Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем формирования демографической политики, а также комплексное исследование состояния уровня и качества жизни населения в регионах Российской Федерации и разработка рекомендаций по улучшению состояния уровня жизни в регионах.
Для реализации поставленной цели в данной работе были определены следующие задачи:
- проанализировать социальное неравенство в состоянии качества и уровня жизни между субъектами Российской Федерации;
- исследовать критерии неравенства в России;
- определить индикаторы социального неравенства в регионах России;
- разработать рекомендации по улучшению состояния уровня жизни населения в России.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава I Основные показатели уровня жизни населения ……………………… 5
1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………………………... 5
1.2 Государственная политика в сфере демографической политики
в Российской Федерации …………………………………………………………. 7
Глава II Анализ уровня жизни населения Чувашской Республики ………… 16
2.1 Анализ доходов и благосостояния населения ЧР ………………………... 16
2.2 Анализ потребления и дифференциации доходов населения ЧР ……….. 25
2.3 Проблемы формирования демографической политики в ЧР …………… 29
Глава III Повышение уровня жизни населения Чувашской Республики …… 32
3.1 Пути решения проблем демографической политики в ЧР ……………… 32
3.2 Перспективы повышения уровня жизни населения в ЧР ………………… 35
Заключение ……………………………………………………………………… 43
Литература ……………………………………………………………………… 46
- государство должно выработать систему мер для обеспечения по возможности полноценного личностного становления детей, растущих в неполных семьях и детей, оставшихся без попечения родственников (в том числе и вследствие люмпенизации некоторой части населения), для того, чтобы в перспективе оба эти социальных явления свести к минимуму, обусловленному несчастными случаями, а не распространённостью в обществе порочных нравственности и этики;
- государство должно выработать и проводить систему мер по предотвращению люмпенизации населения, социальной реабилитации семей, ставших на путь люмпенизации, и беспощадного подавления и изоляции необратимо люмпенизированного населения.
При этом надо понимать, что наилучшая возможная проблемно-тематически и процедурно детально разработанная демографическая политика останется пустыми словами, если она не будет подкреплена соответствующей именно ей экономической политикой государственности этого общества. По существу это означает постановку и решение вопроса о гарантированном экономическом обеспечении такого рода демографической политики также в преемственности поколений. Однако есть основания утверждать, что исторически сложившиеся в экономической науке подходы, не обеспечивают решения задачи поддержки политики демографической устойчивости государства его экономической политикой.
Глава 3. Пути повышения уровня жизни населения ЧР
3.1 Пути решения
проблем демографической
Анализ структуры и содержания предложенной национальной программы демографического развития России и отдельных ее регионов требует дальнейшей ее доработки.
При этом особо следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Программа не должна предусматривать меры только на 2-3 года. Здесь должны быть определены стратегические задачи на более отдаленные времена. В связи с этим прогнозы и планы должны носить краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер.
2. Исходя из этого — должны конкретизироваться цели и задачи национальной программы социально-демографического развития страны.
3. Повышение рождаемости и укрепление семьи связано не только с увеличением различных пособий, оно требует системного комплексного характера. Здесь должны быть предусмотрены не только финансовые формы воздействия, но и создания всей системы инфраструктуры, способствующей расширенному воспроизводству населения. Большое внимание должно уделяться процессу формирования у молодежи установок на создание многодетных семей.
Следует особо отметить, что национальная программа социально-демографического развития должна быть принята как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных регионов, областей и национальных республик. Это существенно повысит эффективность реализации целей и задач, предусмотренных Российской национальной программой. К этому следует добавить, что национальные программы социально-демографического развития должны иметь законодательную основу и их реализация должна находиться под строгим контролем как федеральных, так и региональных властных структур.
И есть все основания утверждать, что Россия, имеющая богатые ресурсы и традиционные установки на многодетные семьи, в состоянии вывести страну из создавшегося демографического кризиса и укрепить свою национальную безопасность.
