Системный анализ проблемы занятости (безработицы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование явления безработицы и способов регулирования занятости в рыночной экономике.
Задачи работы:
изучить природу безработицы с точки зрения разных экономических концепций;
выявить различные методы борьбы с безработицей;
проанализировать состояние российского рынка труда;

Вложенные файлы: 1 файл

55.11 Системный анализ проблемы занятости (безработицы).doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

Действительно, процесс  вхождения в ВТО обещает быть очень постепенным. Господдержка сельского  хозяйства будет скорее перераспределена, нежели сокращена; заградительные пошлины  на иномарки старше семи лет останутся, на новые – в первые три года сократятся всего на 5%. Иностранные страховые компании смогут открывать прямые филиалы на территории России лишь через девять лет. Все это свидетельствует о том, что резких потрясений для рынка труда не будет ни через полгода, когда страна официально присоединится к международной торговой организации, ни в ближайшем будущем.

3.2 Методы решения проблемы безработицы  в Нижегородской области

В Нижегородской области  действует целевая программа  «Содействие занятости населения  Нижегородской области на 2011-2013 годы». Ее основной целью является повышение уровня благосостояния населения и достижение высоких стандартов качества жизни, на основе развития эффективной занятости населения, создания условий для снижения уровня безработицы, обеспечения реализации права граждан на защиту от безработицы, совершенствование государственных услуг, оказываемых гражданам и работодателям в соответствии с законодательством о занятости населения.

Реализация мероприятий  Программы позволит:

- оказать содействие  в трудоустройстве 298,3 тысяч человек, в том числе 99,4 тысячи человек в 2013 году;

- направить на профессиональное  обучение 22,9 тысяч безработных, в  том числе 7,3 тысяч человек  в 2013 году;

- обеспечить трудоустройство  в рамках организации общественных  работ с оказанием материальной  поддержки из средств субвенций ФБ для 15,5 тысяч человек, в том числе 4,9 тысяч человек в 2013 году;

- обеспечить временное  трудоустройство с оказанием  материальной поддержки из средств  субвенций ФБ 49,8 тысяч несовершеннолетних  граждан, в том числе 16,6 тысяч человек в 2013 году;

- охватить услугами  по профессиональной ориентации  и психологической поддержке  270 тысяч человек, в том числе  90 тысяч человек в 2013 году;

- оказать социальную  поддержку 225 тысячам безработных  граждан, в том числе 68 тысяч  человек в 2013 году.

Целевыми показателями программы являются:7

Уровень безработицы  в 2013 году 1%;

Численность официально зарегистрированных безработных на конец отчетного периода: на 2013 год 18000 человек;

Коэффициент напряженности  на рынке труда (человек на вакансию): на 2013 год 0,5;

Доля трудоустроенных  граждан от числа обратившихся в  центры занятости населения в  поиске подходящей работы: на 2013 год 76,5%;

Средняя продолжительность  безработицы: 4 месяца.

Подводя итог по главе, следует  отметить, что в Нижегородской области проблема безработицы решается активно и успешно, однако целевой показатель по средней продолжительности безработицы на 2013 год пока не достигнут.

 

Заключение

Современный рынок труда  в России обладает рядом специфических  черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки, в условиях только возрождающейся экономики, спада рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

В экономике существует несколько различных представлений об экономической природе безработицы: с точки зрения классики снижение зарплаты стимулирует спрос на труд и, стало быть, занятость; рост зарплаты увеличивает предложение труда, но задерживает спрос. Артур Пигу, так трактовал стихийное регулирование занятости: во время депрессии снижаются занятость, зарплата, цены. Но реальная зарплата, выраженная в корзине товаров, которые можно купить, падает медленнее, чем цены, или даже сохраняется на прежнем уровне. По Кейнсу, уровень занятости – функция эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего экономическое поведение предпринимателя.

