Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:34, дипломная работа
Основными задачами данного исследования являются:
– рассмотреть теоретические основы прогнозирования развития образования;
– дать анализ системы прогнозирования образования;
– проанализировать и сделать выводы о целесообразности социального прогнозирования.
Введение
1 Теоретические основы прогнозирования образования
1.1 Понятие системы образования
1.2 Общая характеристика методов прогнозирования образования
2 Анализ и оценка развития образования в Республике Мордовия
2.1 Исследование основных показателей системы образования
2.2 Государственное регулирование образования в Республике Мордовия
2.3 Рассмотрение факторов, влияющих на развитие образование, при помощи факторного анализа
3 Прогнозирование развития образования в Республике Мордовия
3.1 Прогнозирование методом экстраполяции
3.2 Прогнозирование с помощью корреляционно-регрессионного анализа
3.3 Прогнозирование развития образования методом экспоненциального сглаживания
4 Рекомендации для дальнейшего развития образования в Республике Мордовия
Заключение
Список использованной литературы
Попробуем подобрать подходящую модель. На графике можно наблюдать постепенное увеличение показателя, и незначительный спад, начавшийся в 2006 г. Судя по этому, можно сказать, что сезонность, т.е. не мультипликативность и не аддитивность не присуща данной модели, и мы выбираем экспоненциальный тренд. Построим график прогноза с отображением фактических значений и значений сглаженного ряда с отображение разности между ними (т.е. остатков).
Для проверки адекватности выбранной модели посмотрим на ошибки, отобразим их в таблице 20.
Таблица 20 - Ошибки
Эксп. сглажив.: S0=198E2 T0=1,020 (Таблица данных1) Эксп.тренд,нет сезон.; Альфа=1,00 Гамма=0,00 Численность студентов в ВУЗах | |
Ошибка | |
Средн. ош. |
-5,0522177 |
Ср. абсол. ошибка |
1220,5662917 |
Суммы квадратов |
86574197,6406338 |
Ср. квадрат |
3206451,7644679 |
Средн. относ. ошибка |
0,0569733 |
Ср. абс. отн. ошибка |
3,5938370 |
Как мы видим модель подобрана верно, так как средняя абсолютная ошибка равна 3, 5938370 – очень хорошее значение.
Рассчитаем прогноз по имеющимся данным и выбранной модели (рисунок 3).
Рисунок 9 – Прогноз численности в высших учебных заведениях
Представим прогнозные значения в таблице 4.
Таблица 21 – Прогнозные значения численности студентов в высших учебных заведениях до 2025 г.
Показатель |
Прогноз численности студентов в высших учебных заведениях |
2012 г. |
36200,82 |
2013 г. |
36924,84 |
2014 г. |
37663,33 |
2015 г. |
38416,60 |
2016 г. |
39184,93 |
2017 г. |
39968,63 |
2018 г. |
40768,00 |
2019 г. |
41583,36 |
2020 г. |
42415,03 |
2021 г. |
43263,33 |
2022 г. |
44128,60 |
2023 г. |
45011,17 |
2024 г. |
45911,39 |
2025 г. |
46829,62 |
Чем же можно объяснить данную динамику. Рассмотрим причины, начиная с улучшения среднего общего образования, обучения в школах, что взаимосвязано с числом студентов в будущем. Для этого сейчас в Мордовии создается соответствующая материальная база, обновляется компьютерное и лабораторное оборудование, вводятся новые технологии и методы обучения. Создан и успешно действует Центр для одаренных детей. За время участия республики в программе модернизации образования отремонтирована 131 школа, эффективно работает программа «Школьный автобус». Горячим питанием обеспечены 96% наших школьников. Это лучший показатель в стране. Все это уже дает свои результаты: например, в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2012 году приняли участие более 100 учащихся. Это почти в 2 раза больше, чем годом ранее. Из них четверо стали победителями и 14 – призерами. Итогом вышесказанного может стать вывод, что столь улучшенные условия благотворно влияют на успеваемость учащихся, что улучшает их уровень знаний, подготавливает к плодотворному обучению в вузах.
Что же касается самих вузов то можно отметить, что в последние годы уровень обучения в мордовских государственных вузах – университете и пединституте – значительно вырос, что позволило им стать межрегиональными, соответственно это означает, что число студентов будет увеличиваться ежегодно. К тому же в университете стали практически ежегодно, с ориентиром на потребности экономики, открываться новые специальности. За каждой из этих новых специализаций – гарантированная востребованность обученного специалиста, а значит, успешность его в жизни, что немаловажно для современного поколения. Соответственно с появлением новых специальностей увеличивается и число бюджетных мест, что опять же влияет на увеличение данного показателя. В них усилена инновационная направленность обучения, делаются дальнейшие реальные шаги по ее развитию. И нельзя не отметить, что знания, образование начинают цениться всё больше. Всё это показывает привлекательность получения высшего образования именно в Мордовии и даёт возможность прогнозировать возможное увеличение числа студентов.
