Динамика развития комплекса легкой промышленности России в условиях перехода к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение динамики развития комплекса легкой промышленности России в условиях перехода к рыночным отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:
Изучить место и роль легкой промышленности в экономике Российской Федерации;
Дать характеристику легкой промышленности, а также оценить состояние и тенденции ее развития;
Изучить основные проблемы и перспективы развития рынка легкой промышленности в России;

Содержание

Введение 3
1. Место и роль легкой промышленности в экономике Российской Федерации 5
2. Характеристика легкой промышленности, оценка состояния и тенденций ее развития 10
3. Основные проблемы и перспективы развития рынка легкой промышленности в России 21
Заключение 28
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

2012_Legkaya_promyshlennost (1).docx

— 120.74 Кб (Скачать файл)

 Иностранные инвестиции  в легкую промышленность крайне  незначительны,  в 2011  году  их поступило только 60 млн. долл., 0,19% - от их поступлений в обрабатывающие производства. Сократилось и количество предприятий с участием иностранного капитала в легкой промышленности с 94 в 2010 году до  73 на начало  2012 года.

Сегодняшний уровень инвестиций не только  недостаточен для поддержания  процесса простого воспроизводства  и сохранения достигнутых положительных  тенденций в деятельности отрасли, но он явно недостаточен для увеличения масштабов освоения в производстве эффективных достижений отраслевой науки, что является барьером в  создании современной технологической базы легкой промышленности и стабилизации ее финансового состояния. Это может  привести к деградации наукоемких производств, дальнейшему вытеснению российских производителей с собственных рынков,  усилению стратегической зависимости  государства.

Для проведения масштабного технического перевооружения отрасли по оценке экспертов необходимы вложения не менее 300 млрд. рублей (10,7 млрд. долларов США) в течение ближайших 5-6 лет.  Среднемесячная заработная плата в 2011 году в текстильном и швейном производстве была ниже по сравнению с целлюлозно-бумажным - в 2,1 раза, химическим - в 2,2 раза, металлургическим - в 2,6 раза, с добычей топливно-энергетических полезных ископаемых - в 4,4 раза, с производством нефтепродуктов - в 4,8 раза. В 2012 году ситуация принципиально не изменилась. За полугодие средняя зарплата в обрабатывающих производствах составила более 15,2 тыс. руб., а по текстильному и швейному производству – 7,72 тыс.руб.; по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви – 8,89 тыс.руб. В результате - отток кадров.

Следует отметить, что в  легкой промышленности нет дополнительных «социальных пакетов», как в других отраслях, практически нет и резервов для повышения заработной платы.  Имея самую низкую заработную плату  в обрабатывающем комплексе, отрасль вынуждена оплачивать постоянно растущие тарифы на электроэнергию, тепло, газ, в которые заложен высокий уровень зарплаты работников соответствующих отраслей.

В целях сохранения рабочих  кадров в отрасли  заработная плата, которая должна бы повышаться хотя бы на уровне инфляции (выполняя обязательства  по социальной защите работников предприятий  от инфляционных процессов), в перспективе  должна расти более высокими темпами  и не отставать от уровня средней  заработной платы по обрабатывающим отраслям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные  проблемы и перспективы развития рынка легкой промышленности в России

Главная задача отрасли легкой промышленности на ближайшие годы — увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке. Решение этой задачи Минпромторг России видит в вытеснении контрафакта, повышении доступности кредитов и расширении сырьевой базы.

Можно констатировать, что  прошлый год стал ключевым для  реализации «Стратегии развития легкой промышленности до 2020 года». Переход  к осуществлению этой стратегии  совпал с началом выхода нашей  экономики из кризиса, не обошедшего и легкую промышленность. Кризис практически  свел на «нет» позитивные показатели, достигнутые в 2007 и в 2008 гг. В период кризиса сократился объем выпуска по большинству товарных позиций и ухудшилось финансовое состояние предприятий. Доля убыточных предприятий в текстильном и швейном производстве увеличилась с 28 до 34 %, в обувном производстве — с 19 до 25 %.

По объему реализации розничный  рынок продукции легкой промышленности самый большой среди непродовольственных  товаров. Доля продукции легкой промышленности в общем объеме продаж непродовольственных товаров составляет 33 %. Однако около 80 % отечественного рынка продукции легкой промышленности приходится на легальный и нелегальный импорт, а также на неучтенное производство. В итоге на собственно российское производство приходится всего 20 %. В этой связи развитие отрасли через увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке легкой промышленности представляется естественной приоритетной задачей на ближайшую перспективу. Решение этой задачи — главная цель работы Минпромторга. Основные направления развития отрасли можно сгруппировать в несколько крупных блоков.

