Курс лекций по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит конспекты лекций по "Экономической географии".

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 2 ЗАРУБЕЖНАЯ азия.docx

— 3.03 Мб (Скачать файл)

Рис. 106. Блуждание р. Хуанхэ в историческое время (по Д. Л. Арманду)

Некоторое перемены к лучшему на всех этих направлениях уже можно наблюдать. В конце 1990-х гг. в стране имелось более 2000 станций контроля за состоянием окружающей среды, насчитывалось 800 охраняемых природных территорий (из которых более 100 – государственного значения) общей площадью 73 млн га, что составляет 7,2 % территории страны. Продолжались активные работы по лесоразведению, было начато создание третьей лесной полосы по периметру Северо-Запада, Севера и Северо-Востока страны – для защиты от наступления пустынь и предотвращения эрозии лёссовых почв. После наводнения 1998 г. на значительной территории (включая всю провинцию Сычуань) была запрещена вырубка деревьев. Еще ранее были запрещены лесозаготовки в верховьях рек Янцзы и Хуанхэ. С 1991 г. в стране ежегодно отмечается День земли. В годы 11-й пятилетки намечается увеличить показатель лесистости с 18 до 20 %, уменьшить выбросы загрязняющих веществ на 10 %, увеличить комплексное использование твердых отходов с 55 до 60 %, снизить на 20 % расход энергии в расчете на единицу ВВП.

60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика

На  земном шаре немного стран с такими глубокими природными, историческими  и социально-экономическими различиями между их районами, как в Китае. Если применить по отношению к  этой стране общую концепцию Центра, Полупериферии и Периферии, то ее территорию не так трудно подразделить на три большие части. Собственно говоря, именно эта концепция фактически и нашла отражение в официальном  выделении в Китае трех экономических зон – Восточной, Центральной и Западной.

Восточную зону, выполняющую роль Центра, образуют девять приморских провинций и автономных районов Китая, а также имеющие права провинций три города центрального подчинения – Пекин, Шанхай и Тяньцзинь. Это наиболее развитая в социально-экономическом отношении часть страны с крупной тяжелой и легкой промышленностью, с интенсивным (в значительной мере все еще трудоинтенсивным) сельским хозяйством, с густой транспортной сетью и довольно развитой социальной сферой. Благодаря прежде всего обилию морских портов это также самая включенная в мирохозяйственные связи часть Китая. После начала экономических реформ именно она испытала тот бурный экономический подъем, который во многом предопределил все китайское «экономическое чудо». Именно здесь возникли современные наукоемкие отрасли производства, именно сюда поступила, да и продолжает поступать основная часть иностранных инвестиций. Экономика Восточной зоны стала по существу экспортоориентированной.

В качестве яркого примера приведем приморскую провинцию Гуандун в Южном  Китае. Еще сравнительно недавно  ее экономический профиль определяли традиционное сельское хозяйство и  промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственное сырье. Только дельта р. Сицзян с городом  Гуанчжоу, этой региональной столицей Южного Китая, выделялась своей промышленностью  и широкими, преимущественно морскими, торговыми связями. Ныне же провинцию  Гуандун (с населением 83 млн человек!) все чаще называют еще одним азиатским «тигром» или «драконом». Действительно, 20-процентных темпов годового прироста ВВП не знали ни другие провинции Китая, ни другие азиатские «тигры». Такой подъем был достигнут в значительной мере в результате осуществления политики «открытых дверей». Теперь провинция Гуандун в основном специализируется на производстве экспортной продукции. Второй подобный пример – район Шанхая, а третий – район Тяньцзиня с ориентацией на электронику, машиностроение, химию, фармацевтику; по лицензии концерна «Эйрбас» здесь уже начата сборка авиалайнеров А-320. Среднегодовые темпы роста экономики в этом новом приморском районе также превышают 20 %.

Центральная зона включает в себя девять провинций и автономных районов Северо-Восточного, Северного и Центрального Китая, а также один город центрального подчинения – Чунцин. По площади она превосходит Восточную зону, но по численности населения и уровню промышленного развития значительно ей уступает. Экономика ее пока гораздо менее открыта и связана в основном с использованием собственных людских, минеральных и природно-климатических ресурсов. Например, провинция Шаньси выделяется во всем Китае по масштабам развития ухгольной промышленности (Датун), а автономный район Внутренняя Монголия – скотоводством.

Западная зона также включает в себя девять провинций и автономных районов Китая. Вместе они занимают более половины всей его территории, но по доле в населении и промышленной продукции сильно уступают двум другим зонам. Общий экономический профиль этой зоны можно определить как аграрно-индустриальный. Во всех ее частях определяющей отраслью было и остается сельское хозяйство. В промышленности преобладает добыча и переработка первичного сырья.

