Концепция иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические вопросы Концепции Иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов
2. Выявить научную проблематику Концепция Иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов
3. Показать пути решения и рассчитать их значения в прогнозе

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Изучение зоны влияния, иерархии и системы городов.................5
1.1. Рассмотрение транспортной иерархической модели «Коля».............5
1.2. Рассмотрение общей концепции функциональной иерархии…….....6
1.3. Рассмотрение теории центральных мест «В. Кристаллера» и
«Формальной модели»................................................................................6
Выводы.....................................................................................................10
Глава 2. Анализ концепций иерархии городов, сетей городов и зон
влияния городов……………………………………………….…......12
2.1. Анализ иерархической и сетевой модели............................................12
2.2. Анализ закона «ранг – размер» (Иерархия городов)………………..13
2.3. Анализ гравитационной модели интенсивности связи городов.......14
Выводы....................................................................................................15
Глава 3. Совешенствование и дальнейшее развитие концепции
иерархии городов……………………………………………………..17
3.1. Развитие концепции иерархии городов.…..........................................17
3.2. Развитие концепции зоны влияния города ……………...…………..18
3.3. Совершенствование агломерации иерархии городов……..……..….21
Выводы….……..……………………...……….....................................22
Заключение…..……………………………………………..................................23
Библиографический список………….……...….…..….……………..........…..25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Затем фон Тюнен рассматривает  вариант аналогичной линейной модели с одной культурой, но двумя технологиями ее выращивания (интенсивной – 1 и экстенсивной – 2). Более интенсивная технология обеспечивает более высокий уровень урожайности при более высоких затратах. При этом оказывается, что вблизи города уровень прибыли выше для более интенсивной технологии. Крутизна наклона графика функции прибыли для первой технологии выше (т.к. Ti растет быстрее, чем d). Поэтому при некотором соотношении между двумя уровнями издержек возможен вариант, когда за пределами первого круга вторая технология оказывается более рентабельной (рис. 2).

 Аналогично строятся  рассуждения для случая многих  культур или видов животных.

 Таким образом,  данный город выступает прежде  всего как фокус торговой экономической активности, который формирует на равнине систему концентрических зон с разными вариантами землепользования. На равнине это будет выглядеть следующим образом (рис. 2).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фон Тюнен сознавал нереалистичность своей упрощенной модели. Однако она удобна для выявления общих закономерностей в пространственной экономике, но не предназначена для непосредственного использования в прикладных исследованиях. Для повышения реалистичности необходимо последовательно ослабить жесткость исходных гипотез. Например, можно учесть реальную неоднородность местности: наличие железной дороги, различие в плодородии почв и т.д. В итоге получим вполне реалистичную модель, но дающую гораздо более сложную картину.

Рис. 2. Модель зоны влияния города (для одной культуры и двух технологий)

Главное достижение подхода  фон Тюнена – введение в экономическую теорию понятия пространства. Он также вводит в теорию концепцию полюса экономической активности и концепцию зоны его влияния, формирует проблему выявления ее экономической структуры, что позволяет ему перейти к концепции непрерывного экономического пространства, структура которого формируется под влиянием фактора местоположения. Это первый пример модели непрерывного типа. Подобные непрерывные модели важны для описания пространства крупного города, в котором деловой центр играет роль основного фокуса экономической активности, во многом аналогичный роли города-центра. Вместо участков могут рассматриваться отдельные здания.

3.3. Совершенствование агломерации иерархии городов

По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития - территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр  тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях  объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других - они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Характерно  для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает  город, который берет на себя функции  центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

Выводы

1. Этот процесс перехода  к более высокому уровню обслуживания продолжается до тех пор, пока мы не придем к уровню главного города страны. Здесь однако, нам придется либо принять гипотезу о том, что в данной модели все страны являются одинаковыми шестиугольниками правильным образом расположенными на плоскости, либо ввести в модель (в качестве усложнения) национальные границы, выделяющие лишь конечный кусок плоскости, за пределами которых обрывается национальное экономическое пространство, что создает некоторые методологические трудности, связанные с краевыми эффектами (вблизи границы нарушается правильность исходной шестиугольной сети).

2. Экономические условия  процесса производства при одинаковых  вариантах технологии одинаковы для любых участков, т.е. объем продукции, получаемой на единицу площади, и удельные издержки одинаковы. Единственное отличие одного участка от другого – в их положении на рассматриваемой территории. Поэтому единственная экономически значимая характеристика точки на равнине - расстояние до города, которое определяет уровень транспортных издержек.

