Курс лекций по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит конспекты лекций по "Экономической географии".

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 2 ЗАРУБЕЖНАЯ азия.docx

— 3.03 Мб (Скачать файл)

Рис. 98. Угольная и нефтегазовая промышленность Китая

В отличие  от угольной промышленности с ее крайней  децентрализацией размещение нефтяной промышленности Китая отличается гораздо  большей территориальной концентрацией (рис. 98). Первыми были открыты месторождения, расположенные на Северо-Западе, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Затем основная добыча переместилась на Северо-Восток, в провинцию Хэйлунцзян, где в 1959 г. было открыто крупнейшее в стране нефтяное месторождение Дацин. Уже в 1980 г. оно обеспечивало 50 % всей добычи нефти. Вторым по значению стало месторождение Шэнли на Востоке, в провинции Шаньдун, а третьим – месторождение Ляохэ в провинции Ляонин. Они и давали основную добычу.

Однако  к концу 1990-х гг. география нефтяной промышленности стала изменяться. На нефтепромыслах Дацин и Шэнли  пик добычи оказался уже пройденным, и ее показатели начали снижаться. Хотя месторождения восточной части  страны по-прежнему обеспечивают 80 % всей китайской нефтедобычи, основные поисково-разведочные работы на нефть теперь снова переместились в Синьцзян-Уйгурский автономный район, который уже занял третье место в стране после Дацина и Шэнли. Другое важное направление таких работ – акватории континентального шельфа. Первая морская скважина в Китае была пробурена на шельфе Южно-Китайского моря в 1964 г., и теперь здесь действуют уже несколько морских промыслов. Столько же их и в Бохайском заливе Желтого моря. В 1990-х гг. именно на морские месторождения пришлось 2/3 всего прироста добычи нефти в стране. Соответственно доля их в общей добыче выросла с 1 % в 1990 г. до 10 % в 2000 г.

Наличие нескольких крупных центров добычи нефти приводит к необходимости  транспортировать ее (и нефтепродукты) в другие районы страны. Для этого  используют и железные дороги, и  нефтепроводы, длина которых составляет 10 тыс. км. Но пока еще единой нефтепроводной системы они не образуют.

Газовая промышленность в Китае, традиционно «угольной» стране, долгое время развивалась медленно. К началу 1990-х гг. добыча природного газа составляла только 15 млрд м3. Но затем, в связи с замедлением темпов роста добычи и угля, и нефти, интерес к этой отрасли заметно возрос, добыча начала расти быстрее и в 2005 г. ее уровень поднялся до 50 млрд м3. Размещение ресурсов природного газа по территории страны (70 % их сосредоточены в западных и юго-западных районах) предопределило и географию его добычи. Первое место по добыче газа занимает провинция Сычуань. Природный газ добывается также в Синьц-зян-Уйгурском автономном районе (Цайдамский и Таримский бассейны). Кроме того, газовые промыслы работают и на шельфе Южно-Китайского моря, и в заливе Бохай. За исключением последних все они расположены очень далеко от главных центров потребления природного газа – крупных городов восточной части страны. Но больших по протяженности магистральных газопроводов пока в Китае всего два. Преобладают же разобщенные газопроводы небольшой длины, которые соединяют места добычи с ближайшими потребителями газового топлива. Однако перспектива увеличения добычи газа предполагает и сооружение новых крупных газопроводов.

Электроэнергетика Китая растет очень быстрыми темпами. Достаточно сказать, что в 1949 г. в стране было выработано всего 4 млрд кВтч, в 1970 г. – 116 млрд, в 1980 г. – 300 млрд, в 1990 г. – 620 млрд кВт•ч. В 1995 г. производство электроэнергии превысило 1 трлн, в 2004 г. – 2 трлн, а в 2008 г. – Зтрлн кВт•ч. В результате, опередив Японию, Китай вышел по этому важному показателю на второе место в мире после США. Одновременно возрастала и установленная мощность электростанций, которая еще в середине 1990-х гг. превысила 200 млн кВт.