Саму  по себе разницу в уровнях социально-экономического развития трех частей Китая, вполне объяснимую особенностями их исторического  развития, не следует рассматривать  как нечто особое, исключительное. Все дело в том, каковы эти различия, а они очень велики. Например, по показателю уровня насыщенности производительными силами (10 тыс. юаней валовой стоимости из расчета на 1 км2 площади) Восточная зона соотносится с Центральной и Западной в пропорциях 1: 4,5 и 1: 15. Неудивительно, что 60 млн беднейшего населения в основном проживают в центральной и западной частях страны. А разрыв в душевом ВВП между самым богатым (Шанхай) и самым бедным (Гуйчжоу) районами Китая – 11,5 раза. Вот почему еще в конце 1980-х гг. некоторые китайские ученые стали говорить о наличии в стране как бы «первого», «второго» и «третьего миров».

Наряду  с тремя зонами в Китае еще  в конце 1950-х гг. стали выделять более дробные экономические регионы, или макрорегионы. Всего таких регионов шесть (рис. 107). Из них Северо-Восточный включает в себя три провинции, Северный – две провинции и один автономный район, Восточный – шесть провинций, Центрально-Южный – пять провинций и один автономный район, Северо-Западный – три провинции и два автономных района и Юго-Западный – три провинции и один автономный район. По размерам территории среди шести регионов выделяются Северо-Западный (33 % площади Китая) и Юго-Западный (24 %), по численности населения– Восточный (30 %) и Центрально-Южный (27 %), по доле в валовой продукции промышленности – Восточный (37 %), Северо-Восточный и Северный (по 16 %), а по доле в валовой продукции сельского хозяйства – Восточный (34 %) и Центрально-Южный (26 %). Из этих цифр следует та же закономерность: по населению, промышленному и сельскохозяйственному производству лидируют Восточный регион, образующий своего рода костяк, основу Восточной экономической зоны, и Центрально-Южный регион, относящийся к Центральной экономической зоне. А Юго-Западный и Северо-Западный регионы, формирующие вместе Западную экономическую зону, особо выделяются только по размерам территории.

Рис. 107. Экономические регионы Китая

Из  всего сказанного вытекает, что перед региональной политикой в Китае стоят очень большие и сложные задачи. Одна из важных особенностей этой политики заключается в том, что она осуществляется поэтапно.

Первый этап региональной политики совпал с осуществлением экономических реформ 1980—1990-х гг. На этом этапе явный приоритет был отдан Восточной экономической зоне. Главными мотивами для этого послужили: выгодное экономико-географическое положение зоны, наличие здесь развитой промышленной и транспортной инфраструктуры, созданного раньше достаточно мощного промышленного потенциала, больших резервов дешевой рабочей силы, т. е. всего того, что создавало благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и развития наукоемких отраслей. Именно благодаря осуществлению такой региональной политики Восточная зона превратилась в своего рода локомотив, вытягивающий всю китайскую экономику на новые рубежи. И это несмотря на то, что хозяйство Восточной зоны стало открытым и ориентированным в значительной мере на экспорт.

Однако  уже во второй половине 1990-х гг. начала сказываться некоторая однобокость  подобной политики. Приоритет, отдававшийся Восточной зоне, привел к значительному  ее отрыву от двух других зон. Вот почему к этому времени относится  начало перехода ко второму этапу, ориентированному на ускоренное развитие по крайней мере Центральной зоны, причем с использованием административных, организационных и экономических мер. Так, была поставлена задача переводить все энергоемкие и материалоемкие производства, связанные с перевозками значительного количества грузов, из восточных в центральные (и западные) районы страны. Это относится, в частности, к электростанциям, которые начали строить преимущественно в Центральной зоне, – с тем чтобы вместо перевозки на дальние расстояния угля или нефти направлять на Восток электроэнергию.

Ныне  Центральная зона развивается в  направлении дальнейшего наращивания  мощностей топливно-энергетической, химической и некоторых других отраслей тяжелой промышленности, а также  отдельных отраслей сельского хозяйства. В качестве примеров можно привести провинцию Хубэй, где сооружается  гидроэнергетический комплекс Санься, или провинцию Сычуань, темпы  экономического развития которой значительно  возросли. Можно привести и пример г. Чунцин, отнесение которого в 1997 г. к городам центрального подчинения в значительной мере объясняется стремлением превратить его в региональную столицу Юго-Запада КНР. Из закрытой Центральная зона превращается во все более открытую, также привлекающую иностранный капитал.

