Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:34, дипломная работа
Основными задачами данного исследования являются:
– рассмотреть теоретические основы прогнозирования развития образования;
– дать анализ системы прогнозирования образования;
– проанализировать и сделать выводы о целесообразности социального прогнозирования.
Введение
1 Теоретические основы прогнозирования образования
1.1 Понятие системы образования
1.2 Общая характеристика методов прогнозирования образования
2 Анализ и оценка развития образования в Республике Мордовия
2.1 Исследование основных показателей системы образования
2.2 Государственное регулирование образования в Республике Мордовия
2.3 Рассмотрение факторов, влияющих на развитие образование, при помощи факторного анализа
3 Прогнозирование развития образования в Республике Мордовия
3.1 Прогнозирование методом экстраполяции
3.2 Прогнозирование с помощью корреляционно-регрессионного анализа
3.3 Прогнозирование развития образования методом экспоненциального сглаживания
4 Рекомендации для дальнейшего развития образования в Республике Мордовия
Заключение
Список использованной литературы
Мои показатели разбиты на пять групп по определённым признакам, значения обозначенных буквами переменных представлены ниже:
У1 – Общий прирост населения, тыс. человек;
У2 – Численность постоянного населения, тыс.человек;
Z1 – Величина прожиточного минимума;
Z2 – Денежные доходы населения (в среднем на душу), руб.;
M1 – Жилищный фонд, тысяч кВ.м.;
M2 – Предоставление жилья гражданам, человек;
L1 – Число театров;
L2 – Число посещений театров;
Х1 – Затраты на выполнение научных исследований и разработок, млн.руб.;
Х2 – Объём платных услуг населению, млн. руб.
Разобьём данные показатели по факторам с помощью факторного анализа.
Для начала определим предположительное количество факторов с помощью корреляции (таблица 7).
Таблица 7 – Корреляция
У1 |
У2 |
Z1 |
Z2 |
M1 |
M2 |
L1 |
L2 |
Х1 |
Х2 | |
У |
1,00 |
-0,94 |
0,82 |
0,74 |
0,85 |
0,52 |
0,61 |
0,20 |
0,93 |
0,83 |
У2 |
-0,94 |
1,00 |
-0,92 |
-0,89 |
-0,94 |
-0,62 |
-0,68 |
-0,21 |
-0,93 |
-0,92 |
Z1 |
0,82 |
-0,92 |
1,00 |
0,81 |
1,00 |
0,82 |
0,84 |
0,41 |
0,90 |
1,00 |
Z2 |
0,74 |
-0,89 |
0,81 |
1,00 |
0,83 |
0,66 |
0,42 |
-0,02 |
0,69 |
0,80 |
M1 |
0,85 |
-0,94 |
1,00 |
0,83 |
1,00 |
0,81 |
0,82 |
0,37 |
0,91 |
1,00 |
M2 |
0,52 |
-0,62 |
0,82 |
0,66 |
0,81 |
1,00 |
0,67 |
0,21 |
0,54 |
0,83 |
L1 |
0,61 |
-0,68 |
0,84 |
0,42 |
0,82 |
0,67 |
1,00 |
0,61 |
0,80 |
0,84 |
L2 |
0,20 |
-0,21 |
0,41 |
-0,02 |
0,37 |
0,21 |
0,61 |
1,00 |
0,43 |
0,40 |
Х1 |
0,93 |
-0,93 |
0,90 |
0,69 |
0,91 |
0,54 |
0,80 |
0,43 |
1,00 |
0,91 |
Х2 |
0,83 |
-0,92 |
1,00 |
0,80 |
1,00 |
0,83 |
0,84 |
0,40 |
0,91 |
1,00 |
Таблица показывает тесноту связи между показателями. Мы видим, что наибольшая связь со всеми показателя наблюдается у переменной У2 – численность постоянного населения, и у Х2 – объём платных услуг населению. После этого составим таблицу, по которой мы сможем дополнительно определить количество факторов с помощью собственных значений переменных.
