Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:01, реферат
Стратегия создавалась при участии ведущих научных и проектных институтов, представителей основных отраслей экономики, социальной сферы, органов власти всех уровней, представителей крупного и малого бизнеса, а также отраслевых и федеральных экспертов. Она является отражением консенсуса интересов федерального центра, края, региона, местного населения, наиболее влиятельных участников развития региона.
Для разработки и обсуждения Стратегии были созданы специальные организационные структуры.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
Вызовы конца 20 века
Вызовы 21 века
3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА КМВ
Проблемы природно-ресурсного комплекса
Проблемы санаторно-курортного комплекса
Проблемы в сфере экономики
Проблемы в социальной сфере
Проблемы территориального развития
Проблемы транспортной и инженерной инфраструктуры
Проблемы в управлении регионом
4. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Комплексные рекреационные ресурсы
Уникальные лечебно-оздоровительные технологии
Богатое культурно-историческое наследие, высокая концентрация высших учебных заведений
Выгодное географическое положение и важнейший транспортный узел
Безопасность
Инновационно-ориентированная политика края, хороший инвестиционный климат
Наличие администрации КМВ - идеолога и координатора развития региона
5. РЕЗУЛЬТАТЫ СЦЕНАРНОГО АНАЛИЗА И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР
6. ОБЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И МИССИЯ РЕГИОНА
7. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ - ВИДЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО
Видение желаемого будущего
Стратегические цели
8. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
8.1. Стратегия сохранения уникального природно-ресурсного комплекса
8.2. Стратегия развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса
8.3. Стратегия развития экономики и хозяйственного климата
8.4. Стратегия развития личности и общества
8.5. Стратегия инфраструктурного и пространственного развития региона
8.6. Стратегия совершенствования системы управления
9. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ
10. МЕХАНИЗМ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КМВ
ВВЕДЕНИЕ
Проект по разработке "Стратегии социально экономического развития эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод до 2020 года" (далее - Стратегия) реализован по инициативе Правительства Ставропольского края и администрации Кавказских Минеральных Вод, в связи с выполнением поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина Председателю Правительства Российской Федерации "разработать систему мер по государственной поддержке развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод" (12 августа 2004 г., Пр-1354 ГС).
Стратегия разработана в соответствии с согласованной программой во второй половине 2006 г.
Стратегия
создавалась при участии
Для разработки
и обсуждения Стратегии были созданы
специальные организационные
Состав
организационных структур был утвержден
распоряжением администрации
Функции стратегического консультанта, обеспечивающего научно-методическое сопровождение разработки, выполняла отобранная по результатам конкурса команда санкт-петербургских специалистов ФГУП "РосНИПИ Урбанистики" и МЦСЭИ "Леонтьевский центр".
1. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА
Особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации -Кавказские Минеральные Воды (КМВ) представляет собой уникальное территориальное образование, расположенное в границах округа горно-санитарной охраны уникального месторождения минеральных вод Кавминводского артезианского бассейна. В целях сохранения ценных лечебных природных ресурсов и государственной поддержки Кавказских Минеральных Вод был издан Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. № 309, которым Кавказским Минеральным Водам присвоен статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации. Федеральные законы "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ и "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ, а также Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ дополнили указанный статус, признав регион особо охраняемой природной территорией (по категорийности земель).
Особый статус региону придан для сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод, обеспечения рационального использования лечебных и оздоровительных факторов, сбалансированного решения задач охраны окружающей среды, природно-ресурсного потенциала территории, ее социально-экономического развития в интересах государства.
На территории региона КМВ площадью 5,8 тыс. кв. км проживает около 1 млн. чел. постоянного населения. Кроме того единовременно в регионе находится не менее 40 тыс. чел. приезжих, которые отдыхают и лечатся.
Регион расположен в границах Южного федерального округа, и в него входят территории трех субъектов Российской Федерации: Ставропольского края, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик
Границы
региона обусловлены задачей ох
Ядром региона является Кавказско-Минераловодская агломерация, объединяющая Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Лермонтов, Минеральные Воды и опирающаяся на высокую транспортную связность основных городов региона (рис. 5). Эта объективно единая система расселения по сути представляет собой мегаполис, численность населения которого, вместе с тяготеющим сельским населением, в перспективе может приблизиться к 1 млн. чел. Кавказско-Минераловодскую агломерацию можно рассматривать в одном ряду с одиннадцатью городами-миллионниками России. Самым крупным городом региона является Пятигорск (205 тыс. чел.) - второй после Ставрополя по численности населения город, имевший в определённый исторический период статус краевой столицы.
Функции по единому государственному управлению, обеспечивающему приоритеты развития курортного дела, соблюдение природоохранного режима, организацию рационального недропользования с 1992 года возложены на администрацию КМВ. Руководитель администрации КМВ назначается Президентом Российской Федерации по представлению Главы администрации Ставропольского края и является его заместителем.
В регион входят (по Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 462) полностью или частично 11 муниципальных образований Ставропольского края, имеющих органы местного самоуправления (городские округа: Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов и муниципальные районы: Минераловодский, Георгиевский, Предгорный, и небольшая часть Андроповского), а также 4 малонаселенных района Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик.