4
Рекомендации для дальнейшего
развития образования в
В ходе исследования
были определены основные проблемы, которые
наблюдаются в сфере образовани
– стимулирование притока молодых кадров в систему общего образования. Молодые специалисты считают профессию учителя не престижной и низкооплачиваемой, поэтому зачастую выбирают для реализации своих способностей другие сферы деятельности;
– повышение эффективности управления в системе образования, обеспечивающего взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций;
– повышение престижа учительской профессии через увеличение заработной платы учителей. Как показало исследование, численность учителей с каждым годом сокращается (за пять последние лет на 3,9 тыс. человек), и не всегда причиной этого является оптимизация, влияние на это также оказывает непрестижность данной профессии;
– развитие материально-технической базы и создание современных условий для организации учебно-воспитательного процесса. Этот пункт можно разделить на следующие мероприятия:
а) приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное оборудование и инвентарь для общеобразовательных учреждений, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся);
б) пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений;
в) развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, на подготовку помещений под новое оборудование, проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений);
г) приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
д) модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата Интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);
– формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей на основе создания прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации. При анализе показателей было отмечено, что родители не полностью информированы о ситуации в сфере образования, допустим о развитии дошкольного образования (открытия новых дошкольных учреждений, расширений старых, то есть увеличение мест) многие граждане не знали, что осложняло ситуация и не сокращали очереди в дет. сады;
– системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. При исследовании был составлен прогноз для числа студентов республики. Мы предположили, что показатель будет увеличиваться, но под влиянием другим факторов, что не говорит о точности данных расчетов. В данный же момент наблюдается ситуация: прием в государственные вузы Республики Мордовии в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сократился на 22,8 %. Причиной этому послужило не только демографические и миграционные процессы, но и повышение платы за обучение, как следствие невозможность обучения для многих граждан. Если начнёт оказываться поддержка талантливой молодёжи, то у многих появится шанс на дальнейшее обучение в вузах;
– объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
– механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования;
– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров за счет сотрудничества с предприятиями, внедряющими современные формы обучения персонала;
– расширения участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
Многие из представленных результатов развития системы образования в Республике Мордовия, а также выявленные проблемы и противоречия, свойственны не только для данного региона, но характерны и для других субъектов федерации. Тем не менее, в каждом регионе необходимо четко определить свои приоритетные задачи развития образовательной системы исходя из специфики территориального рынка труда, потребностей и интересов обучающихся. А их решение, также как и достижение многих из представленных прогнозируемых показателей развития системы образования в Республике Мордовия будет возможным только в случае реализации целенаправленной и последовательной государственной политики в области образования.
Заключение
Для современного мира образование стало играть одну из наиболее важных ролей, так как от качества полученных населением знаний зависит всё будущее развитие как региона, так и страны в целом. Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.
В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона.
Данные особенности и учитываются при анализе уровня развития системы образования для каждого отдельного региона.
В данном прогнозном исследовании анализ образования проводился с помощью ППП STATISTICA на основе факторного анализа, экспоненциального сглаживания, корреляционно-регрессионного анализа, методом экстраполяции.
В процессе исследования были выделены основные проблемы в сфере образования Республики Мордовия, а именно: неравный доступ к качественному дошкольному образованию и воспитанию; недостаточно высокий уровень материально-технического и кадрового обеспечения малокомплектных школ; незавершенность работы по оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования для удовлетворения потребностей экономики республики в трудовых ресурсах и прочее. Так же стоит упомянуть, что в целевой программе на 2011-2015 гг. данные проблемы рассмотрены и составлен комплекс мероприятий для их устранения. Это говорит о довольно эффективной политике республики в сере образования.
В заключении необходимо отметить, что во всех финно-угорских регионах, соответственно и в Республике Мордовия, активно реализуется поддержка национального развития. Но для получения наиболее эффективного результата в каждом регионе необходимо чётко определить свои приоритетные задачи развития образовательной системы исходя из специфики территориального рынка труда, потребностей и интересов обучающихся. А их решение, также как и достижение многих прогнозируемых показателей развития системы образования будет возможным только в случае реализации целенаправленной и последовательной государственной политики в области образования.
Список использованной литературы
1 Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. – Москва, ЭКМОС, 2000. – 154 с.
2 Ковалёва, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва //Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 80 - 88.
3 Колесников, В.Н. Коммерциализация высшего образования - угроза национальной безопасности России / В.Н. Колесников, И.В. Кучер, В.Н. Турченко // Педагогика. - 2004. - № 6. - С. 99 - 106.