Закон спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 22:12, реферат

Краткое описание

Приступая к изучению теории спроса и предложения, надо отметить, что она претерпела определенные изменения, которые благоприятно сказались на взаимодействии с другими теоретическими концепциями стоимости, ценности и цены. спрос предложение рынок
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).

Содержание

Введение
Спрос и закон спроса
Особенности действия закона спроса
Предложение: кривая и закон предложения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Закон спроса и предложения(курсовик)1к.1с..docx

— 118.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Курсовая работа

 

 

«ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

 

 

Выполнила студентка

Факультета УПП

группы УПП ЛБ-213

Исакова А. И

Руководитель

Лапинскас А. А.

 

 

 

Санкт – Петербург

2012 
Оглавление

Введение

Спрос и закон спроса

Особенности действия закона спроса

Предложение: кривая и закон предложения

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Приступая к изучению теории спроса и предложения, надо отметить, что она претерпела определенные изменения, которые благоприятно сказались на взаимодействии с другими теоретическими концепциями стоимости, ценности и цены. спрос предложение рынок

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).

Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром.

Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса и предложения, выявить закономерности в изменении спроса и предложения на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе и предложении, выявить зависимость между спросом и предложением, сделать выводы.

 

1. Спрос и закон спроса. Особенности действия закона  спроса

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Поэтому в рамках теории спроса потребители - это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремлении обладать теми или иными благами, тогда как спрос- это наша возможность приобретать эти блага.

Объем спроса, или количество товаров, на которое предъявлен спрос, определяется множеством факторов. Таковыми могут быть цена товара или услуги, доходы потребителей, вкусы, ожидания и др.

Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос - намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары.

Снижение цены делает товар более привлекательным для покупателя по сравнению с альтернативным близким по назначению товаром, и спрос на подешевевший товар может возрасти еще и за счет выбора в его пользу по сравнению с альтернативным товаром (но может и остаться прежним, если количественный прирост недостаточен для покрытия разницы полезности).

       Используя сэкономленные на покупке товара средства на повышенное удовлетворение иных потребностей, покупатель, в конце концов, неизбежно захочет лучше удовлетворить свою потребность, связанную именно с данным товаром, поскольку она будет отставать от удовлетворения иных потребностей.

Из того, что для разных покупателей приоритеты удовлетворения потребностей и оценка соотношений полезности альтернативных товаров будут расставлены по-разному, следует, что общий спрос на определенный товар будет возрастать при снижении его цены и неизменности всех прочих факторов. Кроме того, при более высокой цене часть потенциальных покупателей, пусть даже имевшая доступ к данному рынку, не могла себе позволить покупать данный и альтернативный товар: соответствующая данному товару потребность вполне могла быть наименее актуальной для некоторых покупателей, и они могли вовсе отказываться от удовлетворения соответствующей потребности ввиду недостаточного дохода. При снижении же цены некоторые покупатели уже станут способны покупать данный товар, и спрос будет расти еще и за счет увеличения количества покупателей.

Одним из важнейших факторов, определяющих величину спроса, является цена услуги.

Кривая спроса представляет обратную функциональную зависимость изменения спроса от динамики цены. Поэтому любая кривая спроса сама по себе выражает функциональную зависимость величины спроса от цены: когда цена движется в одном направлении (в сторону повышения или понижения), величина спроса изменяется в противоположном направлении (соответственно в сторону понижения или повышения). В связи с этим можно сказать, что величина спроса - это конкретная количественная определенность, диктуемая или навязываемая ценой.

Кривая спроса не выражает обратную функциональную зависимость изменения цены под воздействием динамики спроса. В противном случае это означало бы, что с увеличением спроса цены падают.

Таким образом, кривая спроса показывает, что при неизменности других факторов снижение цены ведет к возрастанию спроса и наоборот, повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта, поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, приобретать этот товар. Кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже.

Следует отметить несколько исключений из закона спроса. Они касаются так называемых высших и низших товаров. К первым относятся товары, потребление которых уменьшается с увеличением доходов. Это объясняется тем, что для таких благ существуют альтернативные блага, характеризующиеся более высоким качеством или большими удобствами. Когда товар становится для потребителя менее полезен , он переходит на потребление других товаров. Возможна и такая ситуация, когда с ростом цен на определенные товары величина спроса снижаться на них не будет. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист .

К исключению из закона спроса относится также ситуация «инфляционных ожиданий». Когда покупатели психологически настроены на постоянное повышение цен, увеличение спроса может наблюдаться даже при росте цен.

Функция спроса в механизме функционирования рынка побуждает производителей выпускать необходимые населению товары, улучшать их ассортимент и качество.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, такой спрос является совершенно неэластичным

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным


 

 

 

 

 

 

Совершенно эластичный спрос

Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности Ed, который определяется по формуле

Ed=∆Q/∆P(2)

где Ed - эластичность спроса по цене; ∆Q- изменение спроса, %; ∆P- изменение цены, %.

Для определения соответственно числителя и знаменателя для вышеуказанной формулы следует воспользоваться следующими формулами их вычисления (3), (4):

∆Q’=(Qн-Qб)/Qб*100%(3)

∆P’=(Pн-Pб)/Pб*100% (4)

где Qб- первоначальный, или базовый объем спроса; Qн –новый объем спроса; Pб- первоначальная, или базовая цена; Pн- новая цена спроса.

Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак, поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности. Существуют дуговая эластичность, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность. Таким образом, величина спроса зависит от многих факторов, основным из которых принято считать цену. Закон спроса выражает обратную зависимость между спросом и ценой товара. Спрос может быть эластичным, неэластичным и с единичной эластичностью.

2. Предложение: кривая и закон предложения

Предложение — это количество товаров и услуг, которое предложено для реализации на рынке в определенный промежуток времени. Следует различать натурально-вещественную и стоимостную формы товарного предложения.

Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.

Объем предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке. Он зависит от целого ряда факторов. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов выражается через функцию предложения

К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают влияние возмещение естественной убыли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.

Если на оси ординат отложить цены, а на оси абсцисс – количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость изменении предложении от динамики цен

 

 P, руб.П’  П

 П“ 




0 1 2 3 4 5 6 7 Q, шт.

 

 

 Кривая предложения

 

Любая точка кривой показывает, какую цену надо заплатить за единицу предлагаемого товара, чтобы данное его количество было предложено рынку.

Вогнутый характер кривой предложения демонстрирует процесс, в котором первоначальное повышение цены на товар провоцирует вовлечение в него все большего количества предприятий, что обуславливает определенный всплеск предложения данного товара.

Обратная функциональная зависимость между предложением и ценой, т.е. когда независимой переменной выступает предложение, а зависимой - цена, выражена посредством смещения кривой предложении в плоскости осей координат (кривые П’и П”). Смещение кривой предложения вправо означает расширение предложения товара, влево – сокращение его предложения.

Цена- это главный фактор, определяющий величину предложения товара, т. е. все другие факторы, влияющие на предложение, заранее даны и не подвергаются изменениям. Из графика видно, что чем выше цена, тем больше (при прочих равных условиях) объем предложения, а чем ниже цена, тем соответственно ниже объем предложения. Это закон предложения, который гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цены.

Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар. Это обусловлено тем, что выручка, получаемая от реализации товара по более высокой цене, содержит большую долю прибыли, т. к. издержки производства на его выпуск остаются неизменными.

В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели и привезли на рынок много товара, другие — мало. Одни затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение.

Информация о работе Закон спроса и предложения