Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:49, контрольная работа
К середине XX в. основным течением экономической мысли являлась неоклассическая экономическая теория. Ее базовой моделью стала модель Вальраса, которая рассматривает взаимоотношения экономических агентов, построенные на основе обмена экономическими благами. Агенты действуют, исходя из своих собственных интересов. Товары, представленные на рынке, однородны.
Ядро и защитный пояс неоклассической концепции. Критика основных предпосылок неоклассической концепции………………………………3
Трансакционные издержки защиты контрактов. Налоги как трансакционные издержки……………………………………………….9
Общая характеристика теории неполных контрактов. Способы ограничения вымогательства…………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………..23
Высокие издержки защиты контракта от третьей стороны могут ограничивать взаимовыгодный обмен или препятствовать ему. В качестве третьей стороны могут выступать как пираты, разбойники, так и само государство в случае нелегальной торговли. Защита контрактов может в данном случае быть частной или осуществляться третьей стороной: мафией или государством. Защита контракта третьей стороной позволяет достигать экономию от масштаба.
Люди платят налоги, а учрежденные государством органы осуществляют защиту контрактов. Существуют серьезные основания для передачи права использования насилия для защиты собственности и контрактов в руки государства. Ограничивая уровень насилия, допустимого в обществе, индивиды избавляются от необходимости использовать более дорогостоящие средства для достижения своих целей. Человек, который может вызвать полицию для защиты своего дома, находится в лучшем положении по сравнению с лицом, которое должно применять оружие или нанимать частных охранников.
До тех пор пока общие издержки приобретения оружия и найма охранников для общества будут ниже, чем общая сума услуг полиции по защите домов, общество выиграет, если оказание этих услуг возьмет на себя государство.
Налоги как трансакционные издержки |
С точки зрения хозяйствующего субъекта есть еще одна значительная категория издержек — налоги. Граждане обязаны платить налоги, а государство (региональные и муниципальные власти) взамен обеспечивает их, в частности, трансакционными благами, снижая таким образом трансакционные издержки. Выделим четыре основных сферы хозяйственной деятельности, где государство активно участвует в перераспределении бремени данных издержек. Это контракты, измерения, защита прав собственности, информационная среда (табл. 1).
Табл. 1
Государство и трансакционные блага
Сферы хозяйственной деятельности |
Трансакционные блага |
Контракты |
Типовые формы контрактов. |
Измерения |
Деньги. |
Защита прав собственности |
Титулы собственности. |
Информационная среда |
Правовая и статистическая информация |
Контракты. Государство предоставляет типовые формы контрактов, а также гарантирует с помощью системы принуждения исполнение контрактов, заключенных в соответствии с законодательством.
Измерения. Государство печатает деньги, поддерживает единую систему мер и весов, устанавливает стандарты качества и следит за их соблюдением. Деньги — универсальная единица измерения стоимости. Именно они позволяют многократно экономить на издержках измерения. Также снижают эти издержки общепринятая система мер и весов и стандарты качества.
Защита прав собственности. Государство обеспечивает регистрацию собственности (оформление титулов собственности), предоставляя бесплатную информацию об официально действующих правилах и правах собственности, а также защищает права собственности, используя для этого судебную и пенитенциарную системы.
Без государства защищать свою собственность крайне дорого и затруднительно. А если за вашей официально зарегистрированной собственностью или за контрактом, который вы подписали и зарегистрировали у государственного нотариуса, стоит реальная сила государства (точнее, угроза ее применения к нарушителю), мало кто осмелится покуситься на вашу собственность или сорвать контрактные обязательства. Права собственности защищает не только суд и некая вооруженная сила, которой страшатся экономические агенты, преступающие закон, но и сам закон — система формальных правил. Этим правилам агенты следуют порой из боязни, однако чаще из удобства — ведь они позволяют прогнозировать действия контрагентов, а не будь их, агенты несли бы огромные информационные издержки.
Информационная среда. Государство предоставляет фоновую (правовую и статистическую) информацию. Правовая информация для граждан бесплатна. Государство ничего не берет с них за ознакомление с законами. Берут только те, кто тексты законов для них размножает. Поэтому, в частности, правительство С. В. Кириенко незадолго до дефолта в лихорадочных поисках источников дохода в казну раздумывало, не возродить ли гербовую бумагу и марки на все официальные документы, как это было прежде. Что касается статистической информации, то она для граждан не бесплатна, и ею они пользуются в меньшей степени.
