Курс лекций по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит конспекты лекций по "Экономической географии".

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 2 ЗАРУБЕЖНАЯ азия.docx

— 3.03 Мб (Скачать файл)

Тем не менее в течение нескольких десятилетий процесс урбанизации в Японии отличался замедленностью развития. Еще в начале XX в. Япония оставалась преимущественно сельской страной: в 1920 г. в городах жило всего 18 % населения. Но к 1940 г. эта доля увеличилась до 38 %. А к середине 1950-х гг. городское население уже превысило сельское (рис. 110). В дальнейшем темпы урбанизации начали постепенно замедляться, но ее уровень достиг уже таких показателей, которые вполне позволяют отнести Японию к высокоурбанизированным странам мира. В 1980 г. городское население страны составило 89 млн человек, или 76 % от общего, а в 2000 г. – 100 млн человек, или 79 %. В целом этот показатель стоит в одном ряду с аналогичными показателями государств «большой семерки» стран Запада.[64]

Всего в Японии насчитывается примерно 650 городов. Из них городов с населением свыше 100 тыс. жителей – более 200, с населением свыше 250 тыс. жителей – около 70, а городов-миллионеров в 2005 г. было 12. К крупнейшим из них относились Токио (8,5 млн человек), Иокогама (3,6 млн), Осака (2,6 млн), Нагоя (2,2 млн человек). Население от 1 млн до 2 млн имели Саппоро, Кобе, Киото, Фукуока, Кавасаки, Сайтама, Хиросима и Сендай.

Однако  крупные японские города ныне уже  настолько обросли пригородами  и спутниками и фактически слились  с другими городами, что о них  редко судят по численности жителей в официальных границах. Гораздо чаще они рассматриваются в пределах городских агломераций. Ведущую роль среди них играет так называемая большая тройка агломераций.

Во-первых, это столичная агломерация Кейхин, включающая в себя Токио, Иокогаму, Кавасаки, Тибу и десятки других населенных пунктов. Она занимает 7 тыс. км2, а население ее составляет, по разным источникам, от 30 млн до 35 млн человек. Во-вторых, это агломерация Хансин, сложившаяся вокруг Осаки и охватывающая также Кобе, Киото и еще около 100 городов и поселков. Она занимает 4,5 тыс. км2 с населением, которое, по разным данным, составляет от 12 млн до 17 млн человек. Третья агломерация – Тюкё – охватывает город Нагоя с его спутниками. Она занимает территорию 3,2 тыс. км2 с населением от 5 млн до 8 млн жителей. Кроме того, не столь крупные агломерации сформировались на севере о. Кюсю (Китакюсю – Фукуока с населением 3 млн человек) и на о. Хоккайдо (Саппоро, более 2 млн человек).

Как и в некоторых других высокоурбанизированных странах мира, в Японии можно наблюдать  и еще более высокую форму  развития урбанизированной территории – мегалополис. Японский мегалополис Токайдо (в переводе слово токайдо означает «дорога восточного побережья») называется так по имени главной дороги, которая в средние века связывала между собой резиденцию императора – Киото и резиденцию фактически правившего страной сёгуна – Эдо (Токио).

В географической литературе– как японской, так  и западной и отечественной –  мегалополис Токайдо рассматривается  в разных границах. В более узкой  трактовке в него обычно включают упомянутые агломерации «большой тройки»  с населением (по максимуму) 60 млн человек. В более широкой трактовке к этому историческому ядру мегалополиса добавляют еще агломерации и города, располагающиеся вдоль северного побережья Внутреннего Японского моря. В этих границах мегалополис Токайдо протягивается почти на 700 км при площади 70 тыс. км2 и имеет 75 млн жителей.

Рис. 110. Динамика городского и сельского населения Японии

 

По  своей планировке японские города различаются  довольно сильно – в зависимости  от их «замкового», «храмового», торгового  или иного происхождения.