3. Трудовые связи с  городом-центром в образованиях  рассматриваемого типа слабее, чем  в агломерациях, развивающихся «от  города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Города играют ключевую роль в экономике, именно на их территории в большинстве своем сосредоточены  финансовые и товарные рынки, здесь формируются решения, определяющие весь ход экономической жизни. К наиболее важным современным тенденциям развития городов можно отнести следующие:

- мобильность населения;

- мобильность капитала;

- информационная революция;

- быстрое и повсеместное распространение новых технологий;

- переход на рыночные принципы производства почти всех товаров и услуг;

- расширение международной торговли и инвестиций;

- снижение транспортных затрат;

- усиление пространственной дифференциации;

- формирование новых форм организации производства;

- увеличение концентрации власти деловых кругов, как в экономической сфере, так и в определении государственной политики с использованием новых политических технологий.

Подлинная экономическая  роль города выявляется при переходе от внешнего анализа его структур к изучению их функционирования, к выявлению их влияния не только на городском, но и на национальном и международном уровнях. Для этого необходимо рассмотреть город с позиции типологизации. Исходная классическая модель функциональной типологии относит каждый город к определенному типу по отраслевой принадлежности: например, центр нефтехимии, центр машиностроения и т.д. Недостаток классического функционального подхода связан с недооценкой градообразующей роли некоторых видов услуг, которые в современных условиях выходят на первый план. На смену этому подходу пришел пространственный, который рассматривал город не с позиции выполняемых им функций, а с позиции занимаемой им ниши в иерархических моделях.

Понятие “системы городов” является фундаментальным в экономике города. Оно позволяет акцентировать внимание на взаимосвязях городов, которые и определяют экономическую судьбу каждого отдельного образования. Изучение систем городов начинается с несложных обобщений фактических данных в форме зависимостей типа “ранг - размер”. Уже в этой первичной модели Ципфа косвенно удается выявить взаимосвязанность городов, формирующих весьма устойчивые национальные системы, с характерной для них неравномерностью в распределении городского населения и экономической активности. При изучении национальных систем городов большую роль играет теория центральных мест Кристаллера. Она конкретизирует идеи функциональной иерархии, в явном виде учитывая градообразующие функции. Модель Кристаллера предполагает вложенность ячеек-зон обслуживания первого уровня в более крупные ячейки второго уровня, которые в свою очередь объединены в еще более крупные ячейки третьего уровня и т.д. Геометрической основой данной модели является решетка шестиугольников, заполняющих плоскость. В теории экономического ландшафта Лёша сделана попытка преодолеть ограниченность подхода Кристаллера и учесть роль города как производителя товаров. В рамках микроэкономического подхода Лёш приходит к понятию пространственного равновесия. В этой модели пространство экономического района представлено весьма сложной системой шестиугольников разного размера. Концепции пространства Кристаллера и Лёша упрощают сложную картину экономической реальности, предполагая исходную непрерывность, однородность и изотропность пространства. Однако они позволили конкретизировать представление о национальном экономическом пространстве как сложной системе зон влияния городов, тем самым, заложив основы концепции “каркаса городов”.

Высший слой иерархии представлен сетью мировых и международных полифункциональных городов, которые осуществляют координацию принятия решений представителями международной экономической элиты. Финансовые потоки, каналы коммуникации, транспортные линии и культурные взаимодействия замыкают эти города в единую мировую сеть синергии.Влияние мировых центров распространяется на обширные экономические пространства целых континентов через систему центров-посредников второго уровня. В условиях укрупнения общенациональной иерархической системы городов именно способность города к обеспечению интернациональных контактов для соответствующего субнационального региона часто определяет его шансы на сохранение доминирующей позиции в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской сре-   ды. Москва: Наука. 2004.

2. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. Москва: РуссПресс. 2008.

3. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 2001.

4. Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 2005.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь, М:. Просвещение, 2005.

6. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). Москва: Высшая школа. 1991.

7. Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 2003.

8. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 2005.

  9. Хмелевский Н.Н. История экономики России от древнейших времен  и до первой мировой войны.  Курс лекций Ч.1. М.: Международная академия информатизации, 1995.

10. Хмелевский Н.Н. История экономики России. М.: Произв. Комбинат Ли    тературного Фонда, 2001.

   11. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Наука, 1985.

   12. Шерер Ф.М., Росс Д.  Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997.

   13. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. М.: Магистр, 1997.

   14. Шухов Н.С. Ценность  и стоимость.  Ч.2. Теория ценности и стоимости в отечественной экономической науке. М.: Стандартов, 1995.




Информация о работе Концепция иерархии городов, сетей городов и зон влияния городов