Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций
Работа содержит конспекты лекций по "Экономической географии".
Дело в том, что во второй половине XX в. само понятие «город» в Китае изменялось неоднократно. Сначала городская «квота» здесь была едва ли не самой высокой в мире, поскольку городом считался населенный пункт с численностью жителей более 100 тыс. человек (!) и лишь в отдельных случаях – с меньшим населением. Однако предпринятая в 1984 г. административная реформа круто изменила прежний подход. По решению Государственного совета КНР городом стали считать центр промышленности, торговли или ремесла с населением более 3000 человек, находящийся под непосредственным управлением уездной администрации, в котором 85 % жителей заняты вне сельского хозяйства. Ясно, что такая мера не могла не привести к скачкообразному росту численности горожан.
Но и это еще не все. Одновременно было произведено административное расширение территории городов, в население которых включили жителей не только ближних и дальних пригородов, но и обширных сельских территорий. По замыслу реформаторов создание таких «сельских городов» должно было способствовать сглаживанию различий между городом и деревней, распространению городского образа жизни на сельскую местность, уменьшению оттока жителей из села в город, а также лучшему обеспечению городов продовольствием. В результате расширения территорий крупных городов в их пределах оказались сотни тысяч и даже миллионы людей, занятых в сельском хозяйстве (например, в Пекине и Тяньцзине – по 1,2 млн, в Чэнду – 1 млн, в Гуанчжоу – 700 тыс.). Можно согласиться с С. Н. Раковским, который назвал подобную ситуацию «полуурбанизацией».
Особенно разителен в этом отношении пример Чунцина, который в 1997 г. стал четвертым в стране городом центрального подчинения. При этом ему выделили из территории огромной по численности жителей провинции Сычуань площадь в 82 тыс. км2, что примерно равно территории Австрии или Чехии! А численность жителей в его новых пределах составила 31 млн человек, т. е. соответственно в 3,6 и 3 раза больше, чем в этих странах! Интересно, что из 30 млн в самом Чунцине (с пригородами) живут 7,5 млн человек, тогда как остальная часть приходится на другие города и сельскую местность. Вот и получается, что административный город Чунцин ныне дает больше сельскохозяйственной продукции, чем многие европейские страны. Это и есть один из китайских парадоксов.
Все сказанное объясняет, почему китайские показатели уровня урбанизации, приведенные в таблице 36, очень сильно отличаются от официальных данных ООН. Согласно последним, доля горожан в Китае в 2005 г. составила 43 % всего населения, что ниже среднемирового уровня и примерно равно уровню для группы развивающихся стран. По тем же данным, общая численность горожан в Китае возрастала следующим образом: в 1985 г. – 251 млн, в 1990 г. – 302 млн и в 2000 г. – более 400 млн и в 2005 г. – 560 млн человек. Не приходится удивляться и тому, что ООН не считает Чунцин с его 30-миллионным населением самым большим городом мира.
Во-вторых,
специфика Китая находит
Но особенно обращает на себя внимание вторая половина 1980-х гг., когда в Китае начался настоящий «городской взрыв». В самом деле, всего за несколько лет доля городского населения выросла вдвое, а абсолютная численность горожан увеличилась в 2,5 раза, причем среднегодовой их прирост составил 50–60 млн, а в 1984 г. достиг даже 90 млн человек! Нетрудно догадаться, что такой скачок объясняется административной реформой, проведенной в этом году. И только в 1990-х гг. и в начале XXI в., когда в экономике Китая происходил большой подъем, динамика процесса урбанизации тоже стала стабильной и устойчивой. Общее число городов возросло до 600.
Рис. 94. Агломерации-миллионеры Китая
В-третьих,
к специфике Китая можно
В полном соответствии с мировым процессом урбанизации в Китае происходит не просто рост городов, а рост больших городов, точнее – городских агломераций. Особенно наглядно это можно проследить на примере агломераций-миллионеров. В 1980 г. их было 20, в 1990 г. – 34, а в 2000 г. – 46 (без Тайваня) (рис. 94). Уже в середине 1990-х гг. они концентрировали половину всех городских жителей страны.
В последнее время географы обращают внимание на быстрый рост в Китае не просто городов-миллионеров, а сверхбольших городов с населением более 5 млн и даже 10 млн человек. В 2005 г. уже 17 городских агломераций КНР имели более 6 млн жителей. Население трех из них превышало 10 млн: Шанхай (17,4), Пекин (14,9) и Чэнду (10,4). От 9 до 10 млн жителей имели Харбин, Тяньцзинь, Шицзячжуан, от 7 до 8 млн – Чунцин, Гуанчжоу, Циндао, Чанчунь, Сиань, от 6 до 7 млн – Шэньян, Чжэнчжоу, Ханчжоу, Нанкин и Чанша.
Нет никаких оснований считать, что в начале XXI в. процесс формирования крупногородских агломераций в Китае пойдет на убыль.
52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая – входят также в число крупнейших городов мира. Пекин – административная столица страны, Шанхай же можно назвать ее «экономической столицей». В чем-то похожие, эти города имеют и очень много различий. Тем не менее каждый из них по-своему выполняет функции «визитной карточки» самой большой по населению страны мира.