В современной экономической литературе выделяется несколько основных видов и форм безработицы. Из них нами были рассмотрены структурная, фрикционная, естественная, циклическая, сезонная, частичная, застойная, зарегистрированная и скрытая, каждой из которых была дана краткая характеристика.

Необходимость регулирования  рынка труда на современном этапе  тесно связана и особенно актуализируется  в связи с негативными тенденциями  на этом рынке, в частности с возрастающими сложностями в трудоустройстве для молодежи, людей с ограниченными возможностями и людей предпенсионного возраста.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять  особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка  труда, отслеживание процессов в  сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

 

 

Список литературы

  1. Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Нижегородской области на 2011-2013 годы» утверждена приказом управления ГСЗН  Нижегородской области от 16.02.2011 № 16
  2. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: учебник для вузов. Изд. 2-е доп.– М.: ЮНИТИ, 2011. – 312 с.
  3. Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда. Изд. 3-е доп. – М., 2010. – 278 с.
  4. Бузгалин А.В. Переходная экономика. – М.: Таурус, 2011. – 472 с.
  5. Ельцова Л. Шанс найти работу: Прогноз рынка труда// Новая аптека. – 2012. - №1. – С. 15-19
  6. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения. Учебное пособие. / Челябинск, изд. 6-е, 2011 - 91 с.
  7. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. и испр./ Под ред. Б. А. Райсберга. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 450с.
  8. Кураков Л.П. / Экономическая Теория/ Учебное пособие, Москва, изд. 5-е, 2010. – 213с.
  9. Макроэкономика: Учебник/ Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников,  А.И.Леусский М.: Юрайт-Издат, 2011. - - 419с.
  10. Игнатов К.Л. Россия становится безработной// Деловой журнал. – 2011. - № 11. С. 46-47
  11. Кравцова П.Б. Трудоголики// Российский бизнес. – 2012. - №11. С. 56-53
  12. Макарова Е.Н. Непрерывный стаж: рассчитываем правильно// Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2009. - № 4
  13. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная// Экономика и жизнь. – 2011. - №2. – С. 21-27
  14. Павленко А.А. Официальная безработица в России за неделю увеличилась на 0,9 процента// Российская Газета. – 2011. - №12. С. 23-25
  15. Павлов О.В. Кризис и безработица: ситуация, прогноз на 2010-2011 г.г.// Экономика и жизнь. – 2012. - №2. - С. 15-16
  16. Соболев П.О. Обзор последних изменений ТК// Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2011. - № 9. С. 18-19
  17. Федосеев А.В. Уровень безработицы в России почти вышел на докризисный уровень// Российский экономический журнал. – 2011. - №1. С. 36-38
  18. Чершин Н.В. Социальные проблемы безработицы. – М.: Инфра, 2011. – 320с.
  19. Шуманов П.Р. Безработица 2011 как социальное явление// Рынок труда. – 2011. - №1. С. 47-48
  20. http://www.czn.nnov.ru/main/301/314/ – служба занятости населения Нижегородской области
  21. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Экономическая активность населения  
в возрасте 15-72 лет 
(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости 
в среднем за июнь - август 2012г.)

 