Наиболее  ярким примером города с четкой прямоугольной  планировкой (заимствованной у городов  Китая) может служить Киото, который  в течение более чем тысячи лет был столицей Японии, а ныне, вместе с прилегающей к нему Нарой, представляет собой главный в  стране город-музей с 2000 храмов и  дворцов. Многие города отличаются весьма хаотичной застройкой и отсутствием  единого центра, причем в первую очередь это относится к Токио. Обычно жители городов живут очень  скученно, в небольших домах, построенных (из-за опасности землетрясений) из легких материалов. Но в последнее  время в Токио и других больших  городах развернулось строительство  не только многоэтажных домов, но и  небоскребов на антисейсмических фундаментах.[65] Во время катастрофического землетрясения в Кобе в январе 1995 г. такие высотные здания уцелели. Очень характерен также уход многих городов «под землю».

 

Рис. 111. Сельское расселение в Японии (по Г. Бёшу)

 

Для сельского расселения в Японии типичны и групповая, и рассеянная формы. На прибрежных низменностях, в районе давнего поливного рисосеяния преобладают деревни прямоугольной планировки, в гористых районах – линейные поселения вдоль рек. На Хонсю и Хоккайдо встречаются и отдельно стоящие фермы, хутора. Однако, как отмечал еще В. В. Покшишевский, хутора, или одиночные усадьбы, обычно стоят так близко друг к другу, что производят впечатление просто «раздвинутых» дворов одной деревни (рис. 111).

70. Токио – самый большой город мира

Один  из японских премьер-министров как-то сказал, что Япония «стала состоять из двух стран – столицы с окрестностями  и остальной части государства». И действительно, роль Токио в  Японии можно сравнить разве что  с ролью Парижа во Франции. Это  главный политический и административно-управленческий центр страны. Это крупнейший сгусток  самых разнообразных промышленных производств, один из самых больших  в стране портовых комплексов. Это  наряду с Лондоном и Нью-Йорком крупнейший международный финансовый центр. Это  ведущий центр научных исследований, который обеспечивает 1/2 таких исследований в Японии, главный центр подготовки кадров со 100 вузами. Здесь сосредоточено 9/10 всех японских средств массовой информации. Наконец, это город, поражающий воображение и многими другими цифрами: в нем 120 тыс. контор крупных, средних и мелких

компаний, 300 гостиниц, 200 тыс. ресторанов и кафе, около тысячи таксомоторных парков. Всем этим и объясняется известная японская поговорка: «Япония начинается с Токио».

История Токио восходит к середине XV в. Начало городу положил построенный в 1437 г. замок Эдо, что в переводе означает «вход в залив». Действительно, он располагался в южной части самой большой в стране равнины Канто, на берегу морского залива. В 1590 г. Эдо завладел крупный феодал Иэясу Токугава, основатель династии сегунов Токугава, которые правили с 1603 по 1867 г. На протяжении всего этого периода Эдо был их резиденцией, тогда как официальной столицей страны считался Киото, где находился император.

После ликвидации сёгуната в результате буржуазной революции Мэйдзи, в 1869 г. в Эдо из Киото была перенесена резиденция императора Японии, а сам этот город был переименован в Токио (в переводе его название означает «восточная столица»). С этого времени он начинает быстро расти; уже в 1880 г. население Токио превысило 1 млн человек. Город стал застраиваться не только легкими деревянными жилыми домами, но и большими каменными общественными зданиями.

Такой рост продолжался и в первой половине XX в. В 1910 г. население Токио составило 2,8 млн человек, в 1920 г. – 3,7 млн, в 1930 г. – 5,4 млн, в 1940 г. – 7,4 млн человек. Однако на протяжении этого периода нормальное развитие города дважды резко нарушалось. Первый раз это случилось в сентябре 1923 г., когда сильное землетрясение и начавшиеся после него пожары унесли более 100 тыс. жизней и оставили без крова 3,5 млн человек. Второй катаклизм был связан с налетами американской авиации в 1945 г., когда погибло 250 тыс. человек и около 900 тыс. домов были превращены в руины.

Что касается современной столицы Японии, то в книгах и статьях можно  встретить сильно расходящиеся данные о населении Токио. Это объясняется тем, что Токио существует в трех различных границах – собственно города, Большого Токио и Токийской агломерации.

