Размещение отраслей машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы раскрыть наиболее важные аспекты свободных экономических зон, в особенности их влияние на развитие регионов.
Для раскрытия моей темы целесообразно решить следующие задачи:
Раскрыть Сущность СЭЗ, и их роль в развитии регионов;
Так как идею о создания СЭЗ мы переняли у иностранных государств следует описать опыт создания таких зон зарубежом;
Описать процесс создания экономических зон в РФ;
Раскрыть понятия технополюсов и технопарков;
Привести примеры свободных экономических зон, таких как «Находка» и «Янтарь»;
Составить картосхему на которой изображены все экономические зоны РФ;
Осветить выводы и результаты проделанное работы в заключении.

Содержание

Введение 3
1. Сущность СЭЗ 5
2. Роль СЭЗ в период проведения рыночных реформ. Преимущества и недостатки СЭЗ. 8
3. Опыт создания СЭЗ в Китае 12
4. Процесс создания СЭЗ 19
5. Деятельность научных парков и технополюсов РФ 32
6. Свободная экономическая зона «Находка» 34
7. Свободная экономическая зона «Янтарь» 38
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение(картосхема) 45

Вложенные файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны Российской Федерации.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Недавно Вьетнам ввел льготы для иностранных компаний. Вся территория страны объявлена свободной экономической зоной, и туда уже ушла половина предприятий южнокорейского технопарка СЭЗ «Находка».

Сегодня СЭЗ «Находка» работает за счет снятия ренты со своего географического положения и уже существующих крупных инфраструктурных узлов, превращаясь в перевалочную базу грузов, про ходящих по Транссибирской магистрали. Но этот источник существования и развития СЭЗ может иссякнуть, потому что вследствие высоких транспортных тарифов Транссиб становится неконкурентоспособным по сравнению с параллельной железной дорогой на территории КНР.

Большая часть населения СЭЗ «Находка» находится вне сфер ее деятельности. В то же время в зоне действует масса начальных коммерческих структур, и она превращается в перевалочную базу контрабанды.

Сегодня есть намерения отказаться от комплексного развита региона и перейти к созданию пяти локальных таможенных зон таких как «Шереметьево». На деле эта идея отражает желание директората круг иных приватизированных предприятий официально укрепить свои позиции, добившись для контролируемых им зон особого статуса.

Политика федеральных властей не содействует расширению экономических связей. В целом либерализация внешнеэкономической деятельности в том виде, как она осуществляется в России, не способствует формированию в регионе единого рынка, межтерриториальных экономических и технологических связей, структурных сдвигов, хот* естественно, осуществить эти перемены достаточно трудно.

До сих пор низкие темпы экономического развития региона, чрез 
мерная специализация на добывающих отраслях, неразвитость инфра 
структуры, сильная зависимость от внутренних регионов России, политическая нестабильность в стране отпугивают потенциальны: 
инвесторов. Практически кроме природных ресурсов трудно назвав 
другие привлекательные для иностранного капитала черты дальневосточной экономики.

Но не стоить делать выводы, что принятия решения о создании свободной экономической зоны в Находке не принесло результатов, по данным статистики число предприятий с момента создания Зоны резко увеличилось, приморский край стал лидером среди всего Дальневосточного федерального округа. Рассмотрение о создании зоны было в 1993-1994г. В 1995г зона была создана, в итоге количество предприятий в 1995г увеличилось почти в 3 раза, в подтверждение моим словам приведем  таблицу из статистического сборника России (Таблица 1)38

 

 

(Таблица 1)

ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ39

(на 1 января)

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Дальневосточный 
федеральный округ

16804

17612

27401

51010

97919

114026

124008

129957

133223

138165

143186

Республика Саха (Якутия)

2820

2945

3582

7715

12414

16536

17455

17999

17978

18304

19341

Приморский край

3776

4118

8415

12585

30600

33521

36318

37826

38259

39764

41144

Хабаровский край

3386

3471

4516

7327

17204

20799

23036

25030

26386

28310

29480

Амурская область

2575

2542

4079

7716

10642

12272

13272

13499

13453

13674

14033

Камчатская область

1082

1163

1564

4091

7180

8114

8916

9534

10131

10767

11460

в том числе  Корякский автономный   
округ

 
...

 
...

 
...

 
...

 
...

 
...

 
588

 
636

 
641

663

 
762

Магаданская область

1548

1644

1527

4190

6916

7465

8019

8379

8686

9030

9390

Сахалинская область

1617

1729

2437

5524

9298

11448

12895

13675

14231

13968

13801

Еврейская автономная область

...

