Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы  изучить моделирование социально – экономических процессов с применением теории игр.
Задачей курсовой работы является:
Рассмотреть цели моделирования  социально – экономических процессов;
Изучить применение теории игр
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие, основные этапы и цели моделирования социально – экономических процессов………………………………………………………...5
Понятие модели и моделирования………………………………………..5
Моделирование как метод научного познания…………………………..7
Понятие , виды социально – экономических процессов………………...9
Применение математических методов моделирования социально –
экономических процессов  и явлений в России………………………………...11
Раздел 2. Теория игр: определение, предмет, цели и задачи, …………….…..15
Предмет и задачи теории игр…………………………………………….15
Классификация игр……………………………………………………….17
Раздел 3. Практическое применение теории игр………………………………20
3.1. Практическое применение теории игр в моделировании экономических процессах………………………………………………………………………....20
3.2. Парные игры с нулевой суммой. Решение в чистых стратегиях………...23
3.3. Решение игр в смешанных  стратегиях…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН    
ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Моделирование социально - экономических процессов с применением теории игр»
Выполнил студент 5 курса.
Брагин Д. В.
Проверила:
Гадельшина Г.А.
                              
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Раздел 1. Понятие, основные 
этапы и цели моделирования  социально 
– экономических процессов………………………………………………………
экономических процессов 
и явлений в России………………………………
Раздел 3. Практическое применение теории игр………………………………20
3.1. Практическое применение 
теории игр в моделировании экономических 
процессах………………………………………………………
3.2. Парные игры с нулевой суммой. Решение в чистых стратегиях………...23
3.3. Решение игр в смешанных стратегиях…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...36
 
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время 
особое значение приобретают научные 
разработки в области прогнозирования 
и управления в сфере материального 
производства, в области финансового 
обращения, в области общественного 
развития. Разработка экономико-математических 
моделей и методов решения 
конкретных задач производства на основе 
использования вычислительной техники 
(компьютеров) позволили создать 
автоматизированные системы управления 
для получения оптимальных 
       
Использование теории игр в международных 
экономических отношениях позволяет оказать 
помощь в получении лучших стратегий поведения 
стран при решении конкретных вопросов 
торговли и размещения заказов. Применение 
деловых игр в учебном процессе и в практике 
хозяйственной деятельности дает возможность 
выработать навыки оптимального поведения 
человека в коллективе при выработке оптимальных 
решений в сложных условиях.  
     В самых 
различных сферах деятельности человека 
возникает много ситуаций, которые формализуются 
в виде игры и затем становятся возможными 
их исследования. Можно так же рассматривать 
и несколько упрощенные модели конфликтных 
ситуаций, учитывая лишь самые главные 
аспекты, и получить приемлемые решения.  
       
Теория игр начала активно развиваться 
в первой половине ХХ века в трудах Оскара 
Моргенштерна – американского математика 
и экономиста и Джона Неймана – американского 
математика.
Цель данной курсовой работы изучить моделирование социально – экономических процессов с применением теории игр.
Задачей курсовой работы является:
Структура курсовой работы: Введение, Раздел 1 – Понятие, основные этапы и цели моделирования социально – экономических процессов,
Раздел 2 –Теория игр: определение, предмет, цели и задачи, применение, Заключение, Перечень источников и литературы.
При написании курсовой работы был использован широкий круг источников и научной литературы.
 
