Управление запасами в производственной системе и цепях поставок на основе экономико-математических методов и моделей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Запасы, управление запасами и стратегии оптимального управления – на сегодняшний день эти понятия являются атрибутами многих систем логистики, особенно в производственной сфере. Любое предприятие стремящееся к эффективности своей деятельности и представляющее свой результат в виде ощутимой чисто прибыли, сталкивается с такими проблемами как: выбор моментов подачи заказов на пополнение запаса; выбор объема партии заказа для пополнения запаса и т. д

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ……….......5
1.1 Основные понятия управления запасами и его сущность…………..5
1.2 Необходимость управления запасами в производстве…………….11
1.3 Классификация экономико-математических методов и моделей управления запасами, используемых в производственной логистике…….....14
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ ОАО «Нидан Соки»……………………………………………...29
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Нидан Соки»……………...29
2.2 Анализ эффективности системы управления запасами ОАО «Нидан Соки»……………………………………………………………………………..37
2.3 Построение оптимизационной модели управления запасами и разработка рекомендаций по совершенстованию механизма управления запасами ОАО «Нидан Соки»………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovayaRR.docx

— 166.01 Кб (Скачать файл)

Логика метода LIFO противоположна логике метода FIFO. Здесь себестоимость реализованной продукции рассчитана на основе стоимости единиц товарно-материальных ценностей, произведенных или добавленных к запасам в последний период. Соответственно, себестоимость реализованной продукции аппроксимирует восстановительную стоимость товара, тогда как при методе FIFO она ближе к его первоначальной цене.

Однако на практике мало кто будет всерьез рекомендовать политику отгрузки недавно произведенных товаров и хранения в запасах наиболее старых. Поэтому сторонники метода LIFO объясняют свою приверженность тем, что неважно, какие именно единицы товара изымаются из запасов первыми, так как надо рассматривать поток расходов, а не поток товаров.

Еще одним из ключевых моментов в системе управления запасами является минимизация издержек, связанных с содержанием и хранением товаров на складах. Этого снижения можно добиться, придерживаясь следующего алгоритма:

1. Необходимо определить степень  интенсивности расходования товарных  запасов - все товары можно разделить  на две условные группы: товары  с постоянным спросом (степень  интенсивности расходования товарного  запаса остается постоянной в  течение всего рассматриваемого  периода) и товары, спрос на которые  не постоянен от периода к  периоду или строго не определен (задается вероятностным распределением). Непостоянный спрос во времени  может быть обусловлен спецификой  самого товара (например, товары  с ярко выраженной сезонной  составляющей), а также особенностью  поведения потребителей (смена тенденций).

2. Если интенсивность расходования  товарных запасов объясняет длительность  использования товарного запаса, то есть тот временной интервал, в течение которого организация не нуждается в поставках товара, то интервал между поставками товара также является ключевым показателем в системе управления товарными запасами. Регулирования временного интервала между поставками можно добиться путем заключения специальных соглашений с поставщиками.

3. Также для управления товарными  запасами необходимо знать величину  издержек, которые несет организация  при содержании товарных запасов.

 В зависимости от того на какую модель и методы полагаются сотрудники ответственные за управление запасами зависит не только прибыль компании, но и отношения с конечным потребителем, что на сегодняшний день, в условиях жесткой конкуренции и быстро развивающихся рыночных отношений в России,  является важнейшим моментом для любого предприятия желающего прочно и на долго закрепиться на рынке. Учет и понимание всей важности возможных вариантов интервала между поставками, размера заказа, уровень страхового запаса и других важнейших параметров дает компании  конкурентное преимущество на российском рынке. Серьезный подход  к движению и оценке запасов внутри компании дает возможность сократить издержки связанные с запасами, избежать дефицита и максимально удовлетворить спрос[8].

Для того, чтобы лучше понять механизм применения моделей и методов управления запасами -  проведем соответствующий анализ на основе ОАО «Нидан Соки» и далее попытаемся разобрать возможные варианты усовершенствования управленческой деятельности данной компании в области запасов.

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ  ОАО «Нидан Соки»

 

2.1   Экономическая  характеристика ОАО «Нидан Соки»

 

Открытое акционерное общество «Нидан Соки» было основано в 1998 г. в Новосибирске.  Штаб квартира компании расположена в городе Котельники Московской области.

Главным направлением ОАО «Нидан Соки» является производство соковой продукции. По последним данным исследований компании «AC Nielsen», компании принадлежит около 10,8% (по данным ритейл аудита, сентябрь 2011 года) российского сокового сегмента. Компания является лидером в Сибирском регионе.