Экономически  
активное  
население,  
тыс.человек

В том  числе

Уровень экономической  
активности населения, в %

Уровень занятости, 
в %

Уровень безрабо- 
тицы,в %

занятые

безра- 
ботные

Российская  Федерация

76407,7

72333,1

4074,7

68,9

65,2

5,3

Центральный  
федеральный округ

20525,5

19914,0

611,5

70,1

68,0

3,0

Белгородская  область

788,3

759,0

29,4

65,7

63,2

3,7

Брянская область

668,1

632,8

35,3

66,9

63,4

5,3

Владимирская  область

798,3

768,1

30,2

71,4

68,7

3,8

Воронежская область

1135,8

1070,6

65,2

64,4

60,7

5,7

Ивановская  область

582,7

545,6

37,1

69,9

65,4

6,4

Калужская область

547,5

528,3

19,2

69,7

67,3

3,5

Костромская область

370,9

352,7

18,2

69,5

66,1

4,9

Курская область

596,5

567,7

28,8

67,0

63,8

4,8

Липецкая область

636,7

617,3

19,4

70,5

68,4

3,0

Московская  область

3848,7

3743,3

105,5

71,8

69,9

2,7

Орловская область

423,1

401,7

21,5

66,9

63,5

5,1

Рязанская область

570,7

544,9

25,8

63,7

60,9

4,5

Смоленская  область

531,9

502,3

29,6

70,1

66,2

5,6

Тамбовская область

540,7

518,2

22,5

63,9

61,2

4,2

Тверская область

732,2

695,2

37,1

69,9

66,3

5,1

Тульская область

809,8

781,8

28,0

67,2

64,9

3,5

Ярославская область

706,9

686,3

20,5

69,0

67,0

2,9

г.Москва

6236,6

6198,3

38,2

73,6

73,2

0,6

Северо-Западный  
федеральный округ

7561,9

7251,2

310,7

71,1

68,1

4,1

Республика  Карелия

360,3

335,3

24,9

66,8

62,2

6,9

Республика  Коми

537,6

498,4

39,3

71,0

65,8

7,3

Apxaнгельская  область

657,6

619,2

38,4

66,9

63,0

5,8

в том числе 
Ненецкий авт.округ

22,4

20,8

1,5

69,6

64,8

6,9

Вологодская область

665,4

625,4

40,0

70,9

66,7

6,0

Калининградская область

518,8

484,0

34,9

69,5

64,8

6,7

Ленинградская область

932,8

903,7

29,1

71,7

69,5

3,1

Мурманская  область

507,9

469,5

38,3

74,3

68,7

7,5

Новгородская  область

341,3

324,0

17,4

69,0

65,5

5,1

Псковская область

370,0

348,2

21,8

69,5

65,4

5,9

г.Санкт-Петербург

2670,1

2643,4

26,7

72,9

72,1

1,0

Южный  
федеральный округ

7124,8

6717,6

407,2

66,6

62,8

5,7

Республика  Адыгея

215,2

199,8

15,4

63,1

58,6

7,1

Республика  Калмыкия

146,6

130,8

15,8

68,2

60,8

10,8

Краснодарский край

2669,0

2542,3

126,7

66,5

63,4

4,7

Астраханская  область

528,7

491,9

36,8

68,0

63,3

7,0

Волгоградская область

1363,4

1291,3

72,1

67,4

63,8

5,3

Ростовская  область

2201,8

2061,5

140,3

66,2

62,0

6,4

Северо-Кавказский  
федеральный округ

4435,5

3860,1

575,4

64,9

56,5

13,0

Республика  Дагестан

1263,1

1120,1

143,0

63,8

56,6

11,3

Республика  Ингушетия

251,9

132,2

119,7

68,4

35,9

47,5

Кабардино-Балкарская  
Республика

433,7

408,7

25,0

62,6

59,0

5,8

Карачаево-Черкесская  
Республика

212,3

194,2

18,1

66,0

60,3

8,5

Республика  Северная  
Осетия - Алания

351,4

332,0

19,5

66,6

62,9

5,5

Чеченская Республика

523,1

347,9

175,2

62,7

41,7

33,5

Ставропольский  край

1399,9

1324,9

75,0

66,3

62,8

5,4

Приволжский  
федеральный округ

16270,3

15424,2

846,2

69,3

65,7

5,2

Республика  Башкортостан

2062,4

1932,2

130,2

66,4

62,2

6,3

Республика  Марий Эл

369,4

349,8

19,6

67,5

63,9

5,3

Республика  Мордовия