Раздел 1. Понятие, основные этапы и цели моделирования социально – экономических процессов.
Модель в широком смысле – это любой образ, аналог мысленный или установленный изображение, описание, схема, чертеж, карта и т. П. какого либо объема, процесса или явления, используемый в качестве его заменителя или представителя. Сам объект, процесс или явление называется оригиналом данной модели.
Моделирование – это исследование какого либо объекта или системы объектов путем построения и изучения их моделей. Это использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.
На идее моделирования базируется любой метод научного исследования, при этом, в теоретических методах используются различного рода знаковые, абстрактные модели, в экспериментальных – предметные модели.
При исследовании сложное 
реальное явление заменяется некоторой 
упрощенной копией или схемой, иногда 
такая копия служит лишь только для 
того чтобы запомнить и при 
следующей встрече узнать нужное 
явление. Иногда построенная схема отражает как
Задача исследователя – предсказывать характер явления и ход процесса.
Иногда, бывает, что объект доступен, но эксперименты с ним дорогостоящи или привести к серьезным экологическим последствиям. Знания о таких процессах получают с помощью моделей.
Важный момент – сам характер 
науки предполагает изучение не одного 
конкретного явления, а широкого класса 
родственных явлений. Предполагает необходимость формулировки как
Особую роль в науке играют математические модели, строительный материал и инструменты этих моделей – математические понятия. Они накапливались и совершенствовались в течении тысячелетий. Современная математика дает исключительно мощные и универсальные средства исследования. Практически каждое понятие в математике, каждый математический объект, начиная от понятия числа, является математической моделью. При построении математической модели, изучаемого объекта или явления выделяют те его особенности, черты и детали, которые с одной стороны содержат более или менее полную информацию об объекте, а с другой допускают математическую формализацию. Математическая формализация означает, что особенностям и деталям объекта можно поставить в соответствие подходящие адекватные математические понятия: числа, функции, матрицы и так далее. Тогда связи и отношения, обнаруженные и предполагаемые в изучаемом объекте между отдельными его деталями и составными частями можно записать с помощью математических отношений: равенств, неравенств, уравнений. В результате получается математическое описание изучаемого процесса или явление, то есть его математическая модель.
Изучение математической 
модели всегда связанно с некоторыми 
правилами действия над изучаемыми 
объектами. Эти правила отражают 
связи между причинами и 
Построение математической модели – это центральный этап исследования или проектирования любой системы. От качества модели зависит весь последующий анализ объекта. Построение модели – это процедура не формальная. Сильно зависит от исследователя, его опыта и вкуса, всегда опирается на определенный опытный материал. Модель должна быть достаточно точной, адекватной и должна быть удобна для использования.
Под моделированием понимается 
процесс разработки, построения абстракций 
и умозаключений по аналогии и 
конструирования научных 
Первый этап построения модели заключается в установлении сходства и различия между объектом-моделью и объектом – оригиналом. Этот этап предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели А обуславливаются тем, что она отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала В. Задача необходимости и достаточной меры сходства оригинала и модели решается на основе конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае полного тождества с оригиналом (тогда он перестает быть оригиналом), так и в случае его отсутствия. Любая модель представляет, оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Поэтому для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе модель выступает в качестве самостоятельного объекта исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и проводится системный анализ ее «поведения». Так складываются знания о модели.
На третьем этапе 
В экономике как общественной 
сфере трудовой и хозяйственной 
деятельности постоянно происходят 
два типа процессов, которые по своему 
характеру делятся на естественные 
и общественные. Естественные процессы 
осуществляются человеком при его 
взаимодействии или соприкосновении 
с природой с помощью средств 
труда для создания материальных 
(вещественных) или интеллектуальных 
продуктов. Общественные процессы характеризуют 
взаимоотношения между людьми, связанные 
с производством и/или 
         
Социально-экономические процессы классифицируются 
по типам и видам в зависимости от критерия, 
лежащего в основе классификации: 
• по степени управляемости 
– стихийные и управляемые; 
•     по направленности 
распространения – внешне– и внутриэкономические, 
в рамках которых могут развиваться процессы 
международной интеграции, кооперации; 
• по масштабу влияния на жизнедеятельность 
социума – макроэкономические, региональные, 
локальные, микроэкономические; 
• по структуре функционального 
проявления – производственные, трудовые, 
организационные, технологические, информационные 
процессы. 
         
С точки зрения устойчивости взаимосвязей 
экономических и других социальных структур 
можно говорить о стабильных и нестабильных 
социально-экономических процессах.  
         
Процесс – последовательность действий, 
осуществляемых во времени или пространстве, 
обеспечивающая достижение поставленных 
целей. Системный подход для любой системы 
выделяет 2а вида процессов: функционирования 
и развития. Процесс функционирования 
– процесс выполнения функций системы, 
обеспечивающий достижение ее цели.           
Процесс развития – улучшение процесса 
функционирования за счет приращения 
структуры, либо улучшения ее параметров. 
Основным для системы является процесс 
функционирования, состоящий в обмене 
ресурсами и обеспечивающий достижение 
цели системы. Административно-
        Особенностью социально-экономических 
процессов является их тесная привязка 
к деятельности предприятий (хозяйствующих 
субъектов), крупных национально-государственных 
систем, регионов, которая определяет 
масштабы, уровень, темпы и цели происходящих 
в русле этих объектов изменений. В основе 
социально-экономических процессов лежит 
цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий 
логику развертывания волн экономической 
конъюнктуры на каждом из рассматриваемых 
уровней. Достигая максимума, тенденция 
роста производства сменяется его снижением. 
Вместе с тем снижается объем инвестиций, 
что, в конечном счете, неизбежно приводит 
к сдерживанию инновационных процессов. 
Снижение инновационной активности, вызывая 
сокращение эффективности производства, 
способствует возникновению масштабных 
войн за передел ресурсов. Непременным 
атрибутом политических процессов является 
изменение целеполагающего вектора социальных 
преобразований, заключающееся во внедрении 
в общественную жизнь мероприятий, составляющих 
программную установку одной из влиятельных 
и организованных сил общества, какой 
является политическая партия или общественное 
движение. Если основу социально-экономических 
процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», 
то политических — оппозиция «вызов-реакция».
экономических процессов и явлений в России.
К сожалению, метод математического 
моделирования социально-
           
Например, вплоть до конца 80-х годов длинные 
волны в экономике были в нашей стране 
запретной темой, т.к. это не вписывалось 
в концепцию «неуклонного роста народного 
хозяйства» (показательно, что первая 
монография на русском языке С.М. Меньшиков 
и Л.А. Клименко, посвященная этому вопросу, 
вышла в свет лишь в 1989 г.). При этом попытки 
(весьма редкие) публикации результатов, 
полученных западными учеными на основе 
использования математических методов, 
обязательно предварялись идеологическими 
клише такого рода: «…стараясь затушевать 
эксплуататорскую природу капиталистического 
способа производства», «…теория равновесия, 
враждебная марксизму-ленинизму…», «…на 
эконометрику была возложена задача поднять 
престиж буржуазной политической экономии» 
и т.п. 
           
