Контрольная работа по "Регионалистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Европейский совет функционирует де-факто с 1974 г., с 1986 г. его статус официально закреплен Единым европейским актом. В него входят главы государств и правительств стран ЕС, а также Председатель Европейской комиссии. Европейский совет «дает Союзу необходимый импульс для развития и определяет общие политические ориентиры» (ст. 4 Договора о ЕС, консолидированная версия).

Содержание

1. Институты Европейского Союза
2. Европейская ассоциация свободной торговли ЕАСТ.
3. Европейское экономическое пространство – ЕЭП.
4. Совет государств Балтийского моря - СГБМ
5. Северный Совет
6. Европейская конференция гражданской авиации – ЕКГА.
7. Европейская организация по безопасности воздушной навигации – ЕВРОКОНТРОЛ.
9. Европейский банк реконструкции и развития - ЕБРР.

Вложенные файлы: 1 файл

Регионалистика.docx

— 33.28 Кб (Скачать файл)

Институты Европейского Союза

В настоящее время главными органами управления ЕС являются: Европейский  Совет, Совет, Европейская Комиссия, Европейский парламент, Суд. Имеются  также вспомогательные и консультативные  органы: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и Счетная  палата (или Палата аудиторов).

Европейский совет функционирует де-факто с 1974 г., с 1986 г. его статус официально закреплен Единым европейским актом. В него входят главы государств и правительств стран ЕС, а также Председатель Европейской комиссии. Европейский совет «дает Союзу необходимый импульс для развития и определяет общие политические ориентиры» (ст. 4 Договора о ЕС, консолидированная версия).

Европейский совет согласно регламенту заседает два раза в год. В ходе этих встреч обсуждаются общая  ситуация и важнейшие проблемы Союза, а также состояние мировой  экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления  деятельности, принимаются программы  и решения стратегического характера. В случае необходимости созываются внеплановые заседания, на которых, как правило, рассматривается один крупный вопрос, требующий принятия политического решения. Заседания  проводит глава или премьер-министр  того государства, которое в данное полугодие председательствует в  Совете. Итоги дискуссий и принятые решения доводятся до всеобщего  сведения в виде заключений председательствующей стороны. Формально это политический документ, который в последующем  трансформируется в правовые акты и  решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.

Совет Европейского Союза (Совет министров) – высший законодательный орган ЕС.

Функции. Согласно ст., 202 Договора о ЕС, Совет обладает правом принятия решений (см. «Процесс принятия решений»); обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов; осуществляет руководство бюджетом (совместно с Парламентом); заключает международные соглашения.

Состав. Совет состоит из представителей государств – членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 Советов, занимающихся конкретными на- правлениями деятельности ЕС и объединяющих соответствующих национальных министров. Например, Совет по транспорту собирается на уровне министров транспорта государств-членов.

Место и время  проведения сессий. Апрель, июнь и октябрь – Люксембург, в другие месяцы – Брюссель. Наиболее важные Советы – Совет по общим вопросам (Совет министров иностранных дел), Совет по экономике и финансам (ЭКОФИН), Совет по сель скому хозяйству – собираются ежемесячно, другие, как правило, 2 – 4 раза в год.

Европейская комиссия – исполнительный орган ЕС. Функции Комиссии регламентирует ст. 211 Договора о ЕС. Ей принадлежит право законодательной инициативы, т.е. разрабатывать законодательные предложения и направлять их в Совет, контролировать дальнейший процесс законотворчества; следить за применением законодательных актов, принятых Советом; в случаях нарушений может применить санкции, например передать дело в Суд. Кроме того, Комиссия располагает полномочиями принимать решения в таких сферах, как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и др.; управляет бюджетом и фондами ЕС, несет ответственность за бюджетные расходы.

Состав. Комиссия состоит из 20 членов (по два представителя от Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании, по одному – от остальных государств-членов). Они назначаются сроком на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Кандидатуры под- лежат утверждению в Европарламенте. Срок полномочий действующей Комиссии истекает в 2004 г. 

 

Место и время  проведения заседаний. Комиссия собирается один раз в неделю в Брюсселе.