Столица КНР Пекин – важнейший политический, административный, экономический и культурный центр страны. Он расположен в северной части Великой Китайской равнины, в 120 км от моря, на издавна сложившихся важных торговых путях, которые связывают северо-восточные и северные районы страны с восточными, южными и западными. С западной и северной сторон район Пекина окаймлен горами, и лишь в 50 км от него проходит один из участков Великой Китайской стены. А в направлении на юг он не имеет четко выраженных природных рубежей.
Считается, что история Пекина насчитывает около 3000 лет. Первое упоминание о населенном пункте на этом месте относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Затем город продолжал расти и под разными названиями служил столицей различных государственных образований, хотя в эпохи империй Тан и Сун столицами всей страны были другие города. Только с началом правления монгольской династии Юань в XIII в. Пекин (под названием Ханбалык, т. е. «город хана») становится столицей Китая. Затем, после воцарения династии Мин, он сначала опять теряет свои столичные функции, но с 1421 г. снова становится столицей (под названием Бэйцзин – «северная столица»). С тех пор и до наших дней Пекин остается столицей Китая, за исключением периода 1929–1949 гг., когда гоминьдановское правительство перенесло столицу в Нанкин (правильнее – Наньцзинь, т. е. «южная столица»). В 1949 г. Пекин был провозглашен столицей КНР.
До 1949 г., тем более после потери столичных функций, Пекин развивался довольно медленно, преимущественно как торгово-распределительный центр. Промышленность была сравнительно небольшой, с преобладанием таких отраслей, как текстильная и пищевая; широко распространены были здесь кустарные промыслы. После 1949 г. Пекин стал развиваться во много раз быстрее. Радикально изменились и его функции.
Во-первых, Пекин выполняет важную административно-столичную– функцию, поскольку в нем сосредоточены все высшие органы государственной власти.
Во-вторых, к числу главных относится его промышленная функция. За годы народной власти Пекин превратился в один из самых больших индустриальных центров страны. Теперь его промышленный профиль прежде всего определяет тяжелая промышленность, а в ней такие отрасли, как машиностроение (станки, автомобили, подвижной состав железных дорог, машины для сельского хозяйства), черная металлургия, химическая промышленность, энергетика. Вся их продукция производится на предприятиях, построенных уже в годы народной власти. Реконструирована и текстильная промышленность.
В-третьих,
очень важна и транспортно-
В-четвертых, в последнее время все большее значение приобретают непроизводственные функции столицы КНР. Их доля в занятости ее жителей уже превысила долю промышленности и приближается к 30 %. К этим функциям относятся услуги, банковское дело, здравоохранение, образование, культура, управление. В Пекине находятся Академия наук КНР, десятки вузов и научно-исследовательских институтов, более 20 театров и столько же музеев.
Естественно, что ускоренное социально-экономическое развитие Пекина в последние десятилетия не могло не привести и к росту его населения. Еще в 1950 г. в городе было 3,9 млн жителей, но в 1970 г. – уже 8,1 млн, а в 2005 г. Большой Пекин имел 14,9 млн жителей. При этом до середины 1980-х гг. население города росло главным образом благодаря высокому естественному приросту и притоку людей из сельской местности. Но затем – под воздействием демографической политики – показатель естественного прироста уменьшился в несколько раз. Зато в результате административной реформы площадь города была увеличена до 16,8 тыс. км2 с включением в нее нескольких пригородных сельских уездов. Численность жителей в собственно Пекине, без пригородов, – около 8 млн человек. Прогноз говорит о том, что к 2010 г. население Большого Пекина может возрасти до 17,8 млн человек.
Рис. 95. План центральной части Пекина
В архитектурно-планировочном аспекте Пекин представляет собой идеальный образец, отражающий основные традиции средневекового Китая, когда зодчие исходили из обязательности предельно четкой прямоугольной городской структуры с ориентацией улиц по сторонам света. Это относится в первую очередь к Старому Пекину, образующему историческое ядро города, но также и к Новому Пекину, возникшему уже после 1941 г.
В свою очередь Старый Пекин состоит из двух частей – Внутреннего и Внешнего города (рис. 95).
Внутренний
город имеет форму квадрата, в
центре которого расположен окруженный
стеной так называемый Запретный
город с архитектурным
С юга же к Внутреннему городу примыкает Внешний город, тоже сформировавшийся еще в эпоху Мин как центр торговли и ремесла. Здесь и до сих пор сохранились старые узкие улицы с одноэтажными глинобитными домами. Главная из исторических достопримечательностей этой части города – знаменитый храм Неба, построенный в 1420 г. и восстановленный после пожара в конце XIX в. Ныне этот район стал также и индустриальным. Но большинство промышленных предприятий концентрируется уже в возникшем после 1949 г. Новом городе, в особенности в его восточной части. А в его западной части преобладают жилые кварталы с многоэтажными зданиями и широкими транспортными магистралями. Здесь же находятся многие высшие учебные заведения.
Все
сказанное не означает, что столица
Китая – беспроблемный город.
Нет, бурное развитие Пекина вызвало
к жизни целый ряд сложных проб
Информация о работе Курс лекций по "Экономической географии"