Китай – страна с резким преобладанием теплоэнергетики: на ТЭС производится около 4/5 всей электроэнергии. В основном ТЭС работают на угле и расположены поблизости от угольных бассейнов и таких крупных промышленных центров, как Шанхай, Тяньцзинь и др. В 1960—1970-е гг., в период быстрого роста нефтяной промышленности, многие угольные ТЭС были переведены на жидкое топливо, но затем, когда прирост добычи нефти замедлился, их снова переоборудовали для сжигания угля. Как правило, это ТЭС средней и небольшой мощности, и лишь несколько станций имеют мощность более 1 млн кВт.

Гидроэнергетика пока имеет меньшее значение, обеспечивая 19 % общей выработки электроэнергии в стране. Это объясняется тем, что сооружение ГЭС гораздо более капиталоемко. К тому же в условиях постоянного дефицита электроэнергии только строительство ТЭС позволяло быстрее улучшить снабжение ею. В гидроэнергетике же долгое время предпочтение отдавалось строительству мелких и мельчайших ГЭС, предназначенных для снабжения отдельных деревень и поселков; таких ГЭС в Китае насчитывается почти 100 тыс. Но затем началось и сооружение крупных гидростанций и даже их каскадов. Одновременно наметились большие сдвиги в размещении гидроэнергетики страны.

Сначала ГЭС сооружали на реках СевероВосточного Китая, затем – на Хуанхэ, а в  последнее время гидростроительство концентрируется прежде всего в  бассейне Янцзы. По расчетам китайских  специалистов, на этой реке можно создать  каскад из 20 ГЭС общей установленной  мощностью 75 млн кВт со среднегодовой выработкой 365 млрд кВтч. Крупномасштабное гидроэнергостроительство в среднем течении Янцзы уже ведется. Здесь построена самая большая в стране ГЭС Гэчжоуба (2,7 млн кВт), планируется каскад из 11 ГЭС мощностью 1 млн кВт каждая. Но еще более грандиозное начинание связано с сооружением здесь крупнейшей в мире ГЭС Санься. Намечается также сооружение каскада из 15 гидростанций на Хуанхэ.

На  рубеже XX и XXI вв. Китай вышел на второе место в мире по установленной мощности ГЭС (75 млн кВт) и на четвертое по выработке электроэнергии на них (220 млрд кВт ч).

Развитие атомной энергетики в Китае началось сравнительно недавно. В конце 1991 г. к юго-западу от Шанхая была введена в эксплуатацию первая в стране АЭС Цзиньшань, построенная китайскими специалистами по собственному проекту. Затем были построены еще несколько АЭС, в т. ч. две (Ляньмунчан и Тяньвань) – с помощью России. В середине 2008 г. на АЭС работали уже 11 реакторов общей мощностью 8,6 млн кВт и выработкой 50 млрд кВтч (около 2 % общекитайской). Однако на ту же дату в стадии строительства находились еще 6 реакторов (5,5 млн кВт), в стадии проектирования – 29 реакторов (31 млн) и в стадии прогнозирования – 86 реакторов (68 млн кВт). Следовательно, речь идет о поистине грандиозных планах развития отрасли.

Нетрадиционные  источники энергии начали использовать в Китае давно, но только для местных  нужд. В Тибете и некоторых других районах работают небольшие ГеоТЭС. Началось использование ветроустановок и солнечных батарей. Небольшие  приливные установки действуют  в прибрежных районах.

Положение с экспортом и импортом энергоносителей в Китае не оставалось неизменным. С ростом добычи угля страна получила возможность начать его экспорт, который возрос с 30 млн т в 1995 г. до 90 млн т в 2001 г.; уголь вывозят главным образом в Японию и в Республику Корея. Быстрое развитие нефтяной промышленности привело к тому, что Китай стал экспортировать нефть. Но когда темпы роста этой отрасли замедлились, в 1993 г. он стал ее нетто-импортером.[48] Из Индонезии, Малайзии, стран Персидского залива Китай ввозит 150 млн т в год.