В начале XXI в. наступает, видимо, и третий этап – время развития наиболее отстающей Западной зоны. Пока предпочтение здесь отдается сельскому хозяйству, использованию местных минерально-сырьевых ресурсов, первичной переработке сырья. Пожалуй, наиболее благоприятны перспективы Синьцзян-Уйгур-ского автономного района, где растет добыча нефти и газа, расширяется освоение водно-энергетических ресурсов, увеличиваются площади орошения, идет освоение целинных земель.[50] Дополнительные благоприятные возможности для развития этого района Западной зоны создает его транспортно-географическое положение своего рода контактной территории на границе Китая со странами СНГ.

61. Свободные экономические зоны Китая

Одной из важнейших составных частей региональной политики в Китае следует считать  создание свободных экономических зон, которые во многом, если не в первую очередь, способствовали подъему Восточной экономической зоны, а в конечном счете – всей китайской экономики.

На  рубеже 1970—1980-х гг. со всей очевидностью обнаружилась отсталость и низкая эффективность  китайской экономики, перенесшей «большой скачок» и «культурную революцию». Необходимы были принципиально новые  решения. И одним из них стало  решение перейти от замкнутой  модели развития к более открытой. Поскольку же перевести сразу  все хозяйство страны на рельсы такой  открытости было, естественно, невозможно, для этой цели были выбраны отдельные  свободные экономические зоны (СЭЗ) в восточной и южной приморских частях страны.

К созданию свободных (специальных) экономических  зон Китай приступил в конце 1970-х гг. При этом был использован  опыт других стран и территорий Азии. Их пример был тем более заразителен, что у истоков экономических  успехов «азиатских тигров» стояли этнические китайцы, составляющие в  Сингапуре и Гонконге подавляющее  большинство, а на Тайване фактически все население. Выдвигая идею создания свободных экономических зон, Дэн  Сяопин рассчитывал главным образом  на привлечение капитала заморских  китайцев (хуацяо), и нужно сказать, что она себя полностью оправдала: в последующий период 75–80 % всех инвестиций в Китае принадлежали именно им.

Основные  цели создания СЭЗ заключались в  следующем: 1) максимальное привлечение  иностранного капитала, передовых техники  и технологий, создание предприятий  в наукоемких отраслях промышленности; 2) развитие внешнеэкономической деятельности и обеспечение более широкого включения страны в международное  географическое разделение труда, увеличение экспорта и валютных поступлений; 3) использование СЭЗ как школ передового опыта в функционировании современного производства и управления им для  всей остальной территории Китая; 4) подъем социально-экономических условий  в СЭЗ до уровня, достигнутого в  Гонконге, Сингапуре и других НИС  Азии; 5) использование дешевой и  избыточной рабочей силы, которой  располагает Китай.

Отличительная черта СЭЗ – автономия местных  властей от центрального правительства  в решении таких вопросов, как  учреждение предприятий с иностранным  участием, установление для иностранных вкладчиков разного рода льгот в уплате подоходного налога, упрощение процедуры получения виз. Государство также предоставляет СЭЗ значительную самостоятельность в проведении внешнеторговой деятельности и контроле за нею. Словом, специальные экономические зоны были задуманы как своего рода экономические «оазисы» с особым режимом хозяйствования. Их рассматривают так же, как «пылесосы», засасывающие новые технологии и методы производства в страну, технологически отсталую, но имеющую огромные людские и природные ресурсы. Но чаще всего их называют окнами, открытыми во внешний мир. Не будет ошибкой рассматривать их и в качестве первых полигонов рыночной экономики.

С начала создания СЭЗ в Китае прошло уже  три десятилетия. За это время  политика в отношении этих зон  совершенствовалась. В экономической  литературе принято выделять три  этапа формирования СЭЗ, первый из которых  охватывал конец 1970-х – начало 1980-х гг., второй – 1980-егг., а третий – 1990-е гг. Во всяком случае, к 2000 г. таких СЭЗ самых разных типов в стране было уже более 180. Их внешнеторговый оборот измерялся многими десятками миллиардов долларов, а доля в экспорте и импорте страны все время возрастала.

За  это время в Китае сформировалась такая сложная многоступенчатая система свободных экономических  зон, подобной которой нет ни в  одной другой стране мира. Поэтому  и типология их отличается довольно большой сложностью, включая свыше 15 разного рода подтипов таких зон. Некоторые из них совпадают с  принятой в большинстве стран  типологией, а некоторые отражают чисто китайскую специфику. Но самых  главных типов можно выделить три.

Первый  тип – это так называемые специальные экономические зоны, обладающие многоотраслевой экономикой с ярко выраженной экспортной ориентацией. Специфика их географического положения, наличие особого административного и визового режима придают им анклавный характер. Именно эти зоны стали первыми экспериментальными полигонами по привлечению иностранного капитала, заимствованию международного опыта и внедрению его в формирующуюся рыночную экономику страны. Всего таких специальных экономических зон в Китае пять (рис. 108).

Информация о работе Курс лекций по "Экономической географии"