Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:30, контрольная работа
Лакокрасочная промышленность представляет собой подотрасль химической и нефтехимической промышленности. Продукция данной подотрасли наиболее широко применяется в потребительском секторе среди прочих видов химических товаров. Лакокрасочная отрасль в основном ориентирована на краски промышленного и специального назначения. Хотя многие предприятия в последнее время, исходя из потребностей рынка, переориентировали свое производство на выпуск красок для автомобилестроения и потребительских нужд (для строительных и бытовых целей), тем не менее, многие предприятия по-прежнему ориентированы на краски, предназначенные для промышленного применения, что создает дополнительные трудности в реализации товара [2, c.5].
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Брестский государственный технический университет»
Факультет ИДУи Ф
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Национальная экономика Беларуси»
на тему: Лакокрасочная промышленность
Брест 2011
Содержание
Лакокрасочная промышленность представляет собой подотрасль химической и нефтехимической промышленности. Продукция данной подотрасли наиболее широко применяется в потребительском секторе среди прочих видов химических товаров. Лакокрасочная отрасль в основном ориентирована на краски промышленного и специального назначения. Хотя многие предприятия в последнее время, исходя из потребностей рынка, переориентировали свое производство на выпуск красок для автомобилестроения и потребительских нужд (для строительных и бытовых целей), тем не менее, многие предприятия по-прежнему ориентированы на краски, предназначенные для промышленного применения, что создает дополнительные трудности в реализации товара [2, c.5].
Развитие лакокрасочной
Однако, следует отметить, что в лакокрасочной отрасли Республики Беларусь существуют некоторые недостатки:
1) несоответствие стандартам, предъявляемым потребителями (экология, время высыхания, качество покрытия);
2) неспособность быстро
3) наблюдается также, что в некоторых случаях цены на импортные лаки равны или даже ниже цен отечественных производителей;
4) необходимость осуществления грунтования поверхности при подготовке к работе (в отличие от импортных красок), что ведет к удорожанию отечественных ресурсов для других видов производств-потребителей [2, c.5].
Таким образом, в целом отечественная лакокрасочная промышленность отличается сравнительной однородностью продукции. Однородность продукции составляет основу для формирования конкурентных структур в отрасли. Поскольку продуктовая дифференциация в лакокрасочной промышленности не играет существенной роли, в данной отрасли едва ли возможна узкая сегментация рынка и формирование обособленных продуктовых ниш со своими нишевыми производителями-монополистами.
Рис.1.Структура рынка ЛКМ по видам продукции
На сегодняшний день рынок лакокрасочных изделий представлен четырьмя основными видами продукции: органоразбавляемыми ЛКМ, водно-дисперсионными ЛКМ, промежуточными ЛКМ и масляными ЛКМ.
В лакокрасочной промышленности
действуют факторы как в
С одной стороны, однородность продукции и относительно слабая приверженность покупателей продукции отрасли к какому-либо конкретному виду изделий. Вместе с наличием на внутреннем рынке зарубежных фирм с более качественной продукцией, а также имеющееся в последнее время расширение сбыта со стороны предприятий машиностроительного комплекса, оборонной и полиграфической промышленности – главных потребителей изделий отрасли – способствуют развитию в отрасли конкурентных начал.
Отметим белорусских производителей лакокрасочной продукции. Наиболее известным из них является «Лидская лакокраска». В основном ассортимент этого предприятия представлен водно-дисперсионными красками, среди которых краска ВД-ВА 224; ВД-АК-134; ВД-АК-228 «ОС»; ВД-АК-228 «ОП»; ВД-АК-122; ВД-АК-144.
Крупнейшее белорусское
предприятие расположено в
Производством и реализацией
лакокрасочной продукции
Одним из старейших производителей краски в Беларуси является Минский лакокрасочный завод. И завод, и организованное на его базе СП «Оли-Бело» представляют довольно широкий спектр эмалей, лаков и красок, разнящихся по качеству и цене.
Одним из лидеров по производству
водно-дисперсионных
Среди областных производителей красок можно отметить совместное белорусско-германское предприятие «Колор» (г. Кобрин), которое за период своей деятельности оно выросло в крупного производителя водно-дисперсионных акриловых материалов в Республике Беларусь. В производимый ассортимент входят акриловые водно-дисперсионные краски «Белоснежка», «Дахавая», «Мастер», «Евростар», «Мастер М».
Среди зарубежных производителей краски можно выделить: Российские компании: ОАО «Русские краски», ОАО «Лакокраска» (Ярославль), ОАО «Невская краска», ОАО «Черкесское ХПО» (Черкесск), ОАО «Кронос-СПб», ООО «Гамма», ЗАО НПП «ВМП» (Екатеринбург), ЗАО НПК «ЯрЛИ». Иностранные фирмы: HP Body, Novol, Helios, Akzo Nobel, DuPont, Hempel, Jotun, Ameron и Steelpaint [1, c.10].
Основные ведущие производители и их бенды отражены на рис.2.
Рис 2. Ведущие производители ЛКМ
В то же время приходится констатировать, что основные виды красок, выпускаемые отечественными производителями, не являются вполне конкурентоспособными на мировых рынках, хотя и обладают определенными достоинствами перед зарубежными аналогами. Структура производства ЛКМ в 2011 году представлена на рис.3.
