Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов решения задач математического моделирования на примере задач планирования производства и транспортной задачи.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1.	Изучение теоретической части материала.
2.	Создание математических моделей задач планирования производства и транспортных задач
3.	Решение задачи планирования производства аналитическим и программным методами.
4.	Решение транспортной задачи различными методами и программным способом.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Определение основных понятий математического моделирования и характеристика этапов создания математической модели
1.2 Характеристика типовых задач математического моделирования и подходов к их решению
1.3 Определение и характеристика линейного программирования
1.4 Характеристика симплекс-метода как основного аппарата решения задач линейного программирования
1.5 Основные этапы, особенности и методы решения транспортной задачи
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Составление математической модели задачи планирования производства
2.2 Решение задачи планирования производства геометрическим способом
2.3 Решение задачи планирования производства симплекс-методом
2.4 Решение задачи планирования производства с помощью табличного процессора MS Excel
2.5 Составление математической модели транспортной задачи
2.6 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом северо-западного угла
2.7 Нахождение опорного плана транспортной задачи методом наименьшего элемента
2.8 Решение транспортной задачи методом потенциалов
2.9 Решение транспортной задачи при помощи табличного процессора Excel
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
ЛИТЕРАТУРА
Цикл приведен в таблице (2,4; 2,3; 3,3; 3,4;).
Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е. у = min (2, 3) = 50. Прибавляем 50 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 50 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план (Табл. 2.8.9).
Таблица 2.8.9
| Пункт направления | B1 | B2 | B3 | B4 | B5 | Запасы | 
| A1 | 2[70] | 10 | 15 | 14 | 4[80] | 150 | 
| A2 | 3[30] | 7[90] | 12 | 5[50] | 8 | 170 | 
| A3 | 21 | 18 | 6[160] | 13[100] | 16 | 260 | 
| Потребности | 100 | 90 | 160 | 150 | 80 | 580 | 
Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
Таблица 2.8.10
| v1=2 | v2=6 | v3=-3 | v4=4 | v5=4 | |
| u1=0 | 2[70] | 10 | 15 | 14 | 4[80] | 
| u2=1 | 3[30] | 7[90] | 12 | 5[50] | 8 | 
| u3=9 | 21 | 18 | 6[160] | 13[100] | 16 | 
Опорный план является оптимальным, так все оценки свободных клеток удовлетворяют условию ui + vi <= cij(Табл. 2.8.10).
Минимальные затраты составят:
F(x) = 2*70 + 4*80 + 3*30 + 7*90 + 5*50 + 6*160 + 13*100 = 3690
1) Ввод данных
Рисунок 2.9.1.
2) Заполнение окна процедуры «Поиск решения»
$B$10: $F410 = $B411: $F$11
$B$7: $F$9 = целое
$B$7: $F$9 0
$G$7: $G$9 = $H$7: $H$9
В окне «Параметры» установить «Линейная модель».
Результаты заполнения окна показаны на рис. 2.9.2.
Рисунок 2.9.2
Рисунок 2.9.3
Таким образом из A1 следует отвезти 70 ед. товара в B1 и 80 ед. товара в B5; из A2 отвезти 30 ед. товара в B1, 90 ед. товара в B2 и 50 ед. товара в В4; из A3 отвезти 160 ед. товара в B3 и 100 ед. товара в B4. При этом суммарная стоимость транспортных расходов составит 3690 рубля.
 
Необходимость решения задач линейного программирования на современных предприятиях очевидна. Построение и решение экономико-математических, а также транспортных задач позволяет, в свою очередь, решать различные технико-экономические и экономические производственные задачи, которые позволяют найти наиболее рациональные путеи и способы транспортировки товаров и минимизировать сумму транспортных расходов.
Целью моей курсовой работы было изучение методов решения задач математического моделирования.
В ходе работы, я изучила основных понятий математического моделирования. Научилась составлять математическую модель задачи плана производства, решать задачу геометрическим способом и симплекс-методом, составлять математическую модель транспортной задачи, находить опорный план методом северного - западного угла и методом наименьшего элемента, находить оптимальный план перевозок методом потенциалов, решать задачи программным способом с помощью табличного процессора MS Excel
При выполнении курсовой работы была рассмотрена производственная и транспортная задача и произведено решение двумя различными способами: аналитическим и программным. При сравнении ответов выяснилось, что оба способа дали одинаковые результаты, что доказывает правильность полученного оптимального плана.
Данная работа, может послужить примером материалов для самостоятельного изучения методов решения задач математического моделирования.
Я считаю, что цель поставленная в курсовой работе полностью достигнута, задачи выполнены, актуальность доказана.
 
 
Задача. Предприятие предполагает выпускать два вида продукции А1 и А2, для производства которых используется сырьё трех видов. Производство обеспечено сырьем каждого вида в количествах: b1, b2, b3 кг. На изготовление единицы изделия А1 требуется затратить сырья каждого вида а11, а21, а31 кг, соответственно, а для единицы изделия А2 – а12, а22, а32 кг. Прибыль от реализации единицы изделия А1 составляет с1 ден.ед., для единицы изделия А2 – с2 ден.ед. Данные для решения задачи представлены в таблице 1
Требуется составить план производства изделий А1 и А2 обеспечивающий максимальную прибыль предприятия от реализации готовой продукции.
Необходимо:
Таблица 1
| Вид сырья | Продукция | Ограничения по сырью | |
| B1 | B2 | ||
| 1-й | 4 | 1 | 240 | 
| 2-й | 2 | 3 | 180 | 
| 3-й | 1 | 5 | 251 | 
| прибыль | 40 | 30 | |
 
Задача. На три базы А1, А2, А3 поступил однородный груз в количествах: а1, а2, а3 соответственно. Груз требуется развезти в пять пунктов: b1 в пункт В1, b2 в пункт В2, b3 в пункт В3, b4 в пункт В4, b5 в пункт В5. Данные для решения задачи представлены в таблице 2
Таблица 2
| Пункт направления | B1 | B2 | B3 | B4 | B5 | Запасы, ai | 
| A1 | 2 | 10 | 15 | 14 | 4 | 150 | 
| A2 | 3 | 7 | 12 | 5 | 8 | 170 | 
| A3 | 21 | 18 | 6 | 13 | 16 | 260 | 
| Потребности, bj | 100 | 90 | 160 | 150 | 80 | 580 | 
Спланировать перевозки таким образом, чтобы их общая стоимость была минимальной.
Необходимо:
Размещено на Allbest.ru