Размещение транспорта Восточно – Сибирского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Восточно – Сибирский экономический район располагается между реками Енисей и Лена, от побережья Северного Ледовитого океана до подножия гор Южной Сибири.
Восточно - Сибирский экономический район является гораздо менее хозяйственно освоенной из-за своего значительного удаления от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны, суровости климата, наличия торфяных болот, мерзлоты, тундр, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор.
Влияние природных условий и ресурсов на размещение и развитие хозяйства в некоторых районах очень велико.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………....2
Население…………………………………………………………………………………………………3
Природные условия, влияющие на конфигурацию………………………………..7
транспортных путей
Транспорт района в дореволюционный период…………………………………….9
Развитие и размещение транспорта в послереволюционный период….11
Внутренние и внешние экономические связи……………………………………….. 15
Проблемы и пути развития транспорта…………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………………………………21
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (География).docx

— 116.35 Кб (Скачать файл)

В середине XVIII в. была проложена сухопутная грунтовая дорога – Московский (Сибирский) тракт, шедший от Тюмени через Ачинск, Красноярск, Новосибирск, Иркутск до Нерчинска. К концу века почти все транспортны грузы, направлявшиеся на восток, шли по этому тракту.

Конец XIX начало XX вв. ознаменовалось строительством Транссибирской, Туркестанской и Забайкальской железнодорожных магистралей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие и размещение транспорта в послереволюционный период.

Сразу же после революции (1927-1928 гг.) вновь началось железнодорожное  строительство: в Кузбассе дорога дошла  до нынешнего Новокузнецка, в Степном  Алтае протянулась от Славгорода до станции Кулунда.

В годы Великой Отечественной войны  произошли существенные изменения  не только в географии промышленности, но и в её структуре: заметно выросла  доля машиностроения и химии, появились  энергоёмкие металлургические производства. Естественно, что всё это требовало  строительства новых дорог.

 В это время была проведена  ветка вглубь Кулунды до станции  Малиновое озеро к созданному  в эти годы Михайловскому содовому  заводу, началась прокладка первого  рельсового пути на Крайнем  Севере – от станции Сейда  в Печорском каменноугольном  бассейне до станции Лабытнанги  на Оби. За ростом производительных мощностей, за появлением новых промышленных центров, увеличением производительности сельского хозяйства и расширением посевных площадей должно было успевать и железнодорожное строительство, и оно в больших масштабах велось в 50-60-х гг.

Особенно важное значение имело сооружение Южно-Сибирской магистрали, строительство линии Омск – Барнаул и других звеньев Средне - Сибирской магистрали. Начата была прокладка рельсовых путей на восток в глубь тюменской тайги от Ивдели к Оби. Резко возросла в перевозках пассажиров и грузов доля воздушного транспорта.

Чтобы сделать доступными природные богатства Восточно – Сибирского района, в послереволюционный период понадобилось большое транспортное строительство. Новые железные дороги Улан-Удэ – Наушки, Абакан – Новокузнецк, Абакан – Тайшет, Тайшет – Лена, Ачинск – Абалаково – Маклаково позволили приступить к освоению новых районов Восточной Сибири. На железной дороге паровозы были заменены электровозами и тепловозами. Магистральные автомобильные дороги Невер - Якутск, Иркутск – Качуг, Минусинск – Кызыл, Ленск – Мирный, Тункинский тракт, автомобильные дороги Восточного Забайкалья и северо-восточной Якутии соединили удаленные районы с железнодорожными станциями или речными пристанями. Полностью был реконструирован речной транспорт. Быстроходные теплоходы и танкеры заняли место карбасов и паузков. Лена, Енисей, Ангара и их притоки стали мощными транспортными артериями, обеспечивающими связь глубинных районов с железнодорожной магистралью. Для крайнего севера Сибири огромное значение имела организация регулярных рейсов по Северному морскому пути. Наконец, авиация проникла в те районы Восточно – Сибирского экономического района, где другие виды транспорта пока не развиты. Рост промышленности и транспорта сопровождался бурным развитием городов.

Середина XX в. отмечена проложением Северного морского пути, широким развитием воздушного транспорта с созданием сети магистральных аэропортов, глубинных аэродромов.

Наконец, во второй половине XX в. транспортная сеть района была дополнена трубопроводами, высоковольтными линиями электропередачи. К этому же времени относится и строительство новой железнодорожной магистрали Байкало- Амурской.

Основной вид транспорта в районе в настоящее время - железнодорожный, берущий на себя основную часть грузо - и пассажироперевозок.