Рис 3. Структура производства ЛКМ в 2011 году (в тоннах), %
К достоинствам отечественной продукции следует отнести ее соответствие погодным условиям. Ассортимент отечественных красок на 35% представлен масляными красками, олифой, нитроцеллюлозными композициями. Это продукция, которая не вполне отвечает современным требованиям экологии, что является слабым местом лакокрасочной отрасли. И хотя происходит увеличение ассортимента продукции на основе конденсационных и полимеризационных смол, а также разработка различных способов экономичных технологий, этих мероприятий недостаточно для выхода отрасли на мировой уровень.
Острота конкуренции прямо пропорциональна числу фирм в отрасли при равенстве других параметров (таких, как высота барьеров на вход). Простой критерий, который отражает неравенство на рынке, подчеркивая позицию крупных фирм, – индекс концентрации рынка, определяемый как сумма долей ведущих производителей в процентах от общего объема продаж отрасли. Однако, конкурентная борьба заставляет предприятия пересматривать свои взгляды на ассортимент и качество выпускаемых материалов. Предприятия начали активно внедрять в производство акриловые материалы для строительства (грунтовки, шпаклевки, фасадные и внутренние краски, краски для отделки и обработки древесины и т.д.). Увеличивается выпуск продукции в мелкой фасовке, улучшается внешний вид и полиграфическое исполнение упаковки, расширяется ассортимент материалов.
2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли (лакокрасочная промышленность) (средняя заработная плата по отрасли, среднегодовая численность работников, валовая прибыль, валовой доход, налоги на производство, субсидии на производство, валовая добавленная стоимость, налоги на продукты отрасли, субсидии на продукты отрасли, потребление основного капитала, среднегодовая стоимость основного капитала, степень износа основного капитала, доля новых и высоких технологий, годовые материальные затраты отрасли, объёмы потребления продукции населением Республики Беларусь, валовые инвестиции, объём экспорта, объём импорта (ресурсов отраслью и зарубежных аналогов готовой продукции), ВВП создаваемый отраслью, государственные закупки продукции отрасли, совокупный общественный продукт формируемый отраслью, рентабельность отрасли)
Удельный вес выпуска лакокрасочных материалов в целом достаточно стабилен и колеблется в пределах 1,3-1,5 %. Этого, конечно, не достаточно для удовлетворения потребностей страны. В то же время в отрасли заложен большой потенциал роста. В частности, это выражается в увеличении удельного веса прогрессивных материалов в общем объеме производства отрасли, развитии инновационных проектов, в том числе с участием иностранного капитала. Численность занятых в отрасли составляет 2,8% общей численности занятых в химической промышленности. В лакокрасочной промышленности насчитывается 8,3% всех предприятий химической отрасли.
Количество
произведенных лакокрасочных ма
Таблица 1. Производство лакокрасочных материалов (тонн) [5, c.61]
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Лакокрасочные материалы – всего |
77 417 |
80 531 |
105 312 |
202 642 |
1 450 679 |
435 403 |
1 954 091 |
в том числе: |
|||||||
эмали, грунтовки и шпатлевки на конденсационных смолах |
21 397 |
19 908 |
21 854 |
24 321 |
20 376 |
21 069 |
21 598 |
лаки на конденсационных смолах |
18 043 |
19 481 |
26 418 |
30 425 |
39 708 |
41 278 |
46 779 |
лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки на полиме-ризационных смолах |
9 292 |
11 819 |
20 863 |
21 796 |
32 814 |
41 006 |
45 258 |
растворители и смывки для лакокрасочных материалов |
1 164 |
1 832 |
4 868 |
90 164 |
1 322 107 |
286 745 |
1 790 160 |
водоэмульсионные краски |
15 371 |
17 526 |
24 093 |
28 180 |
25 641 |
30 960 |
30 241 |
густотертые масляные краски |
938 |
985 |
1 083 |
1 030 |
1 005 |
1 222 |
240 |
жидкотертые масляные краски |
363 |
732 |
735 |
381 |
372 |
99 |
567 |
олифы |
1 613 |
985 |
735 |
753 |
378 |
327 |
351 |
Как показывают
данные, за последний год количество
произведенной продукции
Таблица 2. Производство лакокрасочных материалов по областям и г. Минску (тонн) [5, c.62]
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Республика Беларусь |
77 417 |
80 531 |
105 312 |
202 642 |
1 450 679 |
435 403 |
1 954 091 |
Области: |
|||||||
Брестская |
7 607 |
8 654 |
21 059 |
21 634 |
18 348 |
24 952 |
28 511 |
Витебская |
737 |
755 |
2 221 |
49 197 |
1 178 074 |
249 480 |
174 706 |
Гомельская |
532 |
485 |
531 |
1 243 |
790 |
1 089 |
87 611 |
Гродненская |
30 721 |
33 196 |
41 677 |
47 660 |
74 986 |
82 966 |
92 863 |
г. Минск |
18 193 |
15 109 |
16 320 |
54 857 |
153 284 |
44 178 |
1 539 379 |
Минская |
17 888 |
19 732 |
18 277 |
22 233 |
20 193 |
26 528 |
25 172 |
Могилевская |
1 739 |
2 600 |
5 227 |
5 818 |
5 004 |
6 210 |
5 849 |
Результаты свидетельствуют
о том, что в производвтсве
лакокрасочной продукции