Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов решения задач математического моделирования на примере задач планирования производства и транспортной задачи.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучение теоретической части материала.
2. Создание математических моделей задач планирования производства и транспортных задач
3. Решение задачи планирования производства аналитическим и программным методами.
4. Решение транспортной задачи различными методами и программным способом.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Определение основных понятий математического моделирования и характеристика этапов создания математической модели
1.2 Характеристика типовых задач математического моделирования и подходов к их решению
1.3 Определение и характеристика линейного программирования
1.4 Характеристика симплекс-метода как основного аппарата решения задач линейного программирования
1.5 Основные этапы, особенности и методы решения транспортной задачи
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Составление математической модели задачи планирования производства
2.2 Решение задачи планирования производства геометрическим способом
2.3 Решение задачи планирования производства симплекс-методом
2.4 Решение задачи планирования производства с помощью табличного процессора MS Excel
2.5 Составление математической модели транспортной задачи
2.6 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом северо-западного угла
2.7 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом наименьшего элемента
2.8 Решение транспортной задачи методом потенциалов
2.9 Решение транспортной задачи при помощи табличного процессора Excel
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Пусть Хij – количество груза, отправляемого с базы Аi в пункт Вj.
Целевая функция:
Таблица 2.5.1
Исходная таблица
Пункт направления |
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
Запасы, аi |
A1 |
2 |
10 |
15 |
14 |
4 |
150 |
A2 |
3 |
7 |
12 |
5 |
8 |
170 |
A3 |
21 |
18 |
6 |
13 |
16 |
260 |
Потребности |
100 |
90 |
160 |
150 |
80 |
580 |
Ограничения:
Используя метод северо-западного угла, построим первый опорный план транспортной задачи (Табл. 2.6.1).
Таблица 2.6.1
Пункт направления |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
Запасы |
A1 |
2[100] |
10[50] |
15 |
14 |
4 |
150 |
A2 |
3 |
7[40] |
12[130] |
5 |
8 |
170 |
A3 |
21 |
18 |
6[30] |
13[150] |
16[80] |
260 |
Потребности |
100 |
90 |
160 |
150 |
80 |
580 |
В результате получен первый опорный план, который является допустимым, так как все грузы из баз вывезены, потребность магазинов удовлетворена, а план соответствует системе ограничений транспортной задачи.
2. Подсчитаем число занятых клеток таблицы, их 7, а должно быть m + n - 1 = 7. Следовательно, опорный план является невырожденным.
Значение целевой функции для этого опорного плана равно:
F(x) = 2*100 + 10*50 + 7*40 + 12*130 + 6*30 + 13*150 + 16*80 = 5950
Используя метод наименьшего элемента, построим первый опорный план транспортной задачи (Табл. 2.7.1).
Таблица 2.7.1
Пункт направления |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
Запасы |
A1 |
2[100] |
10 |
15 |
14 |
4[50] |
150 |
A2 |
3 |
7[20] |
12 |
5[150] |
8 |
170 |
A3 |
21 |
18[70] |
6[160] |
13 |
16[30] |
260 |
Потребности |
100 |
90 |
160 |
150 |
80 |
580 |
В результате получен первый опорный план, который является допустимым, так как все грузы из баз вывезены, потребность магазинов удовлетворена, а план соответствует системе ограничений транспортной задачи.
2. Подсчитаем число занятых клеток таблицы, их 7, а должно быть m + n - 1 = 7. Следовательно, опорный план является невырожденным.
Значение целевой функции для этого опорного плана равно:
F(x) = 2*100 + 4*50 + 7*20 + 5*150 + 18*70 + 6*160 + 16*30 = 3990
Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
Таблица 2.8.1
v1=2 |
v2=10 |
v3=15 |
v4=22 |
v5=25 | |
u1=0 |
2[100] |
10[50] |
15 |
14 |
4 |
u2=-3 |
3 |
7[40] |
12[130] |
5 |
8 |
u3=-9 |
21 |
18 |
6[30] |
13[150] |
16[80] |
Опорный план не является оптимальным, так как существуют оценки свободных клеток, для которых ui + vi > cij (Табл. 2.8.1).
