Государственное управление развития малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО-СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.6
Сущность малого предпринимательства……………………………..6
Современное состояние малого предпринимательства в России....12
Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства…………………………………………...……16
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ РСО-АЛАНИЯ)..…………………………………………………………………..19
Современное состояние малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания……………………………….19
Проблемы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания…………………………………………………………21
Перспективы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания…………………………...…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 69.07 Кб (Скачать файл)

Процесс создания и последующей  деятельности малых предприятий  регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2).

Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы  не может эффективно функционировать  без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр.

Исходя из этого, требуется создать  такие социально-экономические предпосылки  в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса  и в определенной степени устранить  его недостатки.

Развитие малого предпринимательства  несет в себе множество важных преимуществ:

-   увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;

-   рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

-   селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;

-   создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

-   трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

-   подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

-   разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

-   косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;

-   ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

-   мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

-   улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без  существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров  и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

1.2. Современное состояние малого  предпринимательства в России

В современной рыночной экономике  развитие малого бизнеса является главным  фактором создания конкурентоспособной  экономики и государства в частности.

В экономически развитых странах число  малых и средних предприятий достигает 80–99 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Именно в сфере малого производства происходит большая часть всех инноваций, которые создают дополнительные рабочие места и формируют «средний класс». В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

В России нынешние возможности малого бизнеса пока ещё используются не на полную мощность. По статистическим данным, имеет место порядковое различие в численности малых предприятий между развитыми странами мира и Россией.

Россия существенно уступает странам  с развитой рыночной экономикой по степени “насыщенности” малыми предприятиями, в частности, на тысячу жителей. Так, на тысячу граждан в среднем приходится всего лишь 10 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах — не менее 35. Роль малого бизнеса в общественном производстве также существенно разнится от 10–11 % ВВП в России, и до 50–60 % в развитых странах мира.

Малое предпринимательство в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

В возникшей ситуации в первую очередь необходимо выработать долгосрочную стратегию развития малого бизнеса в России, которая позволит разрешить проблемы, связанные с процессом формирования новой социально-экономической системы страны.

Именно сейчас, когда динамично  развивающийся малый бизнес, особенно его инновационная сторона, является важнейшим фактором развития рыночной экономики, повышения благосостояния людей, улучшения социально-экономической сферы в стране, в первую очередь нужен государственный подход, чтобы малый бизнес был обозначен как объект, стратегической политики развития конкурентоспособного государства.

Помимо выше сказанного для успешного  развития малого бизнеса необходимо также:

-          иметь развитую правовую систему, включающую законы, эффективно защищающие предпринимателя. Формирование правовой среды решает многие проблемы, которые возникают на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации, лицензирования и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования;

-          осуществлять искоренение административных барьеров, расходы на преодоление которых, по оценкам экспертов, на сегодняшний день достигают 10 % от выручки предприятия. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе;

-          слабо развитая система гарантий и страхования рисков для финансирования и кредитования малого бизнеса, так же ограничивает доступ средних предприятий к кредитным ресурсам. Кредиты в нашей стране выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями;

-          решение проблем налогообложения, так как именно давление со стороны налоговой системы на малый бизнес выходит за пределы разумного в нашем государстве. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики, второстепенно работая на пользу криминальных структур.

Таким образом, говоря о важности развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства необходимо, чтобы малое предпринимательство стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь, помощь со стороны государства, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать существенное влияние на прогресс малого бизнеса, формированию среднего класса, снятию социально-экономической напряженности, способствовать насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. В настоящее время, Россия находится в той стадии, когда есть масса возможностей для создания новых проектов, внедрения инновационных технологий.

Как показывает практика, достижения в части развития малого бизнеса в сфере социальной инфраструктуры имеют те из субъектов Российской Федерации, в которых разработаны, утверждены и реализуются программы, посвященные формированию в регионах благоприятной среды для развития малых предприятий; решению проблем занятости трудоспособного населения; насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств в регионе; достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке; сохранению и развитию имеющегося потенциала; поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйствующих субъектов на местном рынке; созданию благоприятной (стабильной) социально-экономической обстановки в регионе.

В экономике России поддержка малого предпринимательства государством осуществляется в различных формах:

а) создание системы информационного  обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т. п.;

б) налоговые льготы и послабления;

в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

Государственной поддержкой охватываются, создаваемые предпринимательские  структуры до момента их перехода из малого в категорию крупного предпринимательства.

1.3 Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства

Одна из важных задач  государства - создание экономических  условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий.

Приватизация как государственное  регулирование малого предпринимательства  имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.

Первый опыт приватизации показал  неперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства. Ожидающийся новый этап приватизации будет означать и новый передел собственности с целью передачи ее эффективным владельцам.

Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др.

Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал).

Развитию предпринимательства  могут способствовать гарантии государства  по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

Таким образом, для развития предпринимательства  применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих  в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ РСО-АЛАНИЯ)

    1. Современное состояние малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания

Республика Северная Осетия-Алания один из центров российского военно-промышленного  комплекса. За последние 30 лет здесь  сформировался уникальный комплекс из 25 промышленных предприятий, научно исследовательских институтов, конструкторских  бюро электронной, радиотехнической промышленности и приборостроения.

Основная продукция:

- изделия волоконной оптики, микроканальные, волоконно-оптические, металловолоконные пластины, электронно-оптические преобразователи, фотоэлектронные умножители, приборы ночного видения;

- сверхчистые металлы, сплавы, ферриты, магниты для электронной промышленности;

- электровакуумные, оптические стекла и керамика;

- технические камни для приборостроения;

- постоянные и переменные резисторы;

- осветительные и электронные лампы;

Информация о работе Государственное управление развития малого предпринимательства