Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем формирования демографической политики, а также комплексное исследование состояния уровня и качества жизни населения в регионах Российской Федерации и разработка рекомендаций по улучшению состояния уровня жизни в регионах.
Для реализации поставленной цели в данной работе были определены следующие задачи:
- проанализировать социальное неравенство в состоянии качества и уровня жизни между субъектами Российской Федерации;
- исследовать критерии неравенства в России;
- определить индикаторы социального неравенства в регионах России;
- разработать рекомендации по улучшению состояния уровня жизни населения в России.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава I Основные показатели уровня жизни населения ……………………… 5
1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………………………... 5
1.2 Государственная политика в сфере демографической политики
в Российской Федерации …………………………………………………………. 7
Глава II Анализ уровня жизни населения Чувашской Республики ………… 16
2.1 Анализ доходов и благосостояния населения ЧР ………………………... 16
2.2 Анализ потребления и дифференциации доходов населения ЧР ……….. 25
2.3 Проблемы формирования демографической политики в ЧР …………… 29
Глава III Повышение уровня жизни населения Чувашской Республики …… 32
3.1 Пути решения проблем демографической политики в ЧР ……………… 32
3.2 Перспективы повышения уровня жизни населения в ЧР ………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 43
Литература ……………………………………………………………………… 46
Показатели |
200 |
2010 |
1. Доходы от предпринимательской деятельности 2. Оплата труда наемных работников 3.Социальные трансферты 4.Расходы на покупку товаров и оплату услуг 5. Обязательные платежи и разнообр. взносы 6. Пpиобpетение иностранной валюты 7. Прирост средств физ лиц. с использ. банковских карт 6. Сбережения во вкладах и ценных бумагах 7. Превышение доходов над расходами |
1 915108 6 571187 2 080398 11 927 592 1 524896 1 180017 206899 1 172390 583868 |
2 133848 8 501615 2 477674 14 831 381 2 044871 1 105263 254147 1 396850 818993 |
В экономико-статистическом анализе данной таблицы можно отметить следующее. Как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. В объеме денежных доходов населения в 2009-2010 годах учтены предпринимательские доходы, в частности, участие в прибыли предприятий, доходы от реализации товаров на неорганизованном рынке.
В структуре доходов в 2011 году большую часть составила оплата труда по сравнению с социальные трансфертами (пенсии, пособия, стипендии) .
В структуре использования денежных доходов возросла доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг, при некотором снижении доли на покупку иностранной валюты и прироста денег на руках.
Таблица 4 Среднемесячная начисленная
заработная плата в ЧР
(без выплат социального
характера) по полному кругу организаций
по видам экономической
Февраль 2010г. |
Январь – февраль 2010г. | |||||
рублей |
в % к |
рублей |
в % к | |||
февралю 2009г. |
январю 2010г. |
январю - февралю 2009г. |
Сред/респуб. уровню сред\мес. з/п | |||
Всего |
11633,9 |
107,2 |
102,4 |
11495,8 |
107,6 |
100,0 |
в том числе по видам экономической деятельности: | ||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
6275,7 |
102,2 |
95,2 |
6434,6 |
102,0 |
56,0 |
в том числе сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях |
6273,8 |
102,6 |
95,2 |
6432,5 |
102,3 |
56,0 |
добыча полезных ископаемых |
10677,7 |
154,3 |
119,7 |
9787,2 |
147,3 |
85,1 |
из них: | ||||||
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
10772,1 |
155,4 |
120,0 |
9862,9 |
148,6 |
85,8 |
обрабатывающие производства |
11316,3 |
111,7 |
102,5 |
11177,9 |
113,2 |
97,2 |
из них: | ||||||
производство пищевых продуктов, включая напитки |
11442,7 |
112,4 |
100,3 |
11424,8 |
106,6 |
99,4 |
текстильное и швейное производство |
7885,3 |
134,1 |
115,6 |
7356,6 |
124,1 |
64,0 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