...

661

1235

2667

2745

2881

2732

2750

2870

2973

Чукотский автономный округ

...

...

620

627

998

1126

1216

1283

1349

1478

1564


Источник Российский статистический ежегодник 2001

    1. Свободная экономическая зона «Янтарь»

 

Если СЭЗ «Находка» представляет интерес с точки зрения того что она была законодательно оформлена и образована первой, то СЭЗ «Янтарь» (Калининградская область) представляет интерес как полуанклавная территория России.

Исключительно выгодное стратегическое положение области — Балтика, незамерзающий порт — обусловливает заинтересованность стран-соседей, в первую очередь Литвы, Польши, в развитии этой территории и экономическом сотрудничестве с ней. Германия также заинтересована в развитии российского полуанклава как своей бывшей территории. Но поскольку правовая принадлежность ее России жестоко закреплена Потсдамским договором и незыблема, то Германия инициирует вложения капиталов стран ЕС, но собственных средств не вкладывает, так же как не стремится переселить туда российских немцев и собственных граждан. Подобное поведение Германии объясняется также тем, что она не желает ссориться с Польшей, которая не заинтересована в проникновении германского капитала и поселении немцев на этой территории.

Все политические силы России заинтересованы в сохранении 
Калининградской области, в составе государства, но будущее полу- 
анклава представляют себе по-разному. Одни ратуют за то, чтобы превратить ее в свободную экономическую зону с предоставлением широчайших полномочий местным властям как во внутреннем устройстве, 
так и во внешних сношениях. Другие полагают, что на этой территории целесообразно образовать несколько ограниченных зон свободной 
торговли с предоставлением им значительных субсидий. Есть и другие 
взгляды. 

На этой сравнительно малой территории площадью 15,1 тыс. км2 . с населением до 1 млн. человек тесно переплетаются политические, экономические и другие интересы многих государств.      

Экономическое положение области вплоть до сегодняшнего дня остается крайне тяжелым. Она не получает сколько-нибудь значительной иностранной помощи и жизненно необходимых ей средств из российского бюджета. Несмотря на законы, принятые Госдумой и Советом Федерации, указы Президента РФ, они зачастую уходят в другие регионы.

Сегодня в области сосредоточена высокоразвитая и одновременно узкоспециализированная промышленность, высокоинтегрированная в экономику России. Здесь сосредоточено около 90% мировых запасов янтаря, ежегодно добывается 800 тыс. т высококачественной нефти, область также богата торфом и редкоземельными металлами: Среди гражданских отраслей промышленности важное место занимает рыбопромышленный комплекс, на который приходится 40% производства и 70% экспортного потенциала области.

Вопрос о создании СЭЗ был поставлен руководителями области в конце 80-х годов. В 1991 г. решением Верховного Совета РФ было объявлено об учреждении СЭЗ «Янтарь», а Правительство утвердило Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области. 22 января 1996 г. был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области».

Цели создания СЭЗ «Янтарь»:

— ускорение решения задач социально-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

— обеспечение благоприятных условий для привлечения иное равного капитала, технологий и управленческого опыта, потенция российских предприятий для увеличения экспортных возможное для региона;  развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;

  • отработка новых форм хозяйствования в условиях переход к рыночной экономике.

СЭЗ «Янтарь» располагается в границах Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа в пределах экономической зоны России. Положение о СЭЗ распространяете 
на все предприятия, расположенные на территории зоны Им предоставляются существенные льготы. Так, налог на прибыль снижался 
на 50% при условии, если годовой экспорт составлял не менее 50% объема производства.

В области была разработана и реализовывалась программа социально-экономического развития на 1995—2000 гг. Для ее претворена 
в жизнь требовалось 6 млрд долл. инвестиций. Доля средств федерального бюджета предусматривалась в размере 37%, доля заинтересованных регионов России должна была составить 15%. Остальные средства должны были сформироваться за счет частных российских и иностранных инвесторов. 

Одной из форм привлечения иностранных инвестиций в экономику области являлось создание предприятий-с участием иностранных партнеров. На начало 1995 г. Комитетом по развитию СЭЗ «Янтарь» было зарегистрировано более 900 предприятий с иностранным капиталом, среди них 260 с полным и 650 — с долевым участием.' Было зарегистрировано также 34 филиала российских предприятий. Капиталовложения в область делали как страны дальнего (Франция 44% всех зарубежных вложений), так и ближнего зарубежья (Польша — 5%, •Литва - 4,25%).

Привлечение иностранных инвесторов осуществлялось также фондом имущества области путем проведения инвестиционных конкурсов по продаже пакетов акций приватизированных предприятий.