Из  всего сказанного вытекает, что несмотря на большие достижения топливно-энергетический комплекс Китая испытывал и продолжает испытывать в своем развитии немало трудностей. Это и сильное техническое отставание угольной промышленности, и растущий недостаток нефтепродуктов, и медленное развитие газовой отрасли. Необходимо учитывать также, что, хотя Китай и занимает второе место в мире по объему производства топлива и энергии, по их душевому производству он отстает от большинства стран мира. Так, его показатель душевого производства электроэнергии (около 2300 кВтч) ниже среднемирового. О многом говорит и такой факт: в конце 1990-х гг. 100 млн жителей Китая еще жили без электричества. Ко всему этому можно добавить низкую энерговооруженность производственных процессов, слабое развитие энергосбережения (на единицу ВВП Китай расходует в 3—10 раз больше энергии, чем крупные государства с развитой экономикой), крайне отрицательное воздействие энергетики на окружающую среду.

С учетом всех этих обстоятельств и составлялись прогнозы развития отрасли до 2010, 2015 и 2020 гг. Согласно китайским данным, все отрасли ТЭКа будут продолжать расти. Еще больше станет общее (и душевое!) производство топлива и энергии. Еще более возрастет добыча угля, природного газа, выработка электроэнергии. А мощность АЭС к 2030 г. должна достигнуть 36 млн кВт (этот показатель намного превосходит современную мощность АЭС России или Германии). Но, пожалуй, долгосрочная стратегия развития китайской энергетики в особенно большой степени направлена на первоочередное использование богатейших гидроэнергетических ресурсов. В 2000 г. в Китае в стадии строительства находились более 100 гидроузлов с плотинами выше 60 м и даже выше 100 м. Соответственно намечается увеличить установленную мощность ГЭС страны до 125 млн кВт в 2010 г. и 150 млн кВт в 2015 г., что позволит освоить около 40 % гидроэнергетического потенциала. При этом, однако, Китай будет ориентироваться не только на отечественные топливно-энергетические ресурсы, но и на импорт энергоносителей, прежде всего нефти и природного газа. В связи с этим большой интерес представляет знакомство с уже разработанными или разрабатываемыми проектами сооружения международных магистральных трубопроводов.

Рис. 99. Нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан

Перспектива увеличения поставок российской нефти  в Китай, а также в другие страны АТР связана с сооружением  нефтепровода Восточная Сибирь –  Тихий океан (ВСТО), который часто  называют «стройкой № 1». Этот нефтепровод строится в две очереди. Первая из них должна соединить г. Тайшет на Транссибе с г. Сковородино, тоже на Транссибе, а вторая будет проложена от Сковородино до Находки (рис. 99). Проектная мощность ВСТО составляет 80 млн т в год. С Китаем уже давно согласован вопрос о строительстве ответвления от ВСТО по трассе Сковородино – Дацин длиной около 1000 км и пропускной способностью, как минимум, 15 млн т в год. Оно началось в 2009 г. и ведется китайской подрядной организацией. А до окончания строительства российская нефть поступает в Китай по железной дороге.

Проектов  магистральных газопроводов существует несколько. В большинстве своем  они рассчитаны на поставку природного газа в Китай из России. Наиболее разработанным следует считать  проект газопровода длиной около  3100 км от Ковыктинского месторождения на севере Иркутской области в район Пекина. Он должен пройти либо через территорию Монголии, либо более длинным путем, через Северо-Западный район Китая. Его пропускная способность составит от 20 млрд до 30 млрд м3 в год. Руководство Китая возлагает на него большие надежды. Оно надеется благодаря ему расширить газификацию страны и перевести некоторые ТЭС с угля на газ. Для России же он означает дополнительные валютные поступления в бюджет страны. Предполагается также, что дальше морским путем часть этого газа будет направляться в сжиженном виде в Японию и Республику Корея. Существуют и проекты транспортирования в Китай природного газа с шельфовых месторождений Сахалина, из Якутии, из Западной Сибири.