Регион в целом не является единицей наблюдения государственной статистики, поэтому приводимые ниже данные получены на основе суммирования официальных статистических показателей по муниципальным образованиям и экспертных оценок. Список муниципальных образований, которые учитываются в расчетах, не включает Андроповский район Ставропольского края, а также районы Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик.
По основным показателям, характеризующим уровень и качество жизни, регион КМВ, как и Ставропольский край в целом, находится ниже общероссийского уровня и соседних субъектов Федерации. ВРП Ставропольского края в расчете на одного жителя ниже 50% от среднего по стране. Денежные доходы населения края составили 61,3% от уровня среднедушевого денежного дохода в целом по России и были ниже, чем в соседних регионах (Ростовская область - 77,8%, Волгоградская область - 71,6%, Краснодарский край - 64,4%). В Ставропольском крае в 2004 г. превышение среднедушевых доходов над прожиточным минимумом было наименьшим среди субъектов Южного федерального округа - 180%. В регионе КМВ отмечается высокий уровень бедности (от 30 до 40%).
Регион КМВ - крупнейший и уникальный курортный регион Российской Федерации, который может обеспечивать существенное улучшение здоровья не менее 1 млн. чел. в год. Это обстоятельство, крайне важное для национальных интересов России в условиях демографического спада и ухудшения здоровья населения, предопределяет основное направление развития региона КМВ и необходимость его государственной поддержки. Если отвлечься от уникальных лечебных факторов и рассматривать регион КМВ в ряду других мест туризма, то его роль относительно невелика - доля региона КМВ в общем физическом объеме рынка внутреннего туризма России составляет примерно 2,2 %. Однако в объеме услуг российского санаторно-курортного комплекса доля региона существенно выше и составляет около 10%.
В регионе также развиты сельскохозяйственное и промышленное производство, транспорт, логистика и торговля, обеспечивающие занятость и доходы значительной части населения. На регион КМВ приходится более 35% розничного товарооборота, более 25% промышленного производства, более 20% инвестиций в основной капитал, более 10% сельскохозяйственного производства Ставропольского края.
Специализацию региона КМВ определяют 3 крупных агрегированных отраслевых комплекса, каждый из которых занимает существенную долю в общем объеме занятости и хозяйственной деятельности и является основой формирования соответствующего кластера:
На территории региона выделяются зоны хозяйственной специализации - курортные и промышленные города, а также сельскохозяйственные районы
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
Вызовы, с которыми столкнулся регион в последние десятилетия, и которые будут действовать в будущем, можно классифицировать по времени возникновения и силе влияния:
Вызовы конца 20 века, продолжающие действовать Вызовы 21 века:
Высоко значимы
Значимые
Вызовы конца 20 века
Развал СССР и открытие границ. Глобализация и обострение конкуренции
Открытие границ и последовавший в начальный период перехода страны к рынку глубокий экономический кризис явились негативными факторами, как для большинства отраслей экономики, так и для санаторно-курортного комплекса региона КМВ. Сокращение доходов большинства населения и снижение государственной поддержки привели к резкому снижению спроса на услуги курортов КМВ. Немногочисленные платежеспособные слои населения осваивали новые зарубежные курорты, а большинство граждан России утратило способность платить за отдых и лечение. Произошла существенная перестройка экономических взаимоотношений санаторно-курортных учреждений и государства, в частности, в первые годы перестройки резко снизилось государственное финансирование санаторно-курортного лечения из фондов социального страхования, уменьшились отчисления на эти цели из средств предприятий. Это привело к тому, что санаторно-курортные учреждения во многом утратили свою социальную значимость. Число отдыхающих резко сократилось, особенно во внесезонное время. Материальная база курортов за годы экономического кризиса пришла в упадок. Некоторые санатории стали нерентабельными и закрылись.
Межэтническая напряженность и конфликты на Северном Кавказе
Относительная безопасность региона КМВ по сравнению с соседними республиками российского Кавказа стала фактором, благоприятствующим миграции в регион населения и экономической деятельности. Возникло усиленное миграционное давление на регион, временами превышающее его адаптационную емкость. Но появились и неожиданные возможности в сфере оптовой и розничной торговли, обслуживающей потребности менее безопасных соседей. Регион стал своеобразной перевалочной базой, центром дистрибьюции, куда завозятся оптовые партии товаров крупными поставщиками; затем мелкими партиями поставляются в соседние регионы.
Реформы государственного устройства России
Для региона, традиционно находившегося под государственным управлением и опекой, серьезным вызовом стало наделение местного самоуправления большими полномочиями в сфере использования земли и регулирования градостроительной деятельности. Отсутствие в действующем земельном законодательстве чёткого механизма наделения органов государственной власти различного уровня полномочиями в сфере землепользования, привели к утрате государственного контроля над охраняемыми землями курортно-рекреационного назначения и к рассогласованиям градостроительного развития курортно-рекреационной агломерации.
Миграционное давление
Главным
вызовом региональной демографической
политике является усиливающееся давление
потока иммигрантов не востребованных
по своей квалификации. В самом
общем виде решение этой проблемы
заключается в координации
Информация о работе Доктрина развития кавказских Минеральных Вод