Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа
Основной целью моей работы является рассмотрение демографической политики в Российской Федерации и ее влияние на благосостояние населения.
Выполняя поставленную цель, я выдвигаю следующие задачи:
Выявить основные аспекты демографического взрыва и демографического кризиса;
Проанализировать демографическую ситуацию в современной России;
Рассмотреть пути выхода из демографического кризиса;
Показать связь демографической политики и благосостояния народа.
Введение 3
Глава 1. Демографическое развитие мира
1.1. Основные аспекты демографического развития 5
1.1.1. Демографический взрыв 5
1.1.2. Демографический кризис 6
1.2. Демографический переход 7
1.3. Демографическое развитие России 8
Глава 2. Демографическая политика Российской Федерации
2.1. Анализ нынешней демографической ситуации РФ 12
2.2. Пути выхода из демографического кризиса 18
2.3. Влияние демографической политики на
благосостояние населения 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение
Приложение 1 30
Приложение 2 33
Таким образом, демографическая
ситуация в Российской Федерации
требует обязательного и
2.2. Пути выхода из демографического кризиса
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
В России осуществляются небольшие государственные выплаты при рождении ребёнка, а также помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям. С 2004 назначение и выплата ежемесячного пособия на ребёнка производится по региональным законодательствам. Для этого из федерального бюджета в пользу регионов выделяются специальные субвенции.
В послании Федеральному собранию в 2006 Владимир Путин сформулировал ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка. Соответствующий закон о «материнском капитале», позволяющий получать 250 тыс. руб. через участие в ипотеке, оплату образования и прибавку к пенсионным накоплениям, действует с 2007 года. Правда, многие специалисты указывают на то, что подобное стимулирование не способно исправить ситуацию.
Борис Грызлов сообщил о том, что в России планируется возродить государственные награды «Мать-героиня» и «Материнская слава».
Левые политические силы используют демографическую проблему для обвинений правительства в проведении «антинародной политики». В частности, они считают необходимым резко увеличить государственную помощь при рождении ребёнка и принять другие меры. Противники этой точки зрения, приводят данные, показывающие, что уровень рождаемости в стране не зависит от социальных выплат в этой стране (по сравнению с другими странами): например, в Швеции социальные выплаты намного больше, чем в США, при этом рождаемость там меньше (при сравнении с развивающимися странами, где социальные выплаты почти отсутствуют, а рождаемость огромна, разница ещё более заметна). Из этого делается вывод, что увеличение выплат в России не приведёт к увеличению рождаемости.
6
Также противники социального стимулирования рождаемости утверждают, что меры государственной политики могут вызвать всплеск рождений в определённые годы за счёт сдвига рождений во времени, но при этом итоговое количество детей, рождённых женщиной за её жизнь, не меняется.
По мнению завсектором Института Социологии РАН В. Мукомеля, «и зарубежный, и советский опыт демонстрирует: попытки материально стимулировать рождаемость вызывают отклик либо у маргинальных групп населения, либо у представителей этнических групп, которые и так образуют многодетные семьи; для среднего класса это не мотивация».
В 2007 году был подписан указ об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В настоящей концепции определены цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет.
Достижение
целей демографической
В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:
Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
В концепции также определены основные этапы реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года:
На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.
Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.
На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут также
разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.
При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.
На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.
В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается
снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.
На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление
мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье
населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей,
воспитывающих детей. В связи с реализацией с 2010 года дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:
На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе
оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую
ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.
В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.
В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.
К 2025 году предполагается:
1.3. Влияние демографической политики на благосостояние населения
Ключевые направления демографической политики современной России направлены на улучшение благосостояния народа и связаны с созданием условий для повышения рождаемости, преодолением высокой смертности и грамотным управлением миграционными потоками. Приняты необходимые законы, выделены финансовые средства. Эти проблемы не решены, конечно, по сути своей. Предстоит еще много сделать для решения демографических проблем, но организационные вопросы, вопросы выделения финансовых средств решены.
Эксперты считают, что в вопросах демографии надо планировать не на год, не на два, а на три поколения вперед, надо мыслить стратегически. Только так можно не просто переломить сегодняшние негативные тенденции, но и достичь стабилизации, а затем и постепенного роста численности населения России. Именно для этого было поручено подготовить системную и хорошо просчитанную концепцию демографической политики. Этот документ создается не для органов власти или не только для органов власти. Его основной адресат - это, прежде всего, граждане России. Концепция демографической политики должна быть востребована обществом, понятна ему и опираться на активность самих граждан.