ОАО «Нидан Соки» является участником Группы компаний Coca-Cola и объединяет производственные активы: ООО «Нидан-Гросс» (Москва) и ООО «СП Нидан-Экофрукт» (Новосибирск).

На двух современных предприятиях компании, расположенных в Подмосковье и Новосибирске, производятся соки и нектары «Моя Семья», «Caprice», «Да!», холодный чай «Моя Семья», соки, нектары, и «Моя Семья» для малышей. Численность персонала по данным 2011 г. составляет более 800 человек.

Благодаря беспрецедентным темпам роста, значительно превышающим показатели роста рынка в целом, ОАО «Нидан Соки» уже несколько лет удерживает звание одной из наиболее динамично развивающихся компаний в отрасли. В планах Компании — активное развитие своего бизнеса, представление новых оригинальных вкусов в линейках соковых брендов и дальнейшее укрепление позиций на российском рынке соков.

Компания ОАО «Нидан Соки» — общенациональный соковый производитель. Одно из главных конкурентных преимуществ компании — наличие производственных мощностей как в европейской, так и в азиатской части России.

Сегодня ОАО «Нидан Соки» принадлежат два крупнейших предприятия соковой продукции — в Московской области и Сибири. Совокупная производственная мощность двух заводов компании составляет 810 млн. литров в год.

ОАО «Нидан Соки» обеспечивает и постоянно повышает эффективность производства, соблюдая соответствие качества производства современным мировым стандартам и максимально загружая все имеющиеся производственные мощности. Заводы регулярно проходят сертификацию на соответствие производства международным стандартам. В частности, оба предприятия ОАО «Нидан Соки» сертифицированы на соответствие требований НАССР — системе управления производством, основанной на предупреждении ошибок и предвидении рисков при производстве продукции, позволяющей гарантировать безопасность соков, нектаров и сокосодержащих напитков для потребителей. Соответствие стандарту НАССР означает то, что на предприятиях ОАО «Нидан Соки» выполняются все необходимые мероприятия, гарантирующие безопасность товара для здоровья потребителя. Сертификационный аудит проводится одной из крупнейших мировых аудиторских компаний SGS (Швейцария).

На территории предприятий организована работа лаборатории и научно-технического центра для глубокого входного и текущего анализа сырья и готовой продукции, а также анализа качества продукции, представленной на рынке. Образцы вкусов каждой произведенной на заводе партии сравниваются с эталонами, 12 месяцев находящимися в специальном хранилище — «Архиве вкусов». В научно-техническом центре реализуется программа развития и обучения клиентов ОАО «Нидан Соки», включающая экскурсии на производство, курсы по правилам хранения готовой продукции, а также обучение передовым методикам и техникам продаж и приемам мерчендайзинга.

В ближайших планах ОАО «Нидан Соки» в области производства — модернизация существующих производственных мощностей, выведение на стопроцентную мощность четырех дополнительных мультиформатных производственных линий с круглогодичной загрузкой на заводе «Нидан-Гросс», реновация производственных линий, расширение производственных площадей на заводе «Нидан-Экофрукт», а также повышение квалификации и обучение персонала[11].

Непосредственно экономическая характеристика предприятия определяется при помощи следующих показателей:

  1. Показатели рентабельности продаж, активов и собственного капитала.  Значения показателей мы можем наглядно увидеть в таблице 4.

 

Таблица 4 – Показатели рентабельности ОАО «Нидан Соки»

Показатели рентабельности

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Рентабельность продаж, %

14,4

16,5

7,1

Рентабельность активов, %

9,9

10,6

6,9

Рентабельность собственного капитала, %

53

58,2

32,3


 

Рентабельность продаж используется в качестве основного индикатора для оценки финансовой эффективности компаний, она показывает какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Оценка рентабельности продаж позволяет более объективно взглянуть на состояние дел. При первоначальном просмотре показателей складывается довольно странная ситуация, так как в годы начала и середины кризиса ОАО «Нидан Соки» имеет очень позитивную рентабельность относительно 2010 года, разница составляет около 9 – 10%. Это объясняется тем, что соковая продукция потребляется относительно ровно в независимости от экономической ситуации в стране, но и конечно сказалось то, что предприятие выпускает наиболее популярные в России соковые бренды. Что касается существенного спада, то здесь можно выделать три основные причины. В конце 2009 , начале 2010 года на рынке соковой продукции начал активные действия другой игрок из этой же отрасли – ОАО «Сады Придонья», который завоевал около 10% всего рынка, что конечно же сказалось на реализации. Второй причиной спада рентабельности продаж является тот факт, что компанию в 2010 году приобрел мировой гигант бизнеса «The Coca-Cola Company». Это повлекло за собой существенные затраты в рамках тотального контроля качества, разработки нового дизайна упаковки, новых внутренних стандартов перевозок. И наконец третьей причиной является большая инфляция, которая захлестнула Россию на конечной стадии экономического кризиса. Всё это послужило результатом снижения реализации.