Европейский парламент состоит из представителей государств- членов. Деятельность Европарламента опирается на ст. 189 – 201 Договора о ЕС.

Функции. Проводит консультации и осуществляет контроль за деятельностью других институтов ЕС; одобряет или вносит по- правки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС, утверждает бюджет ЕС и заключает межгосударственные соглашения.

Состав. После вступления Австрии, Финляндии и Швеции в ЕС Парламент насчитывает 626 депутатов (Австрия – 21 представитель, Бельгия – 25, Великобритания – 87, Германия – 99, Греция – 25, Дания – 16, Ирландия – 15, Испания – 64, Италия – 87, Люксембург – 6, Нидерланды – 31, Португалия – 25, Финляндия – 16, Франция – 87, Швеция – 22). Согласно Ниццкой редакции Договора о ЕС, после приема в Союз новых государств- членов его численность не будет превышать 732 депутата; число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно соответствовать представительству народов государств, объединившихся в Сообщество С 1979 г. Парламент избирается прямым голосованием. Срок полномочий депутатов составляет пять лет. Последние выборы состоялись в июне 1999 г.

Место и время  проведения сессий. Ежемесячные пленарные сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий – в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге.

Суд Европейских сообществ. Согласно ст. 220 Договора о ЕС, Суд обеспечивает единое применение и толкование права ЕС на всей его территории. Однако компетенция Суда не распространяется на новые сферы деятельности Европейского Союза, учрежденные Маастрихтским договором, – общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество государств-членов в области правосудия и внутренних дел.

Место пребывания – Люксембург. 

 

Помимо выше перечисленных  органов успешно функционируют  Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Палата аудиторов.  

 

2. Европейская  ассоциация свободной торговли  ЕАСТ.

Создана в 1960 г. на основе Конвенции о создании ЕАСТ (Стокгольмской конвенции). В ЕАСТ вошли 11 стран, 7 из которых впоследствии вышли из нее и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются 4 страны: Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн.

Цели ЕАСТ:

·         содействие устойчивому росту экономики, финансовой стабильности, рациональному использованию ресурсов;

·         содействие расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров;

·         развитие торговли между странами-членами в условиях добросовестной конкуренции;

·         содействие обеспечению полной занятости населению, повышению уровня жизни в странах-членах.

В торговле между странами-членами  ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.

ЕАСТ имеет в своей  структуре Совет, постоянные комитеты, секретариат. 

 

3. Европейское  экономическое пространство –  ЕЭП.

Соглашение, подписанное  в 1992 г. 12 странами-членами ЕС и 7 странами-членами  ЕАСТ в целях создания единой структуры  на основе общих правил и равных условий конкуренции. Оно предусматривает:

·         свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей;

·         согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, социальной политики, образования;

·         создание правовой системы для реализации общих норм и правил.

На основе соглашения о  ЕЭП были заключены: двусторонние соглашения между странами-членами ЕС и ЕАСТ об импорте определенных видов сельскохозяйственной продукции; двусторонние соглашения о  рыболовстве между ЕС и Исландией, между ЕС и Норвегией. Кроме того, были приняты две декларации: об упрощении пограничного контроля и  об активизации политического диалога.

Соглашение вступило в  силу в 1994 г. и его положения на практике применяются 18 странами-участницами (кроме Швейцарии).

В структуре ЕЭП два  общих органа: Совет ЕЭП - высший политический орган и Объединенный комитет ЕЭП, отвечающий за текущую  деятельность. Имеются два совещательных  органа - Консультативный комитет  ЕЭП и Объединенный парламентский  комитет - и 4 института ЕАСТ: Контрольное  ведомство, Суд, Постоянный комитет  государств ЕАСТ и Секретариат. 

 

4. Совет государств  Балтийского моря - СГБМ

Создан в 1992 г. в качестве координирующего органа для стран  Балтийского региона. В него вошли 11 стран: Германия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Российская Федерация, Финляндия, Швеция, Эстония. Сотрудничающей с СГБМ организацией является Европейская комиссия ЕС. Совет ставит задачей содействие региональному сотрудничеству и поддержание тесных отношений с другими государствами и международными организациями. Основные направления деятельности в экономической области:

·         содействие развитию сотрудничества в таких областях, как энергетика, экономическая и техническая помощь, транспорт и связь, туризм и информация, охрана окружающей среды;

·         оказание технической помощи государствам СНГ и Грузии;

·         оказание помощи Польше и Венгрии по структурной перестройке экономики;

·         обучение и предоставление помощи по повышению квалификации в области государственного управления, менеджмента, права и экономики на учрежденном Советом Еврофакультете в г. Рига (Латвия).