Причины пренебрежительного отношения 
к научному анализу последствий управленческих 
решений имеют глубокие корни, а сопротивление, 
которое встречает метод математического 
моделирования при анализе социально-экономических 
проблем, – более чем вековую историю. 
Например, против намерения Л. Вальраса 
в 1890-х годах ввести в курс политической 
экономии математические методы выступало 
подавляющее большинство его коллег по 
Лозаннскому университету.  
Одним из основных доводов, 
который служит препятствием для использования 
метода математического моделирования 
при анализе конкретных социально-экономических 
процессов, является сложность объекта 
моделирования, поскольку применяемая 
теоретическая модель может оказаться 
слишком упрощенной по сравнению с объектом-оригиналом. 
Однако рекомендации и выводы, полученные 
на основе анализа адекватной имитационной 
модели, также могут оказаться невостребованными, 
поскольку управленец может предпочесть 
опереться на интуицию и даже иметь нерешенную 
проблему, чем использовать модели, в которых 
он ничего не понимает, и стать, таким образом, 
заложником разработчика-математика.  
           
Недооценке метода моделирования при 
принятии решений служит также и «пренебрежение 
академической экономической наукой упорным, 
систематическим, эмпирическим анализом 
и увлечение изящными, но пустыми, формальными, 
главным образом математическими, теоретическими 
«упражнениями» (В. Леонтьев, 1972 г.).  
Полностью принимая как необходимость 
развития аксиоматической теоретической 
математической экономики, так и большое 
значение прикладных социально-экономических 
исследований, отметим, что в основе этих 
полярных направлений математического 
моделирования должно лежать глубокое 
понимание базовых теоретических моделей 
и, прежде всего, допущений, используемых 
при построении этих моделей, которые 
и определяют пределы их применимости.  
           
Как видим, наряду с субъективными трудностями 
существуют и вполне объективные проблемы, 
ограничивающие эффективность применения 
метода математического моделирования 
при анализе социально-экономических 
процессов. К ним, прежде всего, следует 
отнести исключительное разнообразие 
и разнородность объектов моделирования, 
поскольку в этой области имеют место 
элементы управляемости и стихийности, 
детерминированности и существенной неоднозначности, 
сочетание процессов технического и социального 
характера.  
           
Однако основные преграды, стоящие на 
пути развития формализованных методов 
в социально-экономических науках, носят, 
по-видимому, субъективный характер. О 
главной из них сказал П.Л. Капица на Международном 
симпозиуме по планированию науки еще 
в 1959 г. Размышляя о развитии общественных 
наук, он использовал аналогию с положением 
естественных наук в средние века, когда 
«…церковь брала на себя монополию схоластически-догматического 
толкования всех явлений природы, решительно 
отметая все, что хоть в малейшей мере 
противоречило каноническим писаниям. 
…Сейчас существует большое разнообразие 
государственных структур, которые признают 
за истину только то в общественных науках, 
что доказывает целесообразность этих 
структур. Естественно, что при таких условиях 
развитие общественных наук сильно стеснено» 
П.Л. Капица. К сожалению, за сорок без малого 
лет эти слова не утратили своей актуальности.  
          
Слабое представление о существе метода 
моделирования и его возможностях приводит 
к тому, что зачастую реакцией на несоответствие 
ожиданий и конкретных результатов социально-экономической 
политики, основанной на использовании 
неадекватных моделей, служат эмоциональные 
выводы о том, что «экономические законы 
в России не действуют», что «умом Россию 
не понять», что «моделирование в наших 
условиях бессмысленно» и т.д. Но ведь 
это все равно, что рассчитывать траекторию 
движения той же баллистической ракеты 
по формуле из известной школьной задачи 
о движении тела, брошенного под углом 
к горизонту, а потом возмущаться расхождением 
теории и практики. 
          
Однако математические методы являются 
важнейшим инструментом анализа экономических 
явлений и процессов, построения теоретических 
моделей, позволяющих отобразить существующие 
связи в экономической жизни, прогнозировать 
поведение экономических субъектов и 
экономическую динамику. Математическое 
моделирование становится языком современной 
экономической теории, одинаково понятным 
для учёных всех стран мира. 
          
Одним из самых перспективным направлений 
в математических методах в экономике 
на данный момент является экономико-математическое 
моделирование с использованием комплексных 
переменных, направление, разрабатываемое 
в Санкт-Петербургском государственном 
университете экономики и финансов.
Информация о работе Моделирование социально - экономических процессов с применением теории игр