Лакокрасочная промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:30, контрольная работа

Краткое описание

Лакокрасочная промышленность представляет собой подотрасль химической и нефтехимической промышленности. Продукция данной подотрасли наиболее широко применяется в потребительском секторе среди прочих видов химических товаров. Лакокрасочная отрасль в основном ориентирована на краски промышленного и специального назначения. Хотя многие предприятия в последнее время, исходя из потребностей рынка, переориентировали свое производство на выпуск красок для автомобилестроения и потребительских нужд (для строительных и бытовых целей), тем не менее, многие предприятия по-прежнему ориентированы на краски, предназначенные для промышленного применения, что создает дополнительные трудности в реализации товара [2, c.5].

Вложенные файлы: 1 файл

1767 лакокраска рынок.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Рынок лакокрасочных  материалов в натуральном выражении  Беларуси в после кризиса растет высокими темпами, причем основная

доля в потреблении  приходится на профессиональный строителей

Рис 4 Динамика потребления ЛКМ, тыс тонн [7]

 

Динамика потребления  лакокрасочных материалов показывает, что с каждым годом спрос на данный вид продукции растет. Структура потребления ЛКМ представлена на рис.5.

Рис 5. Структура потребления ЛКМ, млн долл [7]

 

Как показывают данные, 60% от общей структуры потребления занимает строительство.

В связи с  кризисным сокращением реальных доходов населения доля более дорогой импортной продукции на рынке в последнее время сокращается, рис 6.

 

Рис 6 Доля импорта на рынке ЛКМ, тыс т и % [7]

 

Белорусские производители  экспортируют свою продукцию в соседние страны, где она конкурирует с  аналогичными дешевыми ЛКМ российских производителей. Географическая структура экспорта ЛКМ в 2011 году представлена на рис.7.

 

Рис. 7 Географическая структура экспорта ЛКМ в 2011 году [7]

 

Основа белорусского рынка ЛКМ – краски низкого  ценового сегмента:

Премиум-сегмент:

  • импортные ЛКМ, произведенные на материнских предприятиях иностранных компаний ;
  • небольшая доля ЛКМ, производимых в Беларуси по технологиям западных компаний.

Средний сегмент:

  • продукция известных марок, произведенная на территории Беларуси по зарубежным технологиям
  • белорусские предприятия, производящие краски известных фирм, полностью используют зарубежные технологии и материалы
  • гарантия на краски среднего класса — 8-10 лет
  • относительно невысокая цена (по сравнению с престиж-красками) и достаточно неплохое качество (по сравнению с эконом-красками).

Эконом-сегмент:

  • большинство красок белорусских предприятий, производимых по собственным технологиям
  • гарантия составляет, как правило, 5 лет
  • пользуются спросом больше у строительных фирм, занимающихся отделочными работами по заказам ЖЭС, ЖСК и других организаций, имеющих ограниченный бюджет на выполнение работ [7].

Основная проблема, которая  стоит сейчас перед лакокрасочной  промышленностью это низкие темпы обновления технической базы производства.

 

Таблица 3. Возрастная структура машин и оборудования в лакокрасочной и промышленности

Возраст машин и оборудования в  среднем

Лакокрасочная промышленность

До 5 лет

4,2

От 5-15 лет

50,2

Свыше 15 лет

4,3


 

Возрастная структура  оборудования в лакокрасочной отрасли не является оптимальной. Свыше 35% оборудования имеет срок износа, превышающий 15 лет, более половины оборудования характеризуется сроком износа от 5 до 15 лет и только незначительная часть (чуть более 4%) – вполне новое оборудование со сроком износа до 5 лет. Таким образом, вряд ли стоит рассчитывать на высокие темпы технического прогресса в данной отрасли. Большинство предприятий не имеет достаточных средств для осуществления коренной модернизации производства, периодически проводя лишь текущий ремонт оборудования, что не способно значительно улучшить сложившуюся ситуацию. В то же время финансовая поддержка отрасли со стороны государства не совсем достаточна [6].