Концептуальный подход к демографической политике предполагает, что наш взгляд, всесторонний учет и анализ всех очевидных и потенциальных факторов, так или иначе влияющих на воспроизводство наделения. В самом широком контексте и, по существу, демографическая политика априори имеет ярко выраженный социальный характер. Поскольку демографическая политика тесно связана с конкретной социальной практикой, постольку все реформы в социальной сфере, также как и национальные проекты России, должны быть нацелены на решение проблем демографического развития страны. В этой связи уместно подчеркнуть, что реализуемые в настоящее время национальные проекты («Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК») стали не только новыми и востребованными инструментами социальной политики, но и перспективными практическими мерами с точки зрения постепенного улучшения демографической ситуации в стране. Более того, особая острота и актуальность снижения смертности, повышения рождаемости и оптимизации миграционной политики вызывает необходимость придания самой демографической политике особого статуса приоритетного национального проекта. Идеологическими основами и о травными точками подготовительной работы в этом направлении являются Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и разработанные соответствующие региональные и республиканские концепции, в том числе и в Республике Чувашии.
Основными рекомендациями и предложениями по реализации на региональном уровне мер, направленных на улучшение демографической ситуации на региональном уровне являются:
3.2 Перспективы повышения уровня жизни населения в ЧР
Основные пути повышения уровня жизни населения ЧР заложены в основу стратегии, идеей которой является доведение среднедушевых денежных доходов населения не менее чем до 25 тыс. рублей в месяц и обеспечения к 2020 году достойного уровня жизни населения, целевые же ориентиры приведены в таблице 15.
Таблица 8 Индикаторы оценки достижения
стратегических целей в повышении уровня
жизни населения ЧР
Индикаторы |
Активные структурные преобразования экономики(2006-2010 годы) |
Повышение технологической и инновационной конкурентоспособности (2011-2015гг) |
Приближение к Европейским стандартам уровня и качества жизни (2016-2020 гг) | |||||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 к 2005г,% | ||||||||
1.Повышение уровня и качества жизни: Сред\душ. денежные доходы населения, руб. |
3905,2 |
5241,6 |
6325,0 |
7568,0 |
9040,0 |
10754,0 |
В 2,8 раза |
17234,0 (2015г) |
2015 к 2005г,% В 4,4 раза |
24810,0 (2020 г) |
2020 к 2005 г,% В 6,4 раза | |||
Среднемесячная з/п одного работника,руб. |
5073,1 |
6407,2 |
7660,3 |
9038,7 |
10665,6 |
12030,8 |
В 2,4 раза |
20712,6 |
В 4,1 раз |
31894,9 |
В 6,3 раза | |||
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума,% |
27,0 |
20,3 |
18,5 |
17,0 |
16,0 |
15,0 |
х |
10 |
х |
5,0 |
х | |||
2.Обеспечение высоких темпов экономического роста: ВРП на душу населения, тыс.руб. |
59,4 |
70,9 |
84,1 |
99,4 |
118,4 |
139,7 |
В 2,4 раза |
254,0 |
В 4,3 раза |
447,6 |
В 4,5 раз | |||
В% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
106,8 |
107,5 |
108,0 |
108,5 |
110,0 |
110,0 |
В 1,5 раз |
107,0 |
В 2,1 раза |
107,0 |
В 2,9 раза | |||
Общий объём инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения,тыс.руб. |
15,0 |
20,6 |
26,1 |
32,4 |
39,6 |
47,5 |
В 3,2 раза |
103,6 |
В 6,9 раз |
226,1 |
В 15,1 раза | |||
Объём отгруженной продукции обрабатывающего производства на душу населения,т.р. |
37,1 |
46,2 |
60,0 |
73,5 |
88,4 |
104,1 |
В 2,8 р |
168,7 |
В 4,5 р |
277,5 |
В 7,5 р | |||
Объём продукции с/х на душу населения,т.р. |
11,4 |
12,2 |
14,2 |
15,6 |
17,1 |
18,5 |
В 1,6 р |
27,0 |
В 2,4 р |
39,1 |
В 3,4 р | |||
Объём экспорта продукции в зарубежные страны, млн.долл.США |
133,2 |
164,4 |
155,0 |
170,0 |
187,0 |
206 |
В 1,5 р |
332 |
В 2,5 р |
535 |
В 4,0 р | |||
Объём поставок в регионы РФ,млн.,р. |
9004,3 |
10900 |
12600 |
14500 |
16600 |
18000 |
В 2,о раза |
25000 |
В 2,8 раза |
39000 |
В 4,3 раза | |||
3.Формирование благоприятных усл-ий жизнедеят., Кол-во пользователей сети Интернет, тыс.чел. |
31,6 |
65,0 |
80,0 |
100,0 |
120,0 |
150,0 |
В 4,7 р |
180,0 |
В 5,7 р |