9558,8 |
127,8 |
113,0 |
9017,2 |
126,6 |
78,4 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
7202,2 |
111,9 |
101,0 |
7162,9 |
101,1 |
62,3 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
8623,6 |
87,9 |
97,0 |
8758,4 |
86,4 |
76,2 |
химическое производство |
12757,5 |
114,2 |
99,5 |
12782,3 |
113,7 |
111,2 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
10943,0 |
114,1 |
107,7 |
10548,4 |
114,9 |
91,8 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
10005,8 |
97,5 |
110,8 |
9507,0 |
93,6 |
82,7 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
9774,6 |
102,5 |
94,4 |
10071,1 |
115,1 |
87,6 |
производство машин и оборудования |
10178,2 |
95,1 |
94,7 |
10466,4 |
113,3 |
91,0 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
16593,1 |
112,0 |
100,9 |
16520,9 |
118,3 |
143,7 |
производство транспортных средств и оборудования |
11766,6 |
124,7 |
108,7 |
11295,4 |
117,5 |
98,3 |
прочие производства |
8540,4 |
112,5 |
104,3 |
8366,6 |
110,5 |
72,8 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
14175,2 |
102,0 |
100,6 |
14132,5 |
103,4 |
122,9 |
строительство |
11077,1 |
104,3 |
99,1 |
11126,7 |
103,6 |
96,8 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
10732,1 |
114,1 |
103,1 |
10567,3 |
108,2 |
91,9 |
в том числе: | ||||||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
11109,4 |
89,4 |
91,5 |
11627,7 |
84,0 |
101,1 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
13811,9 |
124,9 |
115,2 |
12900,1 |
113,1 |
112,2 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
8706,6 |
111,0 |
95,7 |
8904,9 |
110,4 |
77,5 |
гостиницы и рестораны |
7080,7 |
107,6 |
95,5 |
7248,8 |
108,0 |
63,1 |
транспорт и связь |
13694,8 |
110,0 |
110,1 |
13064,4 |
109,0 |
113,6 |
из него связь |
13195,0 |
122,2 |
109,0 |
12646,8 |
114,4 |
110,0 |
финансовая деятельность |
23558,1 |
120,9 |
81,9 |
26153,5 |
116,4 |
в 2,3р. |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
13421,6 |
103,2 |
105,1 |
13096,6 |
102,9 |
113,9 |
в том числе научные исследования и разработки |
25653,1 |
155,5 |
158,1 |
21016,9 |
128,2 |
182,8 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
19274,9 |
98,2 |
119,4 |
17712,7 |
100,8 |
154,1 |
Образование |
9155,6 |
106,8 |
104,5 |
8959,5 |
105,9 |
77,9 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
9420,4 |
102,7 |
92,8 |
9783,5 |
105,9 |
85,1 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
9135,9 |
105,7 |
98,6 |
9197,8 |
106,2 |
80,0 |
в том числе деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
7703,5 |
103,6 |
98,6 |
7758,4 |
104,6 |
67,5 |
Среднесписочная численность работающих в организациях республики в январе – феврале 2010 года составила 377,3 тыс. человек (92,8% к январю – февралю 2009 года). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе – феврале 2010 года составила 11495,8 рубля и по сравнению с январем – февралем 2009 года увеличилась на 7,6%. В феврале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года средняя заработная плата увеличилась на 7,2% и составила 11633,9 рубля.
В таблице приведены сведения о заработной плате рабочих и служащих по различным и разнообразным отраслям народного хозяйства. Проанализировав таблицу можно видеть что заработная плата по всем отраслям без исключения росла с 2008-2010гг. Наибольшую заработную плату из года в год получают работники, занятые в кредитовании, финансах и страховании, которая составила в декабре 2009 года 36039,3 рублей, а самую наименьшую заработную плату получают работники сельского хозяйства, составляющая в этот же период 7385,1 рублей, что в 2,3 раза меньше, чем средняя заработная плата по отраслям экономики.
2.2 Анализ потребления
и дифференциации доходов
Покупательная способность денежных доходов - ключевой показатель уровня жизни населения. В привязке к минимальному социальному стандарту она показывает количество наборов прожиточного минимума (ПМ), которое можно приобрести на денежные доходы.
