Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:39, лекция
Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий и действующих в существующих общественных формациях. Оно характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких, как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и др. Изучение динамики этих показателей во взаимосвязи с особенностями социально-экономической организации общества позволяет проследить изменения в условиях и характере воспроизводства населения. Эти изменения определяются законами развития общественных формаций.
1.Современная численность России, плотность населения . Миграция.
2. Городское и сельское население. Урбанизация. Половозрастная структура, национальный состав.
3. Трудовые ресурсы.
После
Октябрьской революции в
Административно-
Обострению межнациональных отношений способствовала политика государства в отношении чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев в период Второй мировой войны — их депортация в Казахстан и другие отдаленные регионы Советского Союза, сопровождавшаяся упразднением соответствующих автономных республик и национальных районов. Их территории были поделены между соседними республиками и краями. Таким образом, на основе центральной части Чечено-Ингушетии и Кизлярского округа Ставропольского края была образована Грозненская область РСФСР.
После реабилитации депортированных народов Северного Кавказа и возвращения горцев на родину из ссылки в основном были восстановлены границы национальных образований. Этническая избирательность депортации и нерешенные вопросы территориальной реабилитации осложнили отношения между кавказскими народами. К моменту начала перестройки несовершенство системы национально-административного деления территории Северного Кавказа усугубилось внутренними противоречиями социально-экономического характера, принявшими этнический характер и способствовавшими разрастанию конфликта между Чечней и Россией. Сходные процессы набирали силу и в западной части Северного Кавказа, в зоне проживания черкесских (адыгских) народов.
Объективные
причины постоянно
Проблемы национально-государственного устройства России осложняются требованиями репрессированных в прошлом народов, одни из которых (немцы) настаивают на восстановлении своей государственности, другие (например, ингуши) — на расширении границ. Не прекращаются вооруженные конфликты, выливаясь в межэтнические войны.
Сложной является и проблема малочисленных народов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел. Несмотря на то что в последние годы в развитии народов Севера достигнут определенный прогресс, из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и хозяйствования многие меры по социально-экономическому развитию народов Севера не были до конца реализованы. Углубились диспропорции в половом составе населения — преобладает мужское население. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой социальной инфраструктуры, острого жилищного вопроса, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, по изготовлению товаров народного потребления. В районах проживания малочисленных народов в связи с развитием добывающих отраслей хозяйства ухудшились экологическая обстановка, состояние охотничьего и рыбного промыслов, сократилась площадь оленьих пастбищ. Поэтому переход к рыночной экономике выдвинул в число приоритетных задач создание действующего механизма социальной защиты малочисленных народов Севера.
Существующая система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений. С ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Однако такая система управления имеет недостатки. Фактически она не в состоянии непосредственно регулировать национальные и межнациональные отношения: федеральные органы не располагают механизмом воздействия на межнациональные отношения в рамках самих субъектов Федерация. К тому же положение осложняется тем, что республики и автономии, будучи национальными государствами и национально-государственными образованиями по своему конституционному статусу, представляют собой не моно-, а многонациональные территории.
Управление национальными отношениями представляет собой процесс направленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности нации. Эффективность управления может быть обеспечена только на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций развития национальной жизни. Опираясь на них, можно вести поиск оптимальных социально-экономических решений, оказывающих воздействие на межнациональные отношения, регулировать процесс их развития.
Важное значение в процессе управления национальными отношениями имеет использование инструментария регулирования этих отношений, позволяющего выявить узлы межэтнических противоречий и разработать варианты их разрешения в интересах оптимального развития нации, межнационального сотрудничества.
Миграция населения
Численность населения, его структура предопределяются не только естественным, но и миграционным движением.
До недавнего времени проблема миграции населения — как добровольной (трудовой), так и вынужденной (беженцы) — находилась в центре социально-политической жизни западноевропейских и ряда других стран различных регионов мира. Население же Советского Союза практически не принимало участия в миграционных процессах.
Начиная со второй половины 1980-х годов усиливается миграционный обмен между Советским Союзом и странами дальнего зарубежья. Резко увеличился выезд населения на постоянное место жительства в другие государства мира. Международные миграционные потоки усилились в связи с распадом СССР. За 1992—2004 гг. из Российской Федерации выехало 3357 тыс. чел., из них в страны СНГ и Балтии — 2287,2 тыс. чел. (68,1%). Наиболее крупные потоки эмигрантов направлялись в бывшие республики СССР: Украину — 35,4%, Казахстан — 33,8%, Белоруссию — 15,3% общей численности выехавших в государства Балтии и СНГ. Районами выбытия являлись в основном Дальний Восток, Западная Сибирь и европейский Центр. Направления эмиграции во многом определяются национальным составом переселенцев: 1059,8 тыс. чел. (31,9%) выехали в другие зарубежные страны, преимущественно в Германию (74,5%), Израиль (14,1%), США (6,8%); по национальным признакам: немцы — 53,5%, русские — 24,0%, евреи — 15,8%. При обмене со странами дальнего зарубежья наша страна имеет отрицательное сальдо миграции, составившее за 1992—2004 гг. 1052,5 тыс. чел. Большинство эмигрантов из России принадлежит к национальным меньшинствам, имеющим сильные родственные диаспоры в США, Израиле и Германии. Только треть выезжающих из России указали в качестве одной из причин выезда преследование по национальному признаку иди предвзятое отношение к их национальности. Превалируют экономические мотивы миграции: большинство связывает свои жизненные планы с трудоустройством на новом месте для повышения своего материального уровня.