Главная железнодорожная дорога - электрифицированная Транссибирская магистраль. От неё отходят две линии, обеспечивающие связь с Монголией и Китаем: Улан-Удэ – Наушки - Улан-Батор - Пекин и Борзя – Соловьевск - Харбин.

В 60-70-е гг. в Красноярском крае, Иркутской и Читинской областях проложили железные дороги, основным назначением которых было обеспечить связь с построенными промышленными  центрами или с разрабатываемыми месторождениями ископаемых.

Железнодорожная сеть охватывает лишь незначительную часть территории района, главным образом в его южной  части. Плотность ее составляет лишь 21 км на 10 тыс.кв.км. Большая же часть населенных пунктов Восточно – Сибирского экономического района располагается не ближе 300-500 км от железных дорог. Не имеют железных дорог Республика Тыва, национальные округа Красноярского края (кроме небольшой линии Дудинка - Норильск).

В перспективе возможно сооружение Северо-Сибирской магистрали, которая может стать основой создания второго широтного экономического пояса.

Важную роль для многих регионов играет водный транспорт. Основные реки текут в районе с юга на север, соединяя, таким образом, хорошо развитые южные территории с менее освоенными северными. Наиболее крупный речной порт, служащий перевалочной базой с железной дороги на р. Лену - речной порт Осетрово (г. Усть-Кут).

Морской транспорт обслуживает  Северный морской путь (проходит по морям Северного Ледовитого океана: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское и частично Тихого океана Берингово). Он дает возможность обеспечивать продуктами, топливом и всем остальным самые северные территории района. К трассе Северного морского пути подходят основные реки района. Поэтому можно говорить о единой транспортной системе: железные дороги юга - морской путь и соединяющие их речные магистрали.

Крупный  морской порт Дудинка (аванпорт Норильска) расположен в низовьях р. Енисея. Он  круглогодично связан с Архангельском и Мурманском ,а в период навигации по р. Енисею- с Красноярском и Диксоном. Игарка - крупнейший после Архангельска лесоэкспортный порт России. Существенное место в морских перевозках занимают Диксон и Тикси.

Воздушный транспорт играет важную роль и для связей с другими  районами России, и во внутренних сообщениях. Есть варианты развития международных  авиалиний через Нижнее Приангарье, в частности создания грузового  аэротерминала в г. Енисейск.

Трубопровод Туймазы-Ангарск - основной путь передачи нефти и район.

Транспорт Восточно – Сибирского экономического района должен быть реконструирован и модернизирован в связи с изменением географического положения района и экономической ситуации после распада Союза.

 Район должна стать своеобразным транспортным коридором для стран Тихоокеанского региона и Западной Европы с использованием Транссиба, воздушного пространства и Северного морского пути (для проводки иностранных судов). Возможно и расширение внешнеторговых функций района активным использованием портов Северного морского пути.

Наиболее развит как в промышленном, так и в сельскохозяйственном отношении Красноярский край. Почти  вся промышленность размещается  вдоль Транссибирской железнодорожной  магистрали и к югу от нее. На севере края находятся Норильск с крупнейшим горно-металлургическим комбинатом и  Игарка - центр лесопереработки и  важный порт по вывозу древесины.

 

 

 

Внутренние и внешние  экономические связи.

Для Восточно – Сибирского экономического района большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Также особенно велика роль Транссибирской магистрали и ответвлений от нее, таких, например, как дорога Тайшет – Братск - Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом, и Тайшет - Абакан, соединившая Южно - Сибирскую магистраль с Транссибирской. Однако железнодорожная сеть развита еще слабо.

В Восточно - Сибирском районе железные дороги сконцентрированы на юге и  имеют преимущественно широтное направление. Железные дороги обслуживают  все виды связей района: ввоз, вывоз, внутрирайонные перевозки, а также  транзит.

Важное значение имеет речной транспорт. Он удачно взаимодействует не только с железнодорожным,  но и с морским, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые  происходит соединение речного судоходства  с морским расположены в Восточно – Сибирском экономическом районе , - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее, а также Хатанга.

Также Восточно - Сибирский район располагает сетью довольно слабо развитых автомобильных дорог. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан - Кызыл), автомагистраль от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува).

Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

В Восточно – Сибирском районе речные пути сообщения и автомобильные дороги обслуживают главным образом внутрирайонные связи, хотя по рекам осуществляются и дальние межрайонные связи, например, связи Норильска по Енисею с Северным морским путем, вывоз древесины на экспорт из Игарки, завоз грузов по Лене для Якутии.

Важной особенностью межрайонных  связей Восточно – Сибирского экономического района является двукратное преобладание вывоза над ввозом.