Собственно город Токио с особенно плотной застройкой занимает 577 км2, что значительно меньше площади Москвы. Именно на этой территории живут 8,5 млн человек. В связи с оттоком жителей из центральных частей города на протяжении 1980-х гг. эта цифра оказывалась довольно стабильной. Но нужно помнить, что и она соответствует всему населению Австрии и превышает численность жителей в Швейцарии. Собственно город Токио подразделяется на 23 административных района (ку). В его пределах находятся главные достопримечательности столицы – императорский дворец, здание парламента, главный вокзал Синдзюку, театр Кабуки, небоскребы, многочисленные маленькие парки. Уже в 1991 г. в районе Синдзюку завершилось сооружение нового административного центра, включающего в себя два небоскреба и здание конгрессов. Из-за чрезвычайной скученности застройки и дороговизны земли столица Японии уже давно ведет наступление на мелководный Токийский залив (рис. 112), причем на отвоеванных у моря землях располагаются прежде всего портовые сооружения, промышленные предприятия, складские помещения.

Большой Токио занимает территорию собственно города и Токийской префектуры, или Столичного округа. Его площадь – 2,1 тыс. км2, а население в середине 90-х гг. составляло 12 млн человек. На территории Столичного округа, примыкающего к Токио с западной стороны, находятся 26 небольших городов, население которых тесно связано со столицей маятниковыми миграциями.

Наконец, Токийская агломерация, помимо Токио и Токийской префектуры, охватывает три соседние префектуры с 87 городами (Иокогама, Кавасаки, Тиба и т. д.). Называют ее обычно агломерацией Кейхин: от Токио в этом названии взят иероглиф кей («столица»), а от Иокогамы – иероглиф хин («берег»). Население Токийской агломерации в 2005 г., по оценкам, достигло 36,8 млн человек. Это означает, что в границах агломерации Токио занимает первое место среди всех сверхгородов мира (табл. 66 в книге I). Согласно прогнозу, это лидерство Токио сохранит и в перспективе ближайших десятилетий.

Добавим, что в последнее время стали  выделять также метрополитенский ареал Токио – территорию городского обитания в радиусе 50 км от вокзала Синдзюку. В пределах его находятся 150 населенных пунктов, а население еще в наши дни достигает 40 млн человек, т. е. составляло почти 1/3 общего населения страны.

Для планировки и застройки Токио всегда была характерна чрезвычайная хаотичность.

С самого начала такой хаотичностью отличалась застройка Эдо. К тому же в отличие  от Петербурга, построенного по всем правилам «городской науки», и от Лондона, который  после грандиозного пожара 1666 г. был застроен по единому плану, город Эдо, не менее английской столицы пострадавший во время пожара 1657 г., был восстановлен в основном в прежнем виде. В центре его находилась резиденция сёгунов дома Токугава.

После революции Мэйдзи застройка Токио  продолжала оставаться очень хаотичной. Он представлял собой как бы скопление  городов и поселков, постепенно поглощавшихся  растущей столицей, но продолжавших жить и своей жизнью. «Можно назвать  его собранием нескольких десятков городов: в каждом районе имеются  свой центр, своя торговая улица», – написал в своих «Японских заметках» Илья Эренбург.

Рис. 112. Расширение территории Токийской агломерации

 

И в  дальнейшем Токио продолжал оставаться – по выражению одного японского  специалиста – «городом-амебой». Однако начиная с 1960-х гг. он постепенно стал превращаться в современный  город. Важной вехой на этом пути послужила  Токийская олимпиада 1964 г., во время подготовки к которой были построены не только спортивные сооружения, но и многие другие здания, дороги-эстакады, или хайвэи, покоящиеся на опорах 10-метровой высоты. В городе появилась телевизионная башня высотой 333 м, а затем стали строиться и современные небоскребы по 50–60 этажей. Однако с ними по-прежнему соседствуют не только обычная городская среднеэтажная застройка, но и целые массивы традиционных одно-двухэтажных деревянных домов. Токио растет не только вверх, но и вниз. Под его улицами и зданиями теперь располагается фактически еще один город с подземными магазинами, ресторанами, спортивными залами, складами, гаражами, которые соединяются друг с другом. Неудивительно, что ориентироваться в Большом Токио чрезвычайно трудно. И горожан, и приезжих в этом отношении очень выручают токийские таксисты, которые, по данным опросов, занимают первое место в мире по качеству, быстроте и четкости обслуживания. Конечно, можно пользоваться и густой сетью метрополитена, но поезда и станции метро почти всегда крайне перегружены. Не следует забывать и о том, что в центральную часть Токио из соседних префектур ежедневно приезжают на работу 6–7 млн человек.

