Население и социально-демографические проблемы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:39, лекция

Краткое описание

Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий и действующих в существующих общественных формациях. Оно характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких, как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и др. Изучение динамики этих показателей во взаимосвязи с особенностями социально-экономической организации общества позволяет проследить изменения в условиях и характере воспроизводства населения. Эти изменения определяются законами развития общественных формаций.

Содержание

1.Современная численность России, плотность населения . Миграция.
2. Городское и сельское население. Урбанизация. Половозрастная структура, национальный состав.
3. Трудовые ресурсы.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭГ лекция 3.lnk.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

  Решающую  роль в формировании границ трудоспособного  возраста населения играют социально-экономические условия. Максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия старших возрастов в трудовой деятельности, предусмотренному законом о пенсионном обеспечении. Нижняя граница определяется физиологическим развитием молодежи, ее знаниями, уровнем образования, продолжительностью обучения.

  Таким образом, формирование возрастных границ трудоспособности определяется объективными условиями не только физиологического развития людей, но и прежде всего общественными отношениями, и это в значительной степени отражается на формировании демографической структуры трудоспособного населения, на его размещении по территории страны. 

  Стр.18 Кусков Схема: Состав трудовых ресурсов России

  К трудовым ресурсам относится  население в трудоспособном возрасте. Для мужчин этот период составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин — 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы составляет как занятое, так и не занятое в экономике трудоспособное население. Численность трудовых ресурсов включает две категории лиц.

  1. Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте- определяется посредством вычитания из численности на селения в трудоспособном возрасте числа неработающих инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях.
  2. Численность работающего населения вне пределов трудоспособного возраста определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.

  Различают потенциальные и фактически используемые трудовые ресурсы. Последние характеризуют реальное функционирование трудового потенциала трудоспособного населения. Трудовые ресурсы заняты в различных секторах и отраслях хозяйства.

  Трудовые  ресурсы как экономическая  категория выражают экономические отношения, складывающиеся в обществе на определенном этапе его развития в производстве, распределении, перераспределении и использовании трудоспособного населения в различных отраслях хозяйства страны.

  Трудовые  ресурсы обладают количественной и  качественной определенностью, образуя  в своей совокупности абсолютную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который в свою очередь имеет количественный и качественный аспекты. Количественный аспект характеризуется такими параметрами, как общая численность трудоспособного населения; количество рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся Уровне производительности и интенсивности труда.

  Качественный  аспект трудового потенциала определяется такими показателями трудоспособного населения, как состояние здоровья, физическая дееспособность; общеобразовательная и профессионально-квалификационная подготовка.

  Таким образом, количественный аспект трудового  потенциала отражает его экстенсивную, а качественный аспект — интенсивную составляющие.

  Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения. Оптимизация процессов формирования и использования трудового потенциала страны, района, производственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и отраслей хозяйства. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование людей как главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.

  Управление  трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности производителей материальных и духовных благ способствует росту производительности труда и, следовательно, обеспечивает наиболее плодотворное использование рабочего времени.

  Основой для формирования трудовых ресурсов является, как известно, общая численность населения. Поэтому динамика движения численности населения и его структура предопределяют динамику численности и возрастного состава трудовых ресурсов. Следовательно, исходным пунктом в изучении качественного и количественного аспектов трудоспособного населения выступают указанные признаки всего населения.

  Возрастная  структура населения  России в 2005 г. составила: моложе трудоспособного  возраста — 24,1 млн  чел., в трудоспособном возрасте — 90,2 млн чел., старше трудоспособного возраста — 29,2 млн чел. Сопоставление этих показателей с соответствующими показателями дореформенного 1990 г. показывает, что произошло уменьшение численности лиц моложе трудоспособного возраста и возрастание в трудоспособном и старше трудоспособного возрастах.

  Деление населения на три  возрастные группы не в полной мере отражает объемы трудового потенциала, так как часть лиц моложе трудоспособного возраста занята в производстве и, следовательно, относится к трудовым ресурсам. Наряду с этим известная доля пенсионеров также занята в экономике, увеличивая тем самым численность трудовых ресурсов. Следовательно, численность населения в трудоспособном возрасте неравнозначна численности трудовых ресурсов (табл. 4.1).

  Стр.71Морозова (табл. 4.2). Началом этого процесса стало введение «шоковой терапии», в основе которой был заложен принцип распределения доходов не по труду, а по капиталу. В результате этого резко снизилась трудовая мотивация, особенно у молодежи. Выход страны из социально-экономического кризиса может быть осуществлен только на путях развития и совершенствования принципа трудовой творческой мотивации. Таблица 4.2. Изменение численности экономически активного населения в 1992—2005 гг., % (Составлена по кн.: Российский статистический ежегодник 2005. М., 2006. С. 139; Россия в цифрах. 2006. М., 2006. С. 105.)

  Сокращение  численности занятого населения и неуклонный рост незанятого трудоспособного населения углубляют понимание причин всестороннего кризиса, охватившего Россию.

  Численность экономически активного населения имеет тенденцию к сокращению. В 1999 г. по сравнению с 1992 г. она уменьшилась на 2968 тыс. чел. и составила 71 798, а за 2000—2005 гг. возросла на 2,0 млн . чел. и составила 73 811 тыс. чел. Аналогичные процессы происходят с населением, занятым в экономике, численность которого за 1992—2005 гг. сократилась на 2568 тыс. чел., из них мужчины составляют 2451 тыс., женщины — 117 тыс., что свидетельствует об активном сокращении численности занятого мужского населения.