Небольшой уровень использования  производственных мощностей свидетельствует о том, что рост производства в отрасли возможен, скорее всего, не за счет вхождения новых фирм на рынок, а за счет лучшего использования имеющегося оборудования или переоборудования уже действующих в отрасли предприятий. Поэтому развитие конкуренции в отрасли следует ожидать, главным образом, не в ходе появления новых соперничающих предприятий (хотя и такое не исключается), а за счет конкуренции между старыми фирмами.

Реализация инвестиционных проектов являют тенденцию отрасли  к росту. С другой стороны, развитие лакокрасочной промышленности сдерживается следующими факторами:

- не соответствие  ассортимента и качества производимой  продукции спросу на нее на внутреннем рынке в условиях роста производства в отраслях-потребителях;

- старение основных  производственных фондов, которое не компенсируется вводом новых;

- обострение конкуренции  со стороны импортирующих фирм  и совместных производств, что  создает опасность вытеснения  отечественных производителей лакокрасочной  продукции с внутреннего рынка  и препятствует их активизации на мировых рынках.

Расширение доли рынка  иностранных предприятий-производителей лакокрасочной продукции на рынок  Республики Беларусь началась при сокращении экспортных поставок. Рост импорта  связан с увеличением спроса на высококачественную продукцию, который не может быть удовлетворен за счет внутреннего производства. Кроме того, цены импортной продукции имеют примерно одинаковый уровень.

Таким образом, в последние годы рынок лакокрасочных  материалов Беларуси растет на 11% в  среднем за год в натуральном выражении. В стоимостном выражении рост рынка не столь существенен из-за сокращения доли более дорогой импортной продукции с 23 до 14% за последние 4 года. В связи с кризисом большинство потребителей перешло к использованию ЛКМ более низких ценовых категорий. Сырье для производства белорусских красок также в основном импортируется, что делает местные предприятия уязвимыми к колебаниям валютного курса.

 

 

 

 

 

3. Перспективы и направления развития лакокрасочной промышленности в Республике Беларусь.  (Государственные комплексные программы и их реализация  в рамках отрасли)

 

Рассмотрим основные моменты, которые были сделаны в  отрасли и наметим пути совершенствования  ее развития. Так, в 2008–2009 годах были проведены национальные форумы «Современные лакокрасочные материалы в Республике Беларусь» (до этого проходили лишь международные конференции «Рынки лакокрасочных материалов и сырья для ЛКМ»). Первый международный отраслевой форум объединил ведущих специалистов в области производства и применения лакокрасочных материалов. Он стал крупнейшим событием для поставщиков и потребителей лакокрасочных материалов. Потребность в нем была вызвана стремительным ростом этого сегмента строительного рынка в Беларуси, который, как признаются сами участники, сопровождается многочисленными проблемами. Нарекания вызывают: качество продукции, проведение испытаний и сертификация ЛКМ, участие в тендерах, вопросы ценообразования, модернизация лакокрасочных производств, закупка современного оборудования, вывод новых материалов на рынок, построение эффективной системы сбыта лакокрасочной продукции и многие другие [6].

Главными целями, которые  преследовали организаторы мероприятия (Союз Строителей), были анализ развития рынка Беларуси, обсуждение существующих проблем и доминирующих тенденций, создание условий для эффективного обмена опытом между специалистами предприятий-производителей и организаций-потребителей данных материалов. В июне 2009 состоялся II Международный отраслевой форум «Современные лакокрасочные материалы в Республике Беларусь: новые материалы – потребителю, архитектору, торговле». Мероприятие собрало в одном зале лучших специалистов Беларуси, а также стран СНГ и Европы в области разработки и производства лакокрасочных материалов. По своей представительности, числу участников форум вырос почти в полтора раза.

Выступления участников конференции обозначили три основных тематических направления форума – это применение реставрационных материалов на объектах, имеющих историко-культурную ценность, использование противопожарных лакокрасочных материалов, проблемы производства и применения ЛКМ в контексте действующего законодательства. Почти каждый докладчик касался темы гарантии качества и долговечности лакокрасочного покрытия. Многие участники форума сошлись во мнении, что современные белорусские лабораторные методы, с помощью которых определяется долговечность будущего покрытия, несовершенны, поэтому вопрос, на основании чего дается гарантия, так и остается открытым.

Еще один круг вопросов, которые вызвали огромный интерес у слушателей и стали причиной новых споров, – это проблемы сертификации.