Вот почему во всей литературе о Токио  этот город обычно характеризуют  как настоящее средоточие контрастов. «Токио, громадный и загадочный, напоминает какое-то фантастическое существо. Бок о бок сосуществуют в нем две полярные противоположности: и то, что именуется урбанистическим раем, и то, что называется городским адом». Так написано в переведенной с японского на русский язык книге «Токио через 20 лет». Урбанистический рай – это прежде всего ультрасовременные небоскребы, где размещаются учреждения и офисы. Городской ад – это узкие городские улицы, забитые автомобилями, которых здесь 5–6 млн, теснота застройки, почти полное отсутствие зелени, крайняя недостаточность канализационной сети. Что касается 200 км хайвэя, то задумывалось это строительство, обеспечивающее двухрядное движение в каждом направлении, без всяких светофоров, очевидно, как один из символов урбанистического рая. Но в условиях, когда этим хайвэем ежедневно пользуются около 1 млн автомобилистов, многокилометровые пробки превращают его скорее в урбанистический ад.

Большие контрасты существуют и между  отдельными микрорайонами города. Здесь  четко выделяются административный центр с императорским дворцом  и зданиями парламента и министерств, торговый центр вокруг всемирно известной  улицы Гинза (рис. 113). Достопримечательностями Токио считаются также крупнейший в мире рыбный рынок Цукидзи, куда надо приезжать в пять часов утра, чтобы успеть к открытию аукционов; торговый район Акихабара, специализированный на электронике (в каждом маленьком магазине здесь вам предложат десятки моделей телевизоров, видеомагнитофонов, мобильных телефонов); район Харидзюку, самый американизированный в столице, где обычно проводит время молодежь, ориентирующаяся на западный образ жизни.

Рис. 113. План центральной части Токио

 

Вот почему проекты коренной реконструкции Токио и его агломерации существуют уже давно. Среди них – проект создания вокруг столицы 60–80 городов-спутников. И проект рассредоточения столичных функций по всей территории мегалополиса Токайдо – от Токио до Осаки. И несколько проектов, предусматривающих осушение части Токийского залива.

Так, архитектор Кисо Курокава предложил  создать в акватории этого  залива насыпной остров площадью 30 тыс. га с населением в 5 млн человек. Центральная его часть должна быть опоясана двумя концентрической формы каналами, по берегам которых поднимутся высотные здания, а по их крышам будут проложены автострады. Есть также проекты сооружения в Токийском заливе четырех островов для размещения на них международного аэропорта, отелей, рекреационных зон, создания здесь плавучего острова. Фактически уже осуществляется проект, согласно которому на ранее намытых участках в Токийском заливе, которые освобождаются от портовых и иных построек, и на вновь осушаемых участках создается новый район Токио, который, по замыслу, должен стать эталоном современного международного делового, финансового и информационного центра. Все строительство разделено на четыре самостоятельных района со своей специализацией, которые будут соединены друг с другом тремя 80-метровыми аллеями автомобильного и прогулочного шоссе. Некоторые из уже возведенных зданий можно отнести к совершенно уникальным. Так, в Книге рекордов Гиннесса можно прочитать о сооружении в Токио из самоформирующегося бетона здания-пирамиды высотой 2004 м. Этот ультранебоскреб должен разгрузить перенаселенный город. По проекту он вмещает в себя 1 млн человек, занимая при этом площадь всего 2800 м2. При его эксплуатации будут использоваться солнечная энергия и энергия ветра, а жители будут передвигаться по зданию в циркулирующих будках. В Книгу рекордов Гиннесса попала и изобретенная здесь строительная технология «Тиап», предусматривающая автоматическое возведение высотных зданий. Сущность ее заключается в том, что дом возводится сразу целыми этажами.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической географии"