Первый и самый важный из них — это повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Разработаны и открыты к реализации пилотные проекты по модернизации текстильного и льняного производства в Ивановской, Вологодской, Костромской, Волгоградской и Ярославской областях. Работа над пилотными проектами в 2010 г. шла не так хорошо, как хотелось бы. Причиной тому стала ликвидация последствий финансового кризиса, затронувшего в большей или меньшей степени все без исключения отрасли промышленности. Предприятия были вынуждены направлять средства не на модернизацию, а на текущие нужды.

Минпромторг разработал проект постановления правительства «Об утверждении правил  предоставления субсидий в 2011–2013 годах организациям, реализующим пилотные проекты в рамках Стратегии развития легкой промышленности на период до 2020 года». Проект предусматривает прямое субсидирование затрат предприятий на железнодорожные перевозки, расходов за потребленную электрическую энергию и природный газ, на продвижение товаров на рынок. Необходимо  усилить меры региональной поддержки проектов, включающие налоговые льготы и прямые инвестиции. В частности, участникам пилотных проектов, осуществляющим техническое перевооружение, необходимо предоставить льготы по налогу на прибыль. Стратегия развития предусматривает реализацию в разных регионах инновационных проектов. К сожалению, на их осуществление также оказал влияние финансовый кризис, и реализация большинства из них отложена на 2012–2014 годы.

В легкой промышленности в 2010 году стартовал важнейший инновационный  проект государственного значения «Разработка  и освоение производства инновационных  многофункциональных текстильных  материалов двойного назначения», предусматривающий  финансирование из федерального бюджета  в размере 235 млн руб. в 2011 году и 280 млн руб. в 2012 году. Целью проекта является создание промышленных технологий производства новых видов многофункциональных текстильных материалов двойного назначения из натуральных и химических волокон с заданными свойствами с использованием нанокомпозиционных препаратов.

Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли и ускорения технического переоснащения предприятий легкой промышленности полностью обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на импорт не производимого в России технологического оборудования. Департамент лесной и легкой промышленности Минпромторга считает необходимым включить легкую промышленность в меморандумы институтов развития Внешэкономбанка, Рос-

сельхозбанка, Инвестфонда для открытия кредитных линий по закупкам оборудования под гарантии государства.

Следующий блок — это  субсидирование затрат предприятий легкой промышленности на уплату процентных ставок по банковским кредитам, полученных на техническое перевооружение и сезонные закупки сырья и материалов. Общей проблемой предприятий легкой промышленности является использование морально и физически устаревшего технологического оборудования. По оценке Росстата, доля оборудования, эксплуатируемого до 5 лет, составила 2,5 %, 6–10 лет — 20,5 %, 11–20 лет — 55 %, более 20 лет — 20 %.

Механизм субсидирования процентных ставок по кредитам помогает предприятиям ускоренными темпами обновить технологический парк оборудования, начать выпуск конкурентоспособного ассортимента по новым ресурсосберегающим технологиям, в том числе нанотехнологиям.

В прошлом году количество организаций легкой и текстильной промышленности, получивших субсидии на возмещение процентных ставок на осуществление технического перевооружения, возросло на треть. Подобное субсидирование позволило организациям легкой промышленности увеличить долю современного оборудования со сроком службы до 15 лет с 20 до 24 %, а также повысить производительность труда на этих производственных участках в

3–4 раза.

Легкая промышленность в России и в странах с аналогичными климатическими условиями имеет ярко выраженную особенность — сезонность. Она обусловлена как периодами заготовки и закупки натурального сырья (хлопок, льноволокно, шерсть, кожевенное и пушномеховое сырье), так и изменениями сезонного спроса на товары легкой промышленности (зималето), что требует работать на опережение (фактически на склад) с учетом прогнозируемого спроса. Все это приводят к оттягиванию средств из оборота. Особенно ярко выражена

сезонность в производстве шерстяных тканей и меховых изделий, а также у предприятий, выпускающих продукцию для школ и для нужд гособоронзаказа. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам является эффективной мерой государственной поддержки, позволяющей активно привлекать заемные средства для увеличения оборотных средств, а также способствует увеличению занятости населения и поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней.