Вторая  из стран СНГ, планирующая со временем начать поставки природного газа в  Китай, – Туркмения. Здесь разработан проект магистрального газопровода длиной 6700 км, который должен пройти через территории Узбекистана и Казахстана. Он рассчитан на 30 млрд м3.

55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься

В последнее  время китайское географическое название «Санься» стало известно во всем мире. Здесь началось грандиозное  строительство, которое часто называют стройкой века и даже сравнивают с  сооружением Великой Китайской  стены. Оно ведется в среднем  течении самой многоводной реки Китая – Янцзы, в том месте, где эта река на протяжении 130 км прорывается через горное обрамление Сычуанской котловины, образуя знаменитые Три ущелья (по-китайски Санься).

Один  из речных туристских маршрутов по Янцзы включает в себя путешествие  вверх по реке от города Ухань до Чунцина (рис. 100). На этом пути, следуя извилистому руслу Янцзы, туристы сначала попадают в город Юэян, расположенный и на реке, и на северном берегу большого озера Дунтинху, которое служит естественным регулятором стока великой китайской реки. В сезон дождей оно накапливает ее воды, а в сухой сезон, наоборот, подпитывает реку. Затем, примерно в 200 км к западу от Уханя, они минуют город Шаши, известный в китайской истории. Следующая остановка – в промышленном городе Ичан, за которым и начинается участок Трех ущелий. Первое из них называется Цилинся. Оно протягивается почти на 80 км и состоит из нескольких отдельных ущелий, каждое из которых носит свое название («ущелье

Игры  Теней», «ущелье Лошадиного Легкого  и Печени Быка» и др.). Второе ущелье – Уся («ущелье Ведьмы») – протягивается на 40 км; несмотря на такое устрашающее название, течение реки здесь довольно спокойное. А вот третье ущелье – Цюйтанся («Ревущее ущелье») хотя и имеет в длину всего 8 км, но оказывается самым узким. На его отрезке река имеет ширину всего 100 м, а ее отвесные берега поднимаются прямо из воды. Затем, на пути от Санься до Чунцина, можно наблюдать еще несколько городов и достопримечательных мест.

На  протяжении тысячелетий район города Ичан и Трех ущелий играл заметную роль в истории Китая. Здесь происходили  ожесточенные битвы и другие важные события, сохранились многочисленные древние храмы и пагоды. Вся  страна знала об этом чуде природы, которое издавна считалось едва ли не самым живописным местом в  Китае; здесь любили отдыхать китайские  императоры и представители высшей знати. Но наряду с этим Три ущелья доставляли людям много неприятностей.

Во-первых, они создавали почти непреодолимое  препятствие для судоходства  на Янцзы.

Еще в 20—30-х гг. XX в. для провода грузовых судов и джонок через ущелье Цюйтанся вверх по течению приходилось нанимать бурлаков из местных крестьян. Хотя для провода одного судна требовалось более ста бурлаков, на всю операцию обычно уходило несколько дней. Кроме того, эта работа была очень опасной. Если хотя бы один из бурлаков срывался с узкой тропинки в пропасть, он увлекал за собой всех остальных.

Во-вторых, Три ущелья, как большая природная  преграда, увеличивали угрозу наводнений на реке Янцзы. Исторические хроники  свидетельствуют о том, что примерно за 2100 лет (с 185 г. до н. э. до 1911 г.) в среднем течении этой реки произошло 214 наводнений. После 1911 г. катастрофические наводнения случались в 1931, 1935, 1949, 1954 гг. Во время первого и второго из них потери составили по 140 тыс. человек. Последнее катастрофическое наводнение здесь произошло в 1998 г. При этом затоплению подверглись обширные территории, расположенные как выше, так и ниже по течению от Трех ущелий (рис. 101), с населением 230 млн человек; при этом погибло около 3000 человек. Добавим, что необходимо принимать во внимание не только людские, но и огромные материальные потери, связанные с подобными наводнениями. Ведь среднее течение Янцзы служит одним из главных в стране районов производства риса, других сельскохозяйственных культур. На берегах реки много городов. Материальные потери от наводнения 1998 г. были оценены в 25 млрд долл.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической географии"