В качестве приоритетных задач в регионе считают развитие Калининградского морского порта, международной курортно-туристической зоны и янтарного производства.

Сегодня изменения в экономике СЭЗ. осуществляются медленно и не всегда в лучшую сторону. Программа по развитию СЭЗ на 1995— 2000 гг. в значительной мере осталась протоколом о намерениях из-за отсутствия инвестиций. Калининградская область неконкурентоспособна у иностранцев есть выбор, поэтому инвестиции из-за рубежа в области невелики.

В целом обе СЭЗ «Находка» и «Янтарь» — все больше превращаются в перевалочные пункты грузов, а не в производящие территории.

Не смотря на это, так же как и в зоне «Находка» количество предприятий резко увеличилось с момента принятия решения о создании СЭЗ, зона была создана в 1995г. Количество предприятий в Калининграде увеличилось почти в 2 раза. Данные статистике приведены в таблице 2.

Таблица 2

 

ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ40

(на 1 января)

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Северо-Западный 
федеральный округ

28123

30332

51878

101006

191242

238668

269505

299255

325666

358747

397891

Республика Карелия

1775

1814

3407

7204

10083

11202

12248

12861

13583

14587

15633

Республика Коми

2515

2517

5261

11277

13058

14639

15681

16364

17118

18162

18971

Архангельская область

3018

2974

4764

8729

13303

14511

15458

16613

17636

18786

20026

в том числе  Ненецкий автономный округ

...

...

...

...

...

...

461

521

542

573

626

Вологодская область

3633

3656

5548

8457

13350

16156

16910

18188

19023

20773

22469

Калининградская область

2059

2158

4687

8255

16558

19154

21267

22896

24225

25736

27323

Ленинградская область

2376

2446

2867

4091

11118

19543

22045

24030

25814

28642

31268

Мурманская область

1485

1654

5762

9023

12320

13151

14373

15390

15736

16047

16476

Новгородская  область

2288

2300

3296

5565

10951

10793

11872

12333

13000

12844

12436

Псковская область

2770

2783

3732

6772

9864

10993

11793

12319

13014

13717

14608

г. Санкт-Петербург

6204

8030

12554

31633

80637

108526

127858

148261

166517

189453

218681


 

 

Заключение

 

Итак, сделаем некоторые выводы:

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это часть территории РФ, где действует особый режим предпринимательской деятельности. Правительство определяет территории, на которых такие зоны будут расположены, а также виды деятельности, ведение которых разрешается в ОЭЗ. Свое решение Правительство оформляет в виде постановления.

ОЭЗ создаются для развития:

- обрабатывающих отраслей экономики;

- высокотехнологичных отраслей;

- производства новых видов продукции;

- транспортной инфраструктуры.

Поэтому на территории ОЭЗ нельзя вести добычу и переработку полезных ископаемых, перерабатывать лом цветных  и черных металлов, а также производить  и перерабатывать подакцизные товары. Исключением являются легковые автомобили, которые разрешено производить на территории ОЭЗ.

При создании ОЭЗ необходимо соблюдать  следующие условия.

Во-первых, ОЭЗ должна находиться в  пределах одного муниципального образования, но в то же время не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

Во-вторых, ОЭЗ может создаваться  только на тех земельных участках, которые находятся в государственной  или муниципальной собственности. Иными словами, нельзя создать ОЭЗ на наделах, которые принадлежат гражданам или юридическим лицам. Исключением являются участки земли, на которых расположены объекты инженерной инфраструктуры ОЭЗ.

В-третьих, на территории ОЭЗ не должно быть объектов жилищного фонда. Кроме того, те объекты, которые расположены на территории ОЭЗ, должны находиться в собственности государства или муниципалитета (за исключением объектов инженерной инфраструктуры). ОЭЗ создается на 20 лет. Причем продлить этот срок нельзя. В некоторых случаях Правительство РФ может принять решение о досрочном прекращении существования ОЭЗ.

Особые экономические зоны создаются  в три этапа. На первом формируется  преференциальный режим, на втором - инфраструктурно-технологическая  база, а на третьем - механизм функционирования особой.

Классификация особых экономических  зон включает в себя зоны доиндустриального (аграрного), индустриального и постиндустриального (информационного) общества. Решая принципиально  разные задачи, особые экономические  зоны в развитых и развивающихся странах оказываются весьма непохожими друг на друга, что в условиях глобализирующейся мировой экономики позволяет им по-своему интегрироваться в единую глобальную систему свободных экономических зон.

Информация о работе Размещение отраслей машиностроительного комплекса