Субсидии на закупку сырья получили организации из 30 регионов. Эта мера позволила организациям легкой промышленности привлечь дополнительные кредиты для закупки сырья и материалов на сумму 7950 млн руб., и выпустить дополнительную продукцию в объеме 30,6 млрд руб. Для облегчения процедуры субсидирования необходимо внести изменения в правила предоставления денежных средств по двум параметрам: предусмотреть возможность получения субсидий в первом квартале текущего года за кредиты, погашенные в декабре предыдущего года, и увеличить срок кредита на пополнение оборотных средств до трех лет.

Третий крупный блок мероприятий направлен на создание условий, способствующих улучшению обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами. Отечественная текстильная промышленность в значительной степени зависит от импортируемого сырья: 100 % хлопкового волокна ввозится из-за рубежа, не налажен выпуск длинноволокнистого льна в требуемых объемах и соответствующего качества, производство химических волокон и нитей не превышает 46 % потребности в них отечественных предприятий. Структура производства в отечественном химическом комплексе оказалась неадекватна современным тенденциям развития российской экономики. Основу его составляет

продукция с низкой степенью передела первичного сырья, поэтому потребность в высокотехнологичной продукции (химические волокна и нити, синтетические красители, текстильно-вспомогательные вещества) удовлетворяется главным образом за счет импорта. Отсутствуют отечественные термоэластопласты, полиуретаны, натуральный шелк. Практически не производится в России мериносная и тонкая шерсть.

По итогам прошлого года, импорт сырья для легкой промышленности составил 2,2 млрд долл. Было ввезено, в том числе, хлопка-волокна на сумму 183,2 млн долл., пряжи — на сумму — 141,0 млн долл., химических нитей — на 346,6 млн долл., химических штапельных волокон — на 343,2 млн долл., тканей — 1002,1 млн долл.

Развитие собственной  качественной сырьевой базы — в первую очередь, льна, шерсти, кожи, меха, химических волокон и нитей, вискозы — то есть тех видов сырья, для производства которых в России есть практически все ресурсы

и условия,— позволит снизить производственные издержки, расширить производство и ассортимент, повысить конкурентоспособность российских предприятий текстильной и легкой промышленности. Нужно сделать акцент на поддержание инвесторов, осуществляющих запуск производственных мощностей в Благовещенске (Республика Башкортостан) и Елабуге (Республика Татарстан). При содействии региональных властей нужно усовершенствовать комплексы по переработке нефти, укомплектовав их линиями по выпуску полиэфирных волокон, не останавливаясь на продукции низких переделов.

Определенный интерес  представляют и попытки развернуть в некоторых регионах производство хлопка. При условии достаточно эффективного соотношения «цена/качество» отечественный хлопок может оказаться вполне конкурентоспособным с импортным сырьем.

В животноводстве необходимо шире внедрять передовые технологии содержания и кормления скота, тогда по качеству отечественная кожа не будет

уступать импортной. В  конце 2010 года были подведены итоги ведомственной целевой программы Минсельхоза «О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподермато-

за в Российской Федерации на 2008–2010 годы», реализация которой в 2008–2009 гг. привела к положительным результатам в развитии отечественного скотоводства и обеспечении кожевенно-обувной подотрасли сырьем. Для выполнения мероприятий, намеченных в сырьевом блоке, необходимо продолжить профилактику и оздоровление крупного рогатого скота от гиподерматоза.

В дальнейшем необходимо проводить гибкую таможенно-тарифную политику, главной целью которой является сохранение достаточно высоких экспортных пошлин на отечественное сырье и полуфабрикаты и обнуление импортных пошлин на сырье и материалы, не производимые в России. Недопустимо установление в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана заниженных внутренних цен на сырье для легкой промышленности в

отдельных странах-участниках Таможенного союза, а также вывоз кожевенного сырья и полуфабриката ветблю (дубленая кожа свиней во влажном состоянии) через Республику Беларусь, где в отличие от Российской Федерации и Республики

Казахстан установлены нулевые экспортные пошлины.

Особой проблемой в  развитии легкой промышленности стал вопрос подготовки кадров. Что касается специалистов с высшим образованием, то ведущие отраслевые вузы готовят их в нужном количестве и на должном уровне. Важно, чтобы в рамках программы укрупнения вузов и увеличения доли внебюджетных мест удалось сохранить профиль этих учебных заведений. В то же время в среднепрофессиональном звене сегодня наблюдается существенная диспропорция, когда количество специалистов по основным специальностям текстильной и легкой промышленности значительно отстает от потребностей отрасли. Необходимо возродить на региональном уровне профтехобразование

Информация о работе Динамика развития комплекса легкой промышленности России в условиях перехода к рыночным отношениям