462,1

441,2

20,9

70,8

67,6

4,5

Республика  Татарстан

2092,8

2011,6

81,3

71,4

68,6

3,9

Удмуртская Республика

862,3

811,9

50,4

72,9

68,6

5,8

Чувашская Республика

674,9

636,2

38,7

68,0

64,1

5,7

Пермский край

1434,8

1345,4

89,4

68,5

64,3

6,2

Кировская область

756,2

702,2

54,0

69,7

64,7

7,1

Нижегородская область

1858,1

1749,6

108,5

71,6

67,4

5,8

Оренбургская  область

1116,6

1061,4

55,3

67,9

64,6

4,9

Пензенская  область

747,4

710,0

37,4

68,9

65,5

5,0

Самарская область

1760,9

1709,7

51,2

69,9

67,9

2,9

Саратовская область

1365,3

1293,5

71,8

67,2

63,7

5,3

Ульяновская область

707,1

669,6

37,4

68,5

64,9

5,3

Уральский  
федеральный округ

6745,2

6359,3

385,9

70,2

66,1

5,7

Курганская  область

467,9

432,8

35,1

64,0

59,2

7,5

Свердловская  область

2421,1

2295,6

125,5

70,4

66,8

5,2

Тюменская область

1937,6

1835,1

102,5

71,5

67,7

5,3

в том числе: 
Ханты-Мансийский  
авт.округ - Югра

903,9

852,9

51,0

73,6

69,4

5,6

Ямало-Ненецкий  
авт.округ

331,5

319,4

12,1

76,2

73,4

3,6

Челябинская область

1918,6

1795,8

122,8

70,2

65,7

6,4

Сибирский  
федеральный округ

10189,2

9482,7

706,5

67,0

62,4

6,9

Республика  Алтай

104,7

92,0

12,7

68,4

60,1

12,1

Республика  Бурятия

456,9

420,7

36,2

62,8

57,8

7,9

Республика  Тыва

127,2

101,1

26,2

56,7

45,1

20,6

Республика  Хакасия

279,0

252,8

26,2

66,8

60,6

9,4

Алтайский край

1257,0

1184,9

72,1

64,7

61,0

5,7

Забайкальский край

538,6

481,0

57,6

63,5

56,7

10,7

Красноярский  край

1566,9

1487,3

79,5

68,7

65,2

5,1

Иркутская область

1328,2

1228,4

99,8

68,8

63,6

7,5

Кемеровская область

1470,1

1366,2

103,9

66,9

62,2

7,1

Новосибирская область

1444,3

1368,7

75,6

69,5

65,9

5,2

Омская область

1113,7

1046,9

66,8

70,7

66,4

6,0

Томская область

502,6

452,7

49,9

60,6

54,6

9,9

Дальневосточный  
федеральный округ

3555,2

3324,0

231,2

69,4

64,9

6,5

Республика  Саха (Якутия)

498,1

462,8

35,4

69,4

64,5

7,1

Камчатский  край

199,3

187,3

12,0

71,3

67,0

6,0

Приморский  край

1091,8

1017,5

74,3

68,5

63,8

6,8

Хабаровский край

788,4

735,5

52,9

70,2

65,5

6,7

Амурская область

458,3

434,7

23,5

67,7

64,2

5,1

Магаданская область

102,5

99,3

3,3

77,8

75,3

3,2

Сахалинская область

292,7

272,0

20,8

71,3

66,2

7,1

Еврейская авт.область

91,9

84,0

8,0

63,1

57,7

8,7

Чукотский авт.округ

32,0

31,0

1,1

83,9

81,1

3,3


 

 

1 Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда. Изд. 3-е доп. – М., 2010. – 278 с.

2 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: учебник для вузов. Изд. 2-е доп.– М.: ЮНИТИ, 2011. – 312 с.

3 http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ

4 http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ

5 http://www.czn.nnov.ru/main/301/314/ – служба занятости населения Нижегородской области

6 http://www.czn.nnov.ru/main/301/314/ – служба занятости населения Нижегородской области

7 Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Нижегородской области на 2011-2013 годы» утверждена приказом управления ГСЗН  Нижегородской области от 16.02.2011 № 16


 



Информация о работе Системный анализ проблемы занятости (безработицы)