Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:03, курсовая работа
В любом из современных курсов экономики в той или иной степени используется математический аппарат: анализируются графики различных зависимостей, проводится математическая обработка тех или иных статистических данных и т.д. С переходом отечественной экономики на рыночные отношения роль математических методов многократно возрастает. Действительно, центральная проблема экономики - это проблема рационального выбора. В плановой экономике ( по крайней мере на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия) нет выбора, а значит, роль математического подхода сильно принижена. В условиях же рыночной экономики, когда каждой хозяйственной единице надо самостоятельно принимать решение, т.е. делать выбор, становится необходимым математический расчет. Поэтому роль математических методов в экономике постоянно возрастает.
В верхней строке записывают коэффициенты при переменных целевых функций. В столбцы х1, х2, ..., хn - заносят элементы векторов `А1, `А2,`Аn. В столбец план - заносят компоненты вектора `В. Столбец Хб - отображает переменные входящие в базис. Их индексы совпадают с индексами базисных векторов. Столбец Сб - коэффициенты при базисных переменных в целевой функции.
Проверка плана на оптимальность. Нижняя строка симплекс-таблицы Dj - называется индексной.
D0 = `Сб *`В;
Dj = `Сб*`хj - Сj или Dj = `Cб *`Аj - Cj
Она служит для проверки опорного плана на оптимальность. Если все Dj ³ 0, то все планы являются оптимальными.
Переход от одного базисного решения к другому, осуществляется исключением из базиса какого-нибудь из векторов и введением в него нового вектора.
Замечание: Если по индексной строке определили разрешающий столбец, но в нем все элементы не положительные, то задача не имеет решений.
Следующий этап - это определение оптимального плана из симплекс-таблицы Х* = (х1*, х2*, ..., хn*). Оптимальное решение выписывают из столбцов Хб и план. Столбец Хб - показывает, какие неизвестные отличны от 0. Столбец план - показывает, чему они равны.
D0 - в последней симплекс-таблицы равно max значению целевой функции.
Алгоритм работы по симплекс-методу:
Для решения М-задачи можно воспользоваться симплекс-методом, поскольку указан допустимый базис.
При решении М-задачи могут представиться две возможности:
Решая М-задачу, мы стремимся получить оптимальное решение, в котором значения искусственных неизвестных равны нулю. Для того чтобы этого достичь, необходимо выбрать последовательность шагов таким образом, чтобы все искусственные неизвестные вышли из базиса, т.е. стали свободными. Тогда в базисном решении значения этих неизвестных и будут как раз нулями.
Таким образом, переходя при решении М - задачи от одного базиса к другому, мы стараемся в первую очередь выводить из базиса одно искусственное неизвестное за другим. Возможны, впрочем, и такие (досадные) случаи, когда в процессе решения приходится заменять одно искусственное неизвестное на другое (выбор разрешающего элемента по-другому не получается). Но общим направлением вычислительного процесса во всех случаях остается постепенный вывод искусственных неизвестных из базиса.
С каждой задачей линейного
Задачи I и I’ называются двойственными друг другу. Смысл, который вкладывается в это название, состоит в следующем.
Двойственная задача заключается в минимизации общей оценки всего имеющегося количества ресурсов.
Взаимозависимость оптимальных решений пары двойственных задач определена следующими теоремами:
Теорема (основное неравенство). Пусть Х - какое-нибудь допустимое решение задачи I, т.е. любое решение системы, а Y - какое-нибудь допустимое решение задачи I’ - любое решение системы. Тогда справедливо неравенство
f(Х) £ j(Y).
Следствие1 (достаточный признак оптимальности). Если для каких-то допустимых решений и задач I и I’ выполняется равенство
f(
то есть оптимальное решение задачи I, а - оптимальное решение задачи I’.
Следствие2. Если в одной из задач I и I’ целевая функция не ограничена с соответствующей стороны (т.е. max f = ¥ в задаче I или min j = -¥ в задаче I’), то другая задача не имеет допустимых решений.
Основная теорема. Если разрешима одна из двойственных задач I или I’, то разрешима и другая задача, причем max f = min j.
Теорема равновесия. Пусть Х и Y- допустимые решения задач I и I’. Для оптимальности (одновременной) этих решений необходимо и достаточно выполнение равенств
Решение двойственной задачи находится в строке Dj симплекс-таблицы в последних столбцах дополнительных переменных. Переменные yi обозначают оценки одной единицы ресурса.
Величина двойственной оценки того или иного ресурса показывает, насколько возросло бы максимальное значение целевой функции, если бы объем данного ресурса увеличился на одну единицу.
Двойственные оценки измеряют эффективность малых приращений объемов ресурсов в конкретных условиях данной задачи. Если целью является расширение производства и повышение эффективности плана путем привлечения дополнительных ресурсов, то анализ оценок поможет выбрать правильное решение. Прирост различных ресурсов будет давать неодинаковый эффект, т.е. оценки позволяют с большей точностью выявить узкие места, сдерживающие рост эффективности производства. С учетом всех конкретных условий задачи оценки показываю, какие ресурсы более дефицитны, какие менее дефицитны и какие избыточны. Дефицитные ресурсы имеют самые высокие оценки.
1. Постановка задачи.
В УБР запланировано
I категории - не более H1;
II категории - не более Н2;
III категории - не менее (не более) Н3.
При строительстве скважин
обсадные трубы - В1;
химреагенты - В2;
глина и глинопорошок - В3;
талевый канат - В4;
ГСМ - В5.
При строительстве скважин разной
категории потребляется различное
количество ресурсов каждого вида.
Расход материально-технических
Таблица 1
категории скважин |
виды ресурсов | ||||
Обсадные трубы |
Х/реагенты |
глина и глинопорошок |
Талевый канат |
ГСМ | |
I |
450 |
45 |
130 |
20 |
46 |
II |
300 |
40 |
110 |
16 |
36 |
III |
200 |
30 |
70 |
15 |
30 |
Экономический эффект при строительстве скважины j категории определен Эj тыс. руб.
Требуется:
Таблица 2
Н1 |
Н2 |
Н3 |
Э1 |
Э2 |
Э3 |
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
15 |
9 |
не менее 9 |
186 |
125 |
90 |
4800 |
600 |
1610 |
280 |
580 |
Предприятие имеет 5 видов ресурсов, необходимые для строительства любой из трех категорий скважин. Известны затраты ресурсов на строительство единицы каждой категории скважины, а также экономический эффект при строительстве единицы скважины каждой категории.
Для удобства работы все данные занесем в одну таблицу (табл.3)
Таблица 3. Исходная информация задачи.
Вид |
Категории скважин |
Объем | ||
ресурсов |
I |
II |
III |
Ресурсов |
обсадные трубы |
450 |
300 |
200 |
4800 |
хим/реагенты |
45 |
40 |
30 |
600 |
глина и глинопорошок |
130 |
110 |
70 |
1610 |
Талевый канат |
20 |
16 |
15 |
280 |
ГСМ |
46 |
36 |
30 |
580 |
Экономический эффект на единицу скважины, тыс.руб. |
186 |
125 |
90 |