В социально-профессиональной структуре выезжающих значительный удельный вес занимают специалисты. Их доля среди иммигрантов почти в 19 раз выше, чем среди населения России в целом. Около 30% эмигрирующих имеют высшее образование. Среди специалистов преобладают лица, имеющие высшее техническое образование (около 70%), 15% имеют ученую степень доктора или кандидата наук. Уезжают не только ученые, но и высококвалифицированные рабочие. Все это ведет к снижению качества трудовых ресурсов России. Интеллектуальная эмиграция в основном носит безвозвратный характер, нанося государству значительный ущерб. Отъезд творческой интеллигенции, квалифицированных рабочих обостряет проблемы выхода из кризиса, уменьшает возможности развития экономики и общества.
Главная задача в настоящее время — не сдерживание эмиграции, а ее регулирование, превращение безвозвратной эмиграции в возвратную. Решение вопросов организованного трудоустройства россиян за рубежом позволит уменьшить безвозвратные потоки почти на треть. Это также позволит ослабить экономическое и социальное напряжение в обществе, даст возможность гражданам приобрести навыки работы в системе рынка, совершенствовать профессиональный опыт и знания, получить накопления для последующего их вложения в экономику России.
Обострившиеся межнациональные отношения как в Российской Федерации, так и в странах СНГ вызвали многочисленную иммиграцию населения. За 1992—2004 гг. в Российскую Федерацию из государств СНГ и Балтии прибыло 6964,3 тыс. чел., что составило 99,9% от числа всех прибывших из других стран мира.
Иммиграция выступает в форме беженства и вынужденного переселенчества.
Наибольший поток переселенцев шел из Казахстана (26,8%), Украины (49,3%). Основная часть беженцев приходится на русское население (65 прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии). В отношении воспроизводства % общей численности трудового потенциала России большое значение имеет возрастной состав иммигрантов. Из общей численности прибывших в Россию доля лиц в возрасте до 16 лет составляет 24%, трудоспособного возраста — 65,2%, старше трудоспособного возраста — 10,8%. С позиции воспроизводства трудовых ресурсов состав иммигрантов в страну можно квалифицировать как положительный процесс, способствующий росту трудового потенциала как в настоящее время, так и в будущем. В этом отношении наиболее благоприятна иммиграция для Дальнего Востока, севера Европейской части, Восточной и Западной Сибири, Урала и Калининградской области и менее благоприятна для регионов европейского Центра и юга страны.
Абсолютные и относительные масштабы иммиграции в Россию из дальнего зарубежья всегда были невелики и на сегодняшний день не превышают 1% общего количества прибывших в Российскую Федерацию. Социально-демографическая структура прибывающей в Россию рабочей силы имеет классические черты трудовой иммиграции. В основном это неквалифицированные рабочие из стран Азии. Среди них преобладают мужчины (почти 80%) в возрасте до 40 лет. Приезжают они без семей, что оговорено в межправительственных соглашениях. Незначительность масштабов этой категории трудовых иммигрантов особенно наглядно отражается в показателях доли численности иностранных граждан в общей численности работающих. В целом по различным отраслям экономики России этот показатель невелик — менее 0,1%.
Однако много проблем возникает из-за приезда в страну так называемых нелегалов. В основном это выходцы из Китая, Вьетнама, республик Средней Азии, Эфиопии, Афганистана, Ирака, Сомали и Ряда других стран. По оценке МВД РФ, только в Москве проживает свыше 1 млн. нелегальных иммигрантов из стран дальнего зарубежья, а в ближайшие годы их численность может достигнуть 6 млн чел. В Сибири и на Дальнем Востоке без какого-либо разрешения т.е. незаконно, и часто без определенных занятий проживает более 1 млн. китайцев.
В отдельных регионах страны возникла реальная угроза распространения инфекций и эпидемий, так как ни правоохранительные органы, ни органы здравоохранения не в состоянии вести Учет мест проживания, работы и состояния здоровья иностранных рабочих. По некоторым данным, среди иммигрантов 60% являются больными (СПИД, туберкулез, гепатит, наркомания и т.д.). в местах проживания иностранных рабочих резко возрастает социальная напряженность, растет недовольство со стороны местных жителей. Неконтролируемое перемещение вынужденных и добровольных переселенцев часто приводит к избытку рабочей силы и нежелательной для местного населения конкуренции со стороны приехавших.
В ходе реализации в России государственной долгосрочной программы «Миграция» важное значение приобретают вопросы о создании вместе с другими странами СНГ соответствующих совместных структур, выработке согласованного законодательства о беженцах, определяющего их статус, устанавливающего процедуру и условия его получения, их минимальные социальные гарантии. В случае реализации этих, а также ряда других мер в рамках единого социально-экономического пространства СНГ должна быть установлена единая правовая база, обеспечивающая равные права беженцев и вынужденных переселенцев во всех государствах Содружества.
Трудовые ресурсы и их использование
Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.
Главной производительной силой развития общественного производства выступает та часть населения, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться. Трудоспособность населения ограничена определенными возрастными границами, которые носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями человека.
Информация о работе Население и социально-демографические проблемы РФ