Таблица 5 Покупательная способность денежных доходов населения ЧР (килограммов)
2009 |
2010 | |||||
I кварт |
I полугодие |
9 мес |
Год |
I кварт |
I полугодие | |
Говядина (кроме бескостного мяса) |
86,5 |
93,0 |
95,6 |
97,0 |
76,7 |
85,0 |
Молоко питьевое и молочный напиток, л |
512,9 |
564,1 |
595,8 |
614,7 |
467,5 |
529,7 |
Яйца куриные, штук |
3431 |
3826 |
4232 |
4286 |
3653 |
4283 |
Рыба замороженая (кроме лососевых пород) |
173,1 |
189,4 |
198,6 |
204,3 |
161,4 |
174,0 |
Сахар-песок |
545,4 |
576,2 |
601,4 |
635,5 |
495,7 |
538,2 |
Масло подсолнечное |
198,1 |
200,9 |
203,1 |
209,8 |
197,0 |
230,8 |
Маргарин |
211,9 |
223,3 |
229,8 |
236,0 |
199,0 |
222,1 |
Картофель |
708,5 |
720,0 |
759,3 |
826,0 |
779,3 |
834,1 |
Капуста свежая белокочанная |
560,2 |
512,2 |
689,3 |
840,6 |
976,7 |
957,8 |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов |
529,5 |
550,1 |
563,3 |
579,1 |
489,4 |
547,2 |
Мука пшеничная |
677,7 |
691,4 |
706,9 |
731,2 |
641,3 |
723,7 |
Рис |
381,4 |
394,5 |
385,5 |
387,3 |
299,4 |
329,6 |
Крупы |
590,4 |
613,1 |
625,2 |
645,6 |
574,0 |
651,0 |
Масло сливочное |
75,9 |
82,6 |
86,8 |
90,0 |
76,8 |
86,2 |
Покупательная способность населения, их денежных доходов важный экономический показатель уровня жизни населения. Сделаем анализ данных сведений. Если взять общую картину, то наглядно видно, что с 2009 года по 20010 год покупательная способность почти по всем видам товаров снизилась, а именно на говядину на 12 кг, на молоко на 85 л, на рыбу мороженую- 30,3 кг, сахар-песок-97,3 кг, маргарин, хлеб , рис, сливочное масло. Это связано с обесцениванием рубля, и население старается больше денежных доходов вкладывать в учреждения сберегательного банка РФ, либо от уровня жизни семьи в целом. Однако ,нужно отметить, что повысилась покупательная способность на товары, как подсолнечное масло, картофель, свежая капуста и на крупы.
Таблица 6 Объем и состав денежных накоплений населения ЧР
Всего накоплений млрд. рублей |
В том числе | ||||||||
остатки вкладов |
остатки наличных денег |
ценные бумаги | |||||||
млрд. руб. |
в % к общ. объему накоплений |
млрд. руб. |
в % к общ. объему накоплений |
млрд. руб. |
в % к общ. объему накоплений | ||||
2009 | |||||||||
Январь |
7773,0 |
4323,5 |
55,6 |
2656,6 |
34,2 |
792,9 |
10,2 | ||
Февраль |
7145,7 |
4036,3 |
56,5 |
2310,3 |
32,3 |
799,1 |
11,2 | ||
Март |
7198,5 |
4098,6 |
56,9 |
2294,4 |
31,9 |
805,5 |
11,2 | ||
Апрель |
7228,0 |
4146,0 |
57,4 |
2269,7 |
31,4 |
812,3 |
11,2 | ||
Май |
7480,3 |
4298,8 |
57,5 |
2362,0 |
31,6 |
819,5 |
10,9 | ||
Июнь |
7653,3 |
4429,1 |
57,9 |
2398,3 |
31,3 |
825,9 |
10,8 | ||
Июль |
7850,6 |
4576,2 |
58,3 |
2440,6 |
31,1 |
833,8 |
10,6 | ||
Август |
7944,8 |
4635,7 |
58,3 |
2468,2 |
31,1 |
840,9 |
10,6 | ||
Сентябрь |
7934,1 |
4644,9 |
58,5 |
2439,8 |
30,8 |
849,4 |
10,7 | ||
Октябрь |
7986,0 |
4721,6 |
59,1 |
2405,8 |
30,1 |
858,6 |
10,8 | ||
Ноябрь |
8193,5 |
4877,5 |
59,5 |
2449,5 |
29,9 |
866,5 |
10,6 | ||
Декабрь |
8369,9 |
5030,4 |
60,1 |
2467,0 |
29,5 |
872,5 |
10,4 | ||
2010 | |||||||||
Январь |
9093,9 |
5496,9 |
60,4 |
2717,0 |
29,9 |
880,0 |
9,7 | ||
Февраль |
8949,7 |
5522,9 |
61,7 |
2542,0 |
28,4 |
884,8 |
9,9 | ||
Март |
9234,8 |
5752,6 |
62,3 |
2591,8 |
28,1 |
890,4 |
9,6 | ||
Апрель |
9413,2 |
5911,6 |
62,8 |
2604,9 |
27,7 |
896,7 |
9,5 |
Проанализировав эту таблицу наряду с предыдущей очень отлично видно, что с каждым годом за период 2009-2010 гг. размеры вкладов населения растут. Так откуда же может повыситься покупательная способность денежных доходов населения, если это самое население переводит одну валюту (менее твердую) в другую, т.е. вкладывает деньги в банки.