5. Северный  Совет

В феврале 1952 г. был создан Северный Совет по инициативе датских  представителей, участвующих в работе сессии Межпарламентского союза  Северных Стран (1951). Учрежденный на этой сессии специальный комитет  подготовил проект Устава Северного  Совета, который был одобрен совещанием министров иностранных дел скандинавских  стран и вступил в силу после  утверждения его парламентами Дании, Исландии, Норвегии и Швеции. Финляндия, представители которой участвовали  в подготовке Устава Совета, вступила в него только с четвертой сессии, состоявшейся в Копенгагене в 1956 году, сделав при этом оговорку, что  она не будет принимать участия  в рассмотрении военно-политических вопросов или вопросов, касающихся определения позиций в отношении  противоречий между великими державами.

Деятельность Северного  Совета в настоящее время основывается на Соглашении о сотрудничестве между  скандинавскими странами, подписанном  в Хельсинки и вступившем в  силу в 1962 году. Это Хельсинкское соглашение устанавливает характер, формы и  сферы деятельности Северного Совета. Оно предусматривает сохранение и дальнейшее развитие сотрудничества между странами «в законодательной, культурной, правовой, социальной и  экономических областях, а также и области транспорта и связи».

ЦЕЛИ И  СТРУКТУРА СЕВЕРНОГО СОВЕТА.

Северный Совет имеет  совещательные (консультативные) и  контролирующие функции, дает правительствам государств-участников рекомендации, которые принимаются большинством голосов и не имеют обязательного  характера.

Сейчас Северный Совет  состоит из 87 представителей пяти скандинавских  стран и трех автономных территорий. Члены Совета выбираются среди представителей национальных парламентов. В Совете представлены политические партии государств. Прямых выборов в Северный Совет  не существует.

Главная сессия Совета проводится осенью поочередно в столицах государств-членов, а так называемая тематическая сессия проводится весной. Северный Совет  имеет Секретариат, состоящий из трех комитетов. Один комитет занимается непосредственно делами скандинавских  стран, деятельность другого сосредоточена  на сотрудничестве внутри европейского региона, а третий комитет занимается решением вопросов сотрудничества с  соседними, примыкающими к скандинавскому региону странами. Комитет, занимающийся делами скандинавских стран, состоит  из 30 представителей, а два другие комитета имеют по 20 представителей каждый.

Высшим органом, принимающим  решения между сессиями Совета, является Президиум. Президиум распределяет и координирует работу между органами Совета, составляет планы действия и бюджет, занимается международными вопросами и вопросами безопасности.

Президиум на следующий год  избирается на Главной сессии Северного  Совета. Он состоит из президента, выбираемого  специальным образом, и двенадцати членов-представителей национальных делегаций.

С 1971 года помимо Северного  Совета в Скандинавских странах  стал действовать Совет министров  Северных стран, созданный для укрепления сотрудничества между правительствами  Северных стран - Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции - в юридической, культурной, социальной и экономических областях, а также по вопросам транспорта, связи и защиты окружающей среды.

Цель Секретариата - проведение работы по всем политическим вопросам, кроме дел культуры, (Секретариат  по вопросам культуры в скандинавских  странах).

5. Европейская  конференция министров транспорта  – ЕКМТ.

Создана в 1953 г. по инициативе министров транспорта европейских стран. Находится в Париже в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Секретариат по экономическим вопросам входит состав Секретариата ОЭСР. Членами ЕКМТ являются 31 государство: Австрия Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Ассоциированные члены 6 государств - Австралия Канада, Новая Зеландия, Российская Федерация, США, Япония. В качеств наблюдателей участвуют: Албания, Армения, Азербайджан, Грузия, Марокко

Информация о работе Контрольная работа по "Регионалистике"