Однако рентабельность на уровне 7% является приемлемой на фоне отсутствия краткосрочных займов и кредитов, и чистой прибыли в размере 753,267 руб.

Коэффициент рентабельности активов характеризует способность руководства компании эффективно использовать ее активы для получения прибыли. Кроме того, этот коэффициент отражает среднюю доходность, полученную на все источники капитала (собственного и заемного). По значениям показателей видно, что разница между ними не столь велика (в пределах 3-х копеек), как разница между другими показателями рентабельности. Это говорит о том, что руководство под давлением сложной экономической ситуации в стране и внутренними изменениями, которые связаны с присоединением к группе компаний «Кока-Кола», довольно умело тратит деньги на формирование активов.

Рентабельность собственного капитала - по сути очень важный показатель для стратегических инвесторов. Он позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Падение данного показателя с 58,2 до 32,3 единиц не очень благоприятна для внешних инвесторов, однако данный показатель имеет определенный нюанс, так как реальный доход появляется не от активов, а от продаж.

В целом наблюдается снижением рентабельности, но это снижением объяснимо и некритично, деятельность предприятия остается достаточно прибыльной.

  1. Далее рассмотрим показатели ликвидности. Значения данного показателя представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 – показатели ликвидности ОАО «Нидан Соки»

Показатели ликвидности

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Коэффициент текущей ликвидности

2

2,3

0,85

Коэффициент быстрой ликвидности

1,4

1,7

0,58


 

Ликвидность – легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств.

Текущая ликвидность - дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств[3]. Нормальным считается данное значение, если оно укладывается в пределах от 1 до 2,5. Динамика этого показателя для ОАО «Нидан Соки» такова, что в 2009 и 2008 годах текущая ликвидность идеальна, однако в 2010 году появляется доля финансового риска – об этом нам говорит значение коэффициента равного 0,85. Это может быть связано как с инфляцией, так и с растущей с каждым годом стоимостью услуг поставщиков или масштабным повышением квалификации персонала. Также оказывает влияние и примерно одинаковые значения краткосрочных займов и кредитов в течение 2008, 2009, 2010 годов, в то время как в 2010 чистая прибыль уменьшилась по сравнению с предыдущими периодами.

Коэффициент быстрой ликвидности - это более жесткая оценка ликвидности предприятия. Этот коэффициент также называется "кислотным тестом", и он рассчитывается с использованием только части текущих активов - денежных средств, легко реализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности, которые сопоставляются с текущими обязательствами. Данный коэффициент показывает на сколько возможно будет погасить текущие обязательства, если положение станет действительно критическим, при этом исходят из предположения, что товарно-материальные запасы вообще не имеют никакой ликвидационной стоимости.

Ситуация с коэффициентами быстрой ликвидности не сильно отличается от ситуации с коэффициентами текущей ликвидности. Значения здесь близки к норме, и в случае критических ситуаций у компании есть возможность решить проблемы с минимальными потерями. Логика расчета показателя быстрой ликвидности состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению.

3.     Насколько устойчиво либо не устойчиво то либо иное предприятие можно сказать – рассчитав основные показатели финансовой устойчивости.  Также можно понять насколько сильную зависимость предприятие испытывает от заемных средств, насколько свободно оно может маневрировать собственным капиталом, без риска выплаты лишних процентов и пени за неуплату, либо неполную выплату кредиторской задолженности вовремя.

Эта информация важна прежде всего для контрагентов (поставщиков сырья и потребителей продукции (работ, услуг)) предприятия. Им важно насколько прочна финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности предприятия, с которым они работают.

Значения показателей финансовой устойчивости компании показаны в таблице 6.

 

Таблица 6 – Показатели финансовой устойчивости ОАО «Нидан Соки»

Показатели финансовой устойчивости

2008 г.

2009 г.

2010г.

Коэффициент финансовой зависимости

7,6

5

5,5

Коэффициент маневренности собственных средств

0,3

0,58

0,38


 

Коэффициент финансовой зависимости предприятия означает насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств.

Информация о работе Управление запасами в производственной системе и цепях поставок на основе экономико-математических методов и моделей