Выбираем максимальную оценку свободной клетки (1;5): 4
Для этого в перспективную клетку (1;5) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+», «-» (Табл. 2.8.2).
Таблица 2.8.2
Пункт направления |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
Запасы |
A1 |
2[100] |
10[50][-] |
15 |
14 |
4[+] |
150 |
A2 |
3 |
7[40][+] |
12[130][-] |
5 |
8 |
170 |
A3 |
21 |
18 |
6[30][+] |
13[150] |
16[80][-] |
260 |
Потребности |
100 |
90 |
160 |
150 |
80 |
580 |
Цикл приведен в таблице (1,5; 1,2; 2,2; 2,3; 3,3; 3,5;).
Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е.
у = min (1, 2) = 50
Прибавляем 50 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 50 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план (Табл. 2.8.3).
Таблица 2.8.3
Пункт направления |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
Запасы |
1 |
2[100] |
10 |
15 |
14 |
4[50] |
150 |
2 |
3 |
7[90] |
12[80] |
5 |
8 |
170 |
3 |
21 |
18 |
6[80] |
13[150] |
16[30] |
260 |
Потребности |
100 |
90 |
160 |
150 |
80 |
580 |
Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
Таблица 2.8.4
v1=2 |
v2=-11 |
v3=-6 |
v4=1 |
v5=4 | |
u1=0 |
2[100] |
10 |
15 |
14 |
4[50] |
u2=18 |
3 |
7[90] |
12[80] |
5 |
8 |
u3=12 |
21 |
18 |
6[80] |
13[150] |
16[30] |
Опорный план не является оптимальным, так как существуют оценки свободных клеток, для которых ui + vi > cij (Табл. 2.8.4).
Выбираем максимальную оценку свободной клетки (2;1): 3
Для этого в перспективную клетку (2;1) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+», «-» (Табл. 2.8.5).
Таблица 2.8.5
Пункт направления |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
Запасы |
A1 |
2[100][-] |
10 |
15 |
14 |
4[50][+] |
150 |
A2 |
3[+] |
7[90] |
12[80][-] |
5 |
8 |
170 |
A3 |
21 |
18 |
6[80][+] |
13[150] |
16[30][-] |
260 |
Потребности |
100 |
90 |
160 |
150 |
80 |
Цикл приведен в таблице (2,1; 2,3; 3,3; 3,5; 1,5; 1,1;).
Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е. у = min (3, 5) = 30. Прибавляем 30 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 30 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план (Табл. 2.8.6).
Таблица 2.8.6
Пункт направления |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
Запасы |
A1 |
2[70] |
10 |
15 |
14 |
4[80] |
150 |
A2 |
3[30] |
7[90] |
12[50] |
5 |
8 |
170 |
A3 |
21 |
18 |
6[110] |
13[150] |
16 |
260 |
Потребности |
100 |
90 |
160 |
150 |
80 |
580 |
Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
Таблица 2.8.7
v1=2 |
v2=6 |
v3=11 |
v4=18 |
v5=4 | |
u1=0 |
2[70] |
10 |
15 |
14 |
4[80] |
u2=1 |
3[30] |
7[90] |
12[50] |
5 |
8 |
u3=-5 |
21 |
18 |
6[110] |
13[150] |
16 |
Опорный план не является оптимальным, так как существуют оценки свободных клеток, для которых ui + vi > cij (Табл. 2.8.7).
Выбираем максимальную оценку свободной клетки (2;4): 5
Для этого в перспективную клетку (2;4) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+», «-» (Табл. 2.8.8).
Таблица 2.8.8
Пункт направления |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
Запасы |
A1 |
2[70] |
10 |
15 |
14 |
4[80] |
150 |
A 2 |
3[30] |
7[90] |
12[50][-] |
5[+] |
8 |
170 |
A 3 |
21 |
18 |
6[110][+] |
13[150][-] |
16 |
260 |
Потребности |
100 |
90 |
160 |
150 |
80 |
580 |