод математического
моделирования социально-
Например, вплоть до конца 80-х годов длинные
волны в экономике были в нашей стране
запретной темой, т.к. это не вписывалось
в концепцию «неуклонного роста народного
хозяйства» (показательно, что первая
монография на русском языке С.М. Меньшиков
и Л.А. Клименко, посвященная этому вопросу,
вышла в свет лишь в 1989 г.). При этом попытки
(весьма редкие) публикации результатов,
полученных западными учеными на основе
использования математических методов,
обязательно предварялись идеологическими
клише такого рода: «…стараясь затушевать
эксплуататорскую природу капиталистического
способа производства», «…теория равновесия,
враждебная марксизму-ленинизму…», «…на
эконометрику была возложена задача поднять
престиж буржуазной политической экономии»
и т.п.
Причины пренебрежительного отношения
к научному анализу последствий управленческих
решений имеют глубокие корни, а сопротивление,
которое встречает метод математического
моделирования при анализе социально-экономических
проблем, – более чем вековую историю.
Например, против намерения Л. Вальраса
в 1890-х годах ввести в курс политической
экономии математические методы выступало
подавляющее большинство его коллег по
Лозаннскому университету.
Одним из основных доводов,
который служит препятствием для использования
метода математического моделирования
при анализе конкретных социально-экономических
процессов, является сложность объекта
моделирования, поскольку применяемая
теоретическая модель может оказаться
слишком упрощенной по сравнению с объектом-оригиналом.
Однако рекомендации и выводы, полученные
на основе анализа адекватной имитационной
модели, также могут оказаться невостребованными,
поскольку управленец может предпочесть
опереться на интуицию и даже иметь нерешенную
проблему, чем использовать модели, в которых
он ничего не понимает, и стать, таким образом,
заложником разработчика-математика.
Недооценке метода моделирования при
принятии решений служит также и «пренебрежение
академической экономической наукой упорным,
систематическим, эмпирическим анализом
и увлечение изящными, но пустыми, формальными,
главным образом математическими, теоретическими
«упражнениями» (В. Леонтьев, 1972 г.).
Полностью принимая как необходимость
развития аксиоматической теоретической
математической экономики, так и большое
значение прикладных социально-экономических
исследований, отметим, что в основе этих
полярных направлений математического
моделирования должно лежать глубокое
понимание базовых теоретических моделей
и, прежде всего, допущений, используемых
при построении этих моделей, которые
и определяют пределы их применимости.
Как видим, наряду с субъективными трудностями
существуют и вполне объективные проблемы,
ограничивающие эффективность применения
метода математического моделирования
при анализе социально-экономических
процессов. К ним, прежде всего, следует
отнести исключительное разнообразие
и разнородность объектов моделирования,
поскольку в этой области имеют место
элементы управляемости и стихийности,
детерминированности и существенной неоднозначности,
сочетание процессов технического и социального
характера.
Однако основные преграды, стоящие на
пути развития формализованных методов
в социально-экономических науках, носят,
по-видимому, субъективный характер. О
главной из них сказал П.Л. Капица на Международном
симпозиуме по планированию науки еще
в 1959 г. Размышляя о развитии общественных
наук, он использовал аналогию с положением
естественных наук в средние века, когда
«…церковь брала на себя монополию схоластически-догматического
толкования всех явлений природы, решительно
отметая все, что хоть в малейшей мере
противоречило каноническим писаниям.
…Сейчас существует большое разнообразие
государственных структур, которые признают
за истину только то в общественных науках,
что доказывает целесообразность этих
структур. Естественно, что при таких условиях
развитие общественных наук сильно стеснено»
П.Л. Капица. К сожалению, за сорок без малого
лет эти слова не утратили своей актуальности.
Слабое представление о существе метода
моделирования и его возможностях приводит
к тому, что зачастую реакцией на несоответствие
ожиданий и конкретных результатов социально-экономической
политики, основанной на использовании
неадекватных моделей, служат эмоциональные
выводы о том, что «экономические законы
в России не действуют», что «умом Россию
не понять», что «моделирование в наших
условиях бессмысленно» и т.д. Но ведь
это все равно, что рассчитывать траекторию
движения той же баллистической ракеты
по формуле из известной школьной задачи
о движении тела, брошенного под углом
к горизонту, а потом возмущаться расхождением
теории и практики.
Однако математические методы являются
важнейшим инструментом анализа экономических
явлений и процессов, построения теоретических
моделей, позволяющих отобразить существующие
связи в экономической жизни, прогнозировать
поведение экономических субъектов и
экономическую динамику. Математическое
моделирование становится языком современной
экономической теории, одинаково понятным
для учёных всех стран мира.
Одним из самых перспективным направлений
в математических методах в экономике
на данный момент является экономико-математическое
моделирование с использованием комплексных
переменных, направление, разрабатываемое
в Санкт-Петербургском государственном
университете экономики и финансов.
Информация о работе Моделирование социально - экономических процессов с применением теории игр