Таблица 7 Соотношение денежных доходов
населения с величиной прожиточного минимума
IV квартал 2009г. |
III квартал 2010г. |
IV квартал 2010г. | |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб/мес. |
19859 |
16696 |
16974 |
в % к величине прожиточного минимума для всего населения |
386,1 |
321,2 |
361,7 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, рублей в месяц |
20670 |
18673 |
18966 |
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения |
371,6 |
332,3 |
372,9 |
Средний размер назначенных пенсий по старости, на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом, рублей в месяц |
66251 |
5847 |
4905 |
в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров на 31 декабря 20010 года |
161,9 |
141,4 |
132,1 |
По сравнению с 2009 годом, в 2010 году увеличились: среднедушевые денежные доходы населения (рублей в месяц) от 16974 до 19859 р., соответственно, в % к величине прожиточного минимума для всего населения от 361,7 до 386,1 р.; средний размер назначенных пенсий по старости, на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом (рублей в месяц)
от 4905 до 6625 р., также в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров от 132,1 до 161,9р., однако среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения снизилась с 372,9 до 371,6 р.
2.3 Проблемы формирования демографической политики в ЧР
В жизни цивилизованного общества проблемы демографии не носят исключительно биологического и индивидуально-психологического характера, но переплетены с проблемами общекультурного характера. Т.е. кризис в России носит общекультурный характер, вследствие чего он выражается во всех сферах жизни общества. По своему существу общекультурный кризис представляет собой выражение неспособности общества к эффективной самоорганизации и к решению управленческих по их характеру задач как относимых к компетенции каждого из множества индивидов, составляющих общество, так и в аспекте рассмотрения жизни социальной системы. Соответственно подход к рассмотрению проблематики кризиса и выходу из него на основе интерпретации взаимосвязанных сторон жизни общества как задач управления представляется наиболее перспективным. Это же касается и главного вопроса жизни общества — его демографической устойчивости, т.е. развития в преемственности поколений в гармонии с окружающей средой.
В современный политический лексикон вошёл такой термин, как «демографическая политика». Его возникновение подразумевает: эпоха «стихийного» (т.е. не контролируемого) воспроизводства населения в этих обществах если и не завершилась, то стоит вопрос о том, чтобы положить ей конец. И один из вопросов в том, в чьей власти реально находится демографическая политика, которая может быть и средством демографической агрессии, чему примером история Косово в последние 50 — 60 лет, и средством обеспечения демографической устойчивости общества и его государства.
Политика демографической устойчивости общества и его государства включает в себя три взаимосвязанных аспекта: 1) определённость демографической политики, обеспечивающей в преемственности поколений рождение и воспитание здоровых людей в количествах, которые допускает устойчивость биоценозов (экология) в регионах проживания и ведения хозяйственной деятельности; 2) экономическое обеспечение избранной демографической политики, поскольку без него самая наилучшая демографическая политика в технически обусловленной цивилизации останется пустыми словами; 3) общекультурная политика, под воздействием которой формируются личностные качества индивидов обоих полов и характер нравственности и этики, связывающих множество индивидов в единый организм общества. Последний аспект является предопределяющим по отношению к первым двум, поскольку и первый, и второй аспекты реально осуществимой политики демографической устойчивости общества и его государства обусловлены развитием культуры этого общества в целом. А общекультурная политика фактически предопределяет личностные качества подрастающих поколений.
В самом же воздействии общекультурной политики на все частности в жизни, включая и экономику, решающую роль играют пионерские достижения в понимании жизненно значимых для общества и человечества в целом проблем, путей и средств их решения. Если же проблемы не выявлены, то и решение их невозможно: как некогда сказал Т.К.Честертон, «Не в том дело, что люди не могут увидеть решение, дело в том, что они обычно не могут увидеть проблему». Соответственно сказанному демографическая политика устойчивого развития общества должна исходить из следующих принципов:
- обеспечение получения
сколь-угодно высокого
- кадровой базой сферы государственного управления и науки должно быть всё общество, а не “элитаризовавшиеся” кланы;
- государство должно