Главными грузами, создающими активный транспортный баланс района являются лесные, железная руда и уголь, направляющиеся почти исключительно на запад, что и определяет преимущественно западную ориентацию межрайонных связей Восточно – Сибирского района. Поэтому наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью.

Из района вывозят также нефтепродукты, бумагу, картон, концентраты руд  цветных металлов, азотные удобрения  и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления.

Основными способами транспортировки  этих грузов является достаточно сильно развитая сеть трубопроводов. Кроме  нефти и газа район является избыточным по добыче каменного угля (Кузбасс). Так же, как и в Восточно – Сибирском районе, межрайонные связи преимущественно ориентированы на запад.

Восточно – Сибирский экономический  район является избыточной по лесным грузам.

Таким образом, крупнейшие потоки отправляются оттуда в Центр, на Юг и на Запад. Почти половину всех межрайонных перевозок угля составляет уголь, вывозимый из Кузбасса. Преобладающим направлением вывоза кузнецкого угля является западное - на Урал и в районы Европейской части страны (Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский). Около половины добываемого в Кузбассе угля потребляется на месте.

Уголь Канско-Ачинского бассейна предназначен главным образом для потребления  на месте — на электростанциях  района с перспективой передачи электроэнергии в западном направлении. Однако часть Канско-Ачинского угля направляется в соседние области Западно - Сибирского экономического района, а в последнее время этот дешевый уголь поступает и в Европейскую Россию. Канско-Ачинский и другие угли Восточно – Сибирского района образуют около 1/4 всех межрайонных перевозок угля.

Крупнейшими транспортными узлами Восточно – Сибирского экономического района являются следующие города:

Красноярск (нефтепровод, речной транспорт, железная дорога);

Иркутск (нефтепровод, железная дорога, водный транспорт);

Улан-Удэ (железная дорога, речной транспорт);

Чита (железная дорога, речной транспорт);

Норильск (речной, железнодорожный, авиационный  транспорт, газопровод).

 

 

 

 

 

 

Проблемы и пути развития транспорта.

Перспективы же развития транспорта Восточно – Сибирского экономического района, на мой взгляд, гораздо более туманны. Если на территории этого экономического района не будут обнаружены крупные (достаточно крупные для разработки) месторождения полезных ископаемых, то транспортная сеть Восточной Сибири не только не будет развиваться, но и не будет даже использоваться в полную свою мощность.

Главная проблема района это вечная мерзлота. Она заметно осложняет хозяйственное освоение территории. Особенно много затруднений возникает при гражданском и дорожном строительстве, а также при освоении месторождений полезных ископаемых.

Даже в разгар лета, чтобы вынуть грунт, нужно предварительно оттаивать  мерзлую почву, а сильно увлажненный  талый грунт обычно представляет собой вязкий и липкий «плывун». При строительстве зданий приходится считаться с угрозой вспучивания  их фундаментов и с неравномерной  их просадкой, так как во время  эксплуатации зданий нарушается температурный  режим мерзлоты. Поэтому фундаменты и опоры заглубляют в мерзлый  грунт, а дома строят на сваях.

При прокладке железных или шоссейных  дорог строители вынуждены производить  много дополнительных и дорогостоящих  работ, чтобы избежать разрушения наледями дорожного полотна, и в особенности  мостов.

Также роль автотранспорта в освоении северных пространств весьма значительна. Иркутская область ограничена водным транспортом, работает к тому же лишь малую часть года, а железнодорожная сеть обеспечивает только её южную часть. В этих условиях автотранспорту принадлежит видная роль в развитии добычи золота, слюды, в коммунальном и прочем обслуживании.

Для правильной работы автотранспорта необходимы дороги, проходимые на всём протяжении и во всякое время года, парк автомобилей, удовлетворяющий  требованиям перевозки, наконец, производственно-техническая  база, увязанная в своих мощностях  с погрешностями дорожного хозяйства  и автопарка.

Воздушный транспорт развивается  с необыкновенной быстротой. Ближайшие  годы будут приносить в этой области  всё новые и новые усовершенствования, расширяющие сферу его применения и улучшающие экономику работы.

Для Прибайкалья авиатранспорт  имеет громадное значение для  поддержания быстрых связей дальними перелётами: Москва – Иркутск –  Чита и далее на запад и восток, в ближайшем будущем – Иркутск  – Ташкент, Иркутск – Кавказ и  другие. Авиатранспорт местного значения, особенно на труднопроходимом севере, имеет выдающееся значение. Здесь, помимо общих, авиация имеет ряд специальных  преимуществ.

Информация о работе Размещение транспорта Восточно – Сибирского района