Таблица 8 – Собственные значения переменных, показатель общей дисперсии
Данные |
Собств.значен. |
% общей дисперсии |
Кумулятивн. Собств. Значен. |
Кумул. % |
1 |
7,640111 |
76,40111 |
7,64011 |
76,4011 |
2 |
1,264394 |
12,64394 |
8,90450 |
89,0450 |
3 |
0,672030 |
6,72030 |
9,57654 |
95,7654 |
4 |
0,264693 |
2,64693 |
9,84123 |
98,4123 |
5 |
0,120296 |
1,20296 |
9,96152 |
99,6152 |
6 |
0,028871 |
0,28871 |
9,99040 |
99,9040 |
7 |
0,005846 |
0,05846 |
9,99624 |
99,9624 |
8 |
0,003743 |
0,03743 |
9,99998 |
99,9998 |
9 |
0,000016 |
0,00016 |
10,00000 |
100,0000 |
Определить количество факторов нам помогут два первых показателя, собственные значения должны быть больше 1, а % общей дисперсии – больше 10. Исходя из этого, можем предположить наличие двух факторов. Чтобы убедиться в нашем предположении воспользуемся выделением факторов через критерий Кайзера (критерий каменистой осыпи). (рисунок 2).
Рисунок 1 – Критерий каменистой осыпи
Наше предположение о наличии двух факторов подтверждается, «белый шум» начинается после двух «падений».
Итак, мы сделали предположение о наличии двух факторов, проверим его. Для этого исходное число факторов, уже данных, заменяем предполагаемыми двумя.
Для проверки проведём следующее действие: определение фактической нагрузки, то есть значимости каждого показателя в каждом факторе (таблица 9).
Таблица 9 – Таблица фактической нагрузки в каждом факторе
Фактор 1 |
Фактор 2 | |
У1 |
-0,881647 |
0,192705 |
У2 |
0,949049 |
-0,222727 |
Z1 |
-0,991841 |
-0,029692 |
Z2 |
-0,816147 |
0,478014 |
M1 |
-0,995452 |
0,024723 |
M2 |
-0,778999 |
0,039055 |
L1 |
-0,832677 |
-0,441718 |
L2 |
-0,392952 |
-0,863609 |
Х1 |
-0,937565 |
-0,066674 |
Х2 |
-0,993840 |
-0,027484 |
Expl.Var |
7,640111 |
1,264394 |
Prp.Totl |
0,764011 |
0,126439 |
Мы наблюдаем следующее: второй фактор включает один показатель, что не может соответствовать действительности. Попробуем изменить ситуацию с применением варимакса исходных данных, получаем (таблица 10):
Таблица 10 – Фактическая нагрузка в каждом факторе после варимакса исходных
Фактор 1 |
Фактор 2 | |
У1 |
0,890857 |
0,144256 |
У2 |
-0,964574 |
-0,141062 |
Z1 |
0,911756 |
0,391575 |
Z2 |
0,934620 |
-0,145185 |
M1 |
0,935083 |
0,342281 |
M2 |
0,738988 |
0,249521 |
L1 |
0,612503 |
0,716453 |
L2 |
0,048640 |
0,947558 |
Х1 |
0,847696 |
0,406060 |
Х2 |
0,914426 |
0,390254 |
Expl.Var |
6,781616 |
2,122889 |
Prp.Totl |
0,678162 |
0,212289 |
Ситуация изменилась незначительно, но мы можем сделать вывод, что во второй фактор входят два показателя, связанные с культурой. Это легко объяснить, так как демография, жилищные условия, достаток населения являются показателями, влияющими на развитие образование, а культуру можно отнести или как к равноправному показателю или даже предположить, что она зависит в какой-то степени от образованности людей.
И последний наш расчёт – это график нагрузки, который определяет влияние наших переменных.
Рисунок 2 – График нагрузки
Мы видим, что
наиболее тесно взаимосвязаны другие
факторы, жилищные условия и деньги.