3.Общая
характеристика теории
В рамках теории агентства мы рассматривали контракты, которым была свойственна асимметрия информации между сторонами, что позволяло одной стороне ограничиться формальным исполнением или даже уклониться от выполнения контракта, когда для другой ее усилия были невидимы. При этом
мы предполагали, что в распоряжении сторон имеется эффективная судебная система, способная решать любые возникающие конфликты.
Но в реальности возможности суда ограничены, в первую очередь, неполнотой заключенного контракта: закрытостью для суда определенной информации, доступной сторонам контракта. Такая ситуация стимулирует стороны к извлечению выгоды за счет партнеров. Изучением возникающих в этих условиях проблем, а также механизмов повышения эффективности контрактов и занимается теория неполных контрактов.
Как и теория агентства, теория неполных контрактов рассматривает индивидов, которым свойственна совершенная рациональность. Тем не менее между этими теориями есть два существенных различия.
Во-первых, чтобы сфокусироваться на проблемах непроверяемости и ненаблюдаемости ряда ключевых параметров взаимодействия, теория неполных контрактов, в отличие от теории агентства, предполагает, что между сторонами контракта нет асимметрии информации: обе стороны имеют всю информацию на каждой стадии контракта.
Во-вторых, в теории агентства речь идет о таких контрактах, в которых описаны все действия сторон в будущем. Что же касается теории неполных контрактов, то, как следует уже из названия, она анализирует контракты неполные, в которых информация об отдельных параметрах недоступна третьей стороне (суду).
А поскольку именно суд играет важнейшую роль в обеспечении выполнения контракта, то непрозрачные с точки зрения суда параметры не могут быть включены в контракт. Поэтому в таких ситуациях надо искать
другие механизмы для эффективной координации действий сторон.
Специфика агентских отношений в неполных контрактах
Среди параметров, ключевых для взаимодействия сторон, наибольшее значение имеют инвестиции в специфичные активы.
Специфичность активов как фокус теории неполных контрактов
Допустим, вы сознательно заключили неполный контракт, так как в тот момент не могли определить, какие действия окажутся для вас оптимальными в будущем. В процессе реализации контракта вы делаете необходимые инвестиции в специфичные активы. Тогда к моменту пересмотра условий контракта ваша переговорная сила станет слабее, чем раньше, поскольку теперь отказ от дальнейших отношений связан для вас с потерями. И ваш партнер, которому об этом известно, начнет оказывать на вас давление. Такое давление носит название вымогательства и представляет собой, наряду с неблагоприятным отбором и моральным риском, еще один вид оппортунистического поведения. Сторона, сделавшая специфические
инвестиции, попадает в положение заложника.
Изменение переговорной силы поставщика в результате вложений в специфичные активы
Рассмотрим феномен вымогательства на нескольких примерах.
Пример 1: фирма — работник (инвестиции в работника)
Фирма, заинтересованная в повышении квалификации работника, оплатила
его обучение по программе делового администрирования MBA и обеспечила ему гибкий график работы на период обучения. Инвестиции, которые фирма сделала в работника, являются специфическими — если работник уйдет из фирмы, эти инвестиции будут потеряны. Работник, таким образом, приобретает более высокую переговорную силу во взаимоотношениях с фирмой — за свой, теперь более квалифицированный, труд он может требовать существенной прибавки к жалованию, угрожая увольнением в случае отказа.
Со стороны работника имеет место вымогательство: фирма становится заложником.
Пример 2: арендатор — квартиросъемщик (инвестиции в обустройство квартиры)
Вы сняли квартиру на долгий срок, договорившись с арендатором о периодическом пересмотре условий аренды, сделали в квартире ремонт, завели друзей среди соседей, втащили на пятый этаж без лифта старинное пианино, доставшееся вам от прабабушки. Такие специфические инвестиции ослабили вашу переговорную силу. Арендатор может теперь требовать повышения арендной платы до уровня, на который вы вряд ли бы согласились, когда еще только искали квартиру. И это требование будет связано не с изменением рыночной конъюнктуры, а со сделанными вами инвестициями. Тем не менее вы будете вынуждены согласиться, поскольку иначе вам снова придется искать квартиру, делать в ней ремонт, заводить новых друзей, и, что немаловажно, вас пугает перспектива вновь перетаскивать громоздкий музыкальный инструмент. Вы становитесь заложником.