Летом 2011 года появилась новость о введении новой системы классификации лакокрасочных изделий в Беларуси, цель которой повысить конкурентоспособность отечественной продукции. В Беларуси с 1 июля 2011 года были введены в действие новые государственные стандарты СТБ EN 1062-1-2011 «Краски и лаки. Системы лакокрасочные для наружных минеральных и бетонных поверхностей. Часть 1. Классификация» и СТБ EN 13300-2011 «Краски и лаки. Водные материалы и системы лакокрасочные для внутренних стен и потолков. Классификация». Данные документы подготовлены Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) и являются прямым применением европейских требований. Как отмечают разработчики, применение новых стандартов направлено на повышение конкурентоспособности отечественных лакокрасочных материалов, снижение технических барьеров в торговле, а также должны привести к упрощению диалога между производителем и потребителем [6].

СТБ EN 13300-2011 устанавливает общую систему классификации водных лакокрасочных материалов и лакокрасочных систем, предназначенных для декоративной отделки и защиты внутренних стен и потолков при нанесении на новые и старые, окрашенные и неокрашенные поверхности. В этом стандарте лакокрасочные материалы классифицируются по назначению (декоративная отделка, придание специальных свойств поверхности) и по химическому типу связующего вещества (компоненту, который оказывает наибольшее влияние на эксплуатационные показатели конечной лакокрасочной системы, например, цемент, силикат, акриловая смола, сополимеры и др.).

Безусловно, переход к новой классификации был запланирован как достаточно длительный и плавный. Одновременно в поддержку применения новых стандартов специалисты БелГИСС начали разрабатывать стандарты на методы испытаний продукции по предусмотренным в них показателям.

В 2012 году был введен СТБ ISO 1524-2012 «Материалы лакокрасочные. Метод определения степени перетира». Стандарт является одним из серии стандартов, распространяющихся на отбор проб и испытания лакокрасочных материалов и родственных им продуктов. Стандарт устанавливает метод определения степени перетира лакокрасочных материалов и родственных им продуктов с использованием измерительного прибора, градуированного в микрометрах.

В 2013 году планируется разработать Советом ЕЭК 24 технических регламента Таможенного союза, в число которых также войдет документ «О безопасности лакокрасочных материалов». Республиканским органом государственного управления в Республике Беларусь назначен концерн «Белнефтехим», а ответственным разработчиком выступает Республика Казахстан. Сроком внесения в ЕЭК стороной-разработчиком (в соответствии с планом) указан I квартал 2013 года [6].

Заместитель главного инженера по технологии ОАО «Минский лакокрасочный завод» Галина Анцелиович отмечает перспективы развития отрасли в 2013-2014 году: «По-прежнему популярными будут водно-дисперсионные материалы для окраски интерьеров и фасадов зданий, а также материалы для защиты древесины».

Заместитель директора ИП «Зебра Колор» Алла Сыч: «В 2013-2014 году особую популярность обретет фасадная, а также антибактерицидная интерьерная краска».

Специалист по маркетингу и сбыту ООО «СДМ» Игорь Кононович: «Водно-дисперсионные и быстросохнущие краски обретут популярность в 2013 году».

Коммерческий директор ООО «Мир Цвета» Дмитрий Кубицкий: «В розничных продажах все больше намечается рост использования акриловых (водных) и декоративных ЛКМ, а также штукатурок, покрытий, т. е. потребитель хочет уйти от стандарта и обращает внимание на экологичность» [6].

Эксперты прогнозируют, что текущий год вряд ли будет сильно отличаться от предыдущих лет по степени неопределенности. Например, некоторые эксперты отмечали, что раньше существовали «маркерные» продукты, по объему продаж которых за несколько месяцев можно было с достаточной степенью точности спрогнозировать годовой объем продаж. На данный момент таких «маркеров» нет, что приводит к сложности принятия управленческих решений производителями.

Одной из приоритетных задач  развития лакокрасочной промышленности Республики Беларусь является обеспечение  лакокрасочных заводов доступным  сырьем отечественного производства. Однако эксперты отмечают, что ситуация с дефицитом сырья вряд ли кардинально изменится в ближайшие два года.

 

 

 

Список использованной литературы

Информация о работе Лакокрасочная промышленность