2110,0 |
В 6,6 р | |||
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем |
20,6 |
21,5 |
22,1 |
22,8 |
23,5 |
24,3 |
В 1,2 р |
29,0 |
В 1,4 р |
34,1 |
В 1,65р | |||
Удельный вес автомобильных дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общепользования,% |
97,4 |
97,4 |
97,5 |
97,5 |
97,6 |
97,6 |
х |
99,2 |
х |
99,6 |
х |
Важнейшими элементами механизма реализации Стратегии являются экономическая политика органов государственной власти Чувашской Республики, базирующаяся на системном стратегическом планировании развития экономики Чувашии, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий при оптимальном сочетании с принятием оперативных управленческих решений. Система планирования развития Чувашской Республики основывается на комплексном программно-целевом подходе. Ключевыми в системе регионального планирования являются следующие взаимоувязанные документы:
- Стратегия социально-
- Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003–2010 годы, утвержденная Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 39;
- Территориальная комплексная
схема градостроительного
- Указы Президента Чувашской Республики, направленные на формирование современной инфраструктуры, в том числе на жилищное строительство, дорожное строительство, обеспечение населения качественной водой, обеспечение занятости сельского населения, обеспечение развития образования, ускоренное развитие малого предпринимательства, развитие инновационной среды и информационных технологий, физической культуры и спорта, пропаганду здорового образа жизни, создание сельских модельных библиотек и реализацию инновационных программ в сфере культуры, благоустройство населенных пунктов и территорий;
- Стратегический план
действий органов
- республиканские целевые программы;
- перспективный финансовый план на среднесрочный период;
- закон Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год;
- комплексные схемы
- муниципальные программы социально-экономического развития территорий;
- финансовые планы
- бюджеты муниципальных
образований на очередной
- рациональное применение
экономических методов
- ежегодное проведение комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований, ее учет при определении форм и методов государственной поддержки развития территорий;
- целенаправленная бюджетная политика, финансово-кредитные рычаги управления, предусматривающие:
- концентрацию бюджетных
средств на решении
Реализация Стратегии будет основываться в первую очередь на задействовании внутренних ресурсов повышения эффективности социально-экономического развития Чувашской Республики. При этом важной составляющей механизма реализации Стратегии будет являться использование инструментов целевого финансирования за счет средств федерального бюджета путем активного участия республики в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы при неуклонном выполнении обязательств по софинансированию соответствующих мероприятий проектов и программ со стороны Чувашской Республики.
Постоянное совершенствование техники, а также новые технологии позволяют значительно улучшить качество нашей жизни.
Среди компонентов социальной политики занятость занимает особое место, поскольку труд – не только основная форма жизнедеятельности людей, но и источник обеспечения всех условий жизни. И если человек, желающий работать на условиях найма, либо создать собственное дело, не может применить (или продать) свою рабочую силу, он лишается этого источника, становится безработным. Социальные потери от безработицы – это и снижение уровня жизни, и неблагоприятные тенденции в здоровье населения, ухудшение общего психологического климата в обществе, расширение социальной базы преступности и т.д. Анализ проблем регулирования заработной платы, повышения благосостояния населения ЧР приобрёл сегодня характер важной общегосударственной задачи, требующей скорейшего разрешения.
Важнейшей проблемой в этой связи является создание современной, гибкой законодательной базы в сфере занятости, регулирования заработной платы, трудовых отношений. Только благодаря этому станет возможно осуществить разработку конкретной системы мер, которая позволит достойно работать в указанном направлении в ЧР.