Пример 3: производитель — покупатель (инвестиции в производство товара)
Чтобы выполнить заказ покупателя, производитель делает инвестиции в исследования, которые позволяют улучшить характеристики товара (это усовершенствование ценно только для данного покупателя, но не для других участников рынка). И после этого покупатель может потребовать снижения
цены, понимая, что производитель, затративший большие средства на исследования и стремящийся их окупить, согласится. В данном случае имеет место вымогательство со стороны покупателя, который делает производителя заложником.
Что общего в этих примерах?
Во-первых, во всех этих примерах стороны сознательно оставляли контракт неполным. Фирма сознательно оставляла большое количество открытых вопросов на усмотрение работника, демонстрируя доверие к нему, что должно было, по мнению фирмы, стимулировать его это доверие оправдать. Арендуя квартиру, вы договорились о периодическом пересмотре условий, видя резкие колебания конъюнктуры и ожидая возможного падения цен на съемное жилье. Наконец, возможное улучшение характеристик товара
не описывалось в контракте, поскольку на момент его заключения было неясно, насколько может измениться привлекательность этого товара.
Во-вторых, во всех примерах имели место инвестиции в специфичные активы, которые снижают переговорную силу стороны, эти инвестиции сделавшей.
Вертикальная интеграция может служить средством борьбы с вымогательством. Рассмотрим пример.
Пример 1. История отношений «Дженерал моторс» и «Кузовного бюро Фишера»
В начале 1920-х гг. концерн
«Дженерал моторс» покупал
крупные специфические инвестиции в конвейерные линии. В принципе, это открывало возможности для вымогательства со стороны «Дженерал моторс» — концерн мог впоследствии потребовать от фирмы снижения цен на кузова. И тогда, прежде чем сделать инвестиции, «Кузовное бюро Фишера» заключило
с «Дженерал моторс» контракт на 10 лет, согласно которому концерн оплачивал «Кузовному бюро» переменные издержки плюс 17,6% от их суммы. Такая формула была выбрана потому, что «Кузовное бюро» производило кузова и для других заказчиков, и было сложно выделить ту часть постоянных издержек, которая должна была бы быть оплачена концерном. Заключение контракта, казалось бы, гарантировало неоппортунистические отношения. Однако вымогательство возникло совсем с неожиданной стороны.
В середине 1920-х гг. резко возрос спрос на закрытые автомобили и, как следствие, на продукцию «Дженерал моторс». Это один из самых известных примеров вымогательства, связанного с контрактной неполнотой. Чтобы удовлетворить спрос, концерн предложил «Кузовному бюро» расширить
производственные мощности и построить новые цеха в непосредственной близости от него. Но фирма отказалась от предложения, так как, по условиям контракта, концерн оплачивал ей переменные издержки плюс надбавку, и ей было невыгодно делать инвестиции в производственные мощности, т. е. нести
дополнительные постоянные издержки. Она была заинтересована в росте объема продукции за счет увеличения переменных издержек (например, за счет интенсификации труда). И дело было совсем не в том, что «Кузовное бюро» обмануло концерн «Дженерал моторс» при заключении контракта — на тот момент его условия были выгодны обеим сторонам. Лишь резкий
неожиданный скачок спроса на закрытые автомобили, обеспечивший рост прибылей «Кузовного бюро», привел к тому, что эти отношения перестали быть самоподдерживающимися. Не будь такого скачка, контракт успешно регулировал бы их отношения. А в сложившейся ситуации продукция «Кузовного бюро» стала обходиться концерну слишком дорого, и, в конечном счете, оказалось дешевле просто купить эту фирму, что «Дженерал моторс» и сделал.
Часто люди, начиная бизнес,
стремятся к максимально
не имеющие отношения к профильной деятельности, а позже стала распродавать непрофильные части производства.
Оптимальная структура собственности зависит от эффективности защиты прав на нее.
При идеальной защите прав собственности людям было бы безразлично, приобретать ли собственность, или заключать договорные контракты. Но поскольку с принуждением к исполнению контрактов в России дело обстоит не лучшим образом, то и собственность у нас интегрирована в объеме выше оптимального.