  Формирование  рыночных структур в экономике Российской Федерации требует многообразия форм собственности, а следовательно, изменений в распределении численности населения, занятого по секторам экономики. За 1992—1999 гг. его численность сократилась с 72,1 млн до 64,5 млн чел., или на 10,5%. Такое сокращение, вызванное экономическим кризисом, привело к закрытию нерентабельных производств или к сокращению их деятельности, а за 2000—2005 гг. численность занятых увеличилась на 2,4 млн чел. и составила 66,9 млн чел., что свидетельствует о начале подъема экономики страны и развитии социальной сферы.

  Количество  занятых на предприятиях государственной  и муниципальной собственности сократилось с 49,7 млн до 23,2 млн чел., или на 46,7%. При этом доля государственного сектора в общей численности занятых трудовых ресурсов снизилась с 68,9 до 34,6%. Одновременно резко возросла занятость населения в негосударственном секторе. Его доля повысилась с 18,3 до 53,4%. Особенно высокие темпы роста численности занятого населения отмечались на предприятиях и в организациях со смешанной российской формой собственности (без учета иностранного капитала) — с 7,5 млн до 9,7 млн чел. (в 1,3 раза) и в частной собственности — с 13,2 до 29,2 млн чел. (в 2,2 раза). С 2000 по 2005 г. доля занятых на предприятиях со смешанной российской формой собственности сократилась до 5,2 млн чел., а в частной собственности возросла до 35,7 млн чел.

  Значительный  интерес представляет распределение  занятых трудовых ресурсов по отраслям экономики (табл. 4.3).

   Таблица 4.3. Распределение численности занятых по отраслям экономики в 1992—1999 гг., 2000, 2004 гг., %

Взята из кн.: Россия в цифрах. 2005: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2006. С. 149.

Анализируя структуру занятости населения в разрезе отраслей экономики за 1992—2004 гг., можно выделить ряд сложных процессов, происходящих в экономике России.

  • Возрастает доля занятых в отраслях сферы услуг (с 45,1 до 56,3%).
  • Снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 21,5%), в строительстве (с 11 до 7,9%), в науке и научном обслуживании (с 3,2 до 1,8%).
  • Увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 17,2%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,4%), в аппарате органов управления (с 1,9 до 4,8%).

  Изменение структуры занятости по различным отраслям хозяйства и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике. Определенное значение в изменении численности работников в разрезе отраслей имеет тот факт, что социально-экономический кризис не в одинаковой степени охватил отрасли. В наибольшей мере спад производства коснулся отраслей легкой, пищевой промышленности и военно-промышленного комплекса. При этом следует отметить, что если федеральная и местная законодательная и исполнительная власти не занимаются экономическими проблемами, то регулирование численности работников всецело зависит от кадровой политики руководителей предприятий и организаций.

  Необходимо  отметить беспрецедентное сокращение занятых в науке и научном обслуживании — только за годы экономического преобразования численность работников этой отрасли сократилась до 1639 тыс. чел. При этом численность занятых в аппарате органов управления возросла с 1602 до 3211 тыс. чел. Данный процесс происходит по ряду причин, среди которых можно выделить следующие: закрытие многих научно-исследовательских институтов, утечка мозгов как внутри страны — в банковские, финансовые, страховые и иные коммерческие структуры, где оплата труда многократно превышает ее уровень в научных и вузовских коллективах, так и за границу — на временное или постоянное жительство. Финансовая политика правительства, осуществляемая по отношению к преподавателям вузов и научным работникам, не дает основания надеяться на коренные изменения в наиболее плодотворном использовании научного потенциала, созданного в стране за многие десятилетия.

Задачи  Правительства РФ в области трудовых ресурсов

  и в социальной  сфере

  В области использования трудовых ресурсов главной задачей Правительства Российской Федерации является обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. На рынке труда в процессе структурной перестройки экономики предусматривается:

  • предотвращение застойной и хронической безработицы и снижение негативных социальных последствий массового высвобождения работников путем создания новых рабочих мест;
  • создание   необходимого   организационно-финансового   механизма переподготовки кадров и новых рабочих мест в частном секторе;
  • проведение взвешенной политики занятости (не допускать массовой безработицы и одновременно не сдерживать высвобождение излишней рабочей силы и численности персонала в связи со структурной перестройкой экономики).

В социальной сфере предполагается решение следующих задач:

  • соблюдение конституционных прав граждан в области труда, от дыха, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере на основе ускорения реформирования соответствующих ее секторов;
  • четкое разграничение полномочий и ответственности в решении социальных вопросов на уровне Федерации и ее субъектов, а также на муниципальном уровне;
  • переориентация социальной политики на семью;
  • улучшение материального положения и условий жизни населения, нормализация демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан в трудоспособном возрасте;

    • существенное улучшение социальной инфраструктуры. Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами самоуправления должно обеспечиваться дальнейшее развитие системы непрерывного образования, расширение возможностей самообучения, переобучения персонала, находящегося под угрозой увольнения; развитие гибких форм занятости; введение системы стимулирования развития предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Информация о работе Население и социально-демографические проблемы РФ