Численность постоянного
На основе проведённого анализа мы пришли к выводу, что наибольшее значение на развитие образования оказывают такие показатели, как демография и денежный доход населения, то есть при расчёте переменных по системе образования большее внимание стоит заострять именно на данных факторах. Это предположение находит объяснение: число обучающихся, а как следствие и другие показатели, первоначально зависят именно от демографических показателей: чем больше детей родилось, тем больше будет обучающихся. Роль денег объясняется сама собой – плата за дошкольные учреждения, воспитание детей (школьные принадлежности, одежда), обучение в вузах – всё это требует немало средств, соответственно с улучшением материального положения граждан будут увеличиваться и показатели эффективности образования. Наиболее это применимо к высших учебным заведениям, так как большинство учащихся живут отдельно от родителей, что требует дополнительных средств, и само обучение иногда может требовать платы. Влияние другого фактора (культура) было объяснено ранее.
3.1
Прогнозирование методом
При анализе состояния системы образования были использованы такие показатели как численность обучающихся в дошкольных, средних и высших учебных заведениях, число преподавателей в этих заведениях, объём финансирования сферы образования.
Для формирования
представлений о будущем
Спрогнозируем
численность детей в дошкольных
учреждениях методом
Таблица 11 - Численность детей в дошкольных учреждениях по Республике Мордовия, тыс. человек
Показатель |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Численность детей в дошкольных учреждениях - всего, тыс. человек |
21,7 |
23,6 |
23,8 |
24,3 |
25,6 |
26 |
27 |
27,4 |
27,9 |
28,6 |
В таблице представлена динамика роста численности детей в дошкольных учреждениях. В 2011 года этот показатель увеличился на 6,9 тыс.человек по сравнению с начальными данными за 2002 год (32%) . При чем наиболее значительное увеличение показателя наблюдалось в 2003 и 2006 гг. Повышение заинтересованности со стороны родителей в посещении дошкольных учреждений объясняется их желанием улучшить готовность к школе, вследствие усложнения школьной программы. Также это обуславливается расширением доступности дошкольного образования, то есть стали открываться новые дошкольные учреждения, восстанавливаться старые, также стали открываться детские сады на базе школ, причиной этому послужило увеличение рождаемости.
Для определения типа тренда необходимо представить данные в виде графика.
Рисунок 3- Численность экономически активного населения по Республике Мордовия, тыс. человек
Следующим действием будет добавление линии тренда, которая является основной составляющей прогнозируемого временного ряда. При прогнозировании численности обучающихся в дошкольных общеобразовательных учреждениях были рассмотрены несколько линий тренда, но наиболее подходящим оказался полиномиальный тренд. Объяснить это можно тем, что данный показатель практически равномерно увеличивается, вследствие того, что воздействующие на него факторы также изменяются на незначительное значение.
Рисунок 4 – Прогноз численности детей в дошкольных учреждениях по РМ до 2016 г., тыс. человек
Мы видим, что линия тренда подобрана верно, так как коэффициент аппроксимации равен 0,9828 (значение близкое к 1). Данные по расчётам прогнозных значений представлены в таблице 2.
Таблица 12 – Прогнозные значения численности детей в дошкольных учреждениях по Республике Мордовия
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Число дошкольных учреждений |
28,9862 |
29,4006 |
29,7642 |
30,077 |
30,339 |
Мы составили прогноз до 2016 года, то есть на ближайшие пять лет. Согласно полученным данным, продолжает наблюдаться динамика подъёма данного показателя. Объяснить это можно прежними причинами, а именно подъёмом рождаемости, открытием новых дошкольных учреждений.
Суть корреляционно-
Для начала подберём необходимые показатели. За зависимую переменную примем показатель «Число общеобразовательных учреждений», обозначим его У. Влияют на него следующие переменные:
Х1 - Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях, тыс. человек;
Х2 – Миграционный прирост;
Х3 – Численность обучающихся в дошкольных учреждениях;
Х4 – Естественный прирост населения.