Региональное управление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение системы регионального управления экономикой в условиях развития рыночных отношений, роли органов власти разных уровней в управлении региональной экономикой, а также оценка деятельности Министерства экономического развития Ставропольского края.
Для достижения данной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
 изучить понятие, виды, методы и принципы управления региональной экономикой и систем управления;
 рассмотреть участие центральных органов власти в регулировании региональной экономики на современном этапе;
 выявить влияние региональных органов государственной власти на экономику края;
 исследовать деятельность Министерства экономического развития Ставропольского края;

Содержание

Введение 4
1. Принципы организации региональных органов государственной власти.
6
2. Проблемы функционирования органов региональной власти на современном этапе.
24
3. Вопросы регулирования экономического развития регионов РФ 28
4. Особенности и проблемы регионального управления экономикой в Ставропольском крае.
36
Заключение 48
Список использованных источников 49
Приложение 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Э.Г..doc

— 2.96 Мб (Скачать файл)

Конец этому спору положил федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В 1999 году после множества безуспешных попыток был все-таки принят Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2]. Столь позднее принятие закона привело к тому, что к моменту появления закона все субъекты федерации уже приняли свои основные законы, в которых закрепили принципы организации и законодательных, и исполнительных органов власти. Правда, ФЗ № 184-ФЗ не отстраняет конституции республик и уставы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа от образования, формирования и деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, он лишь становится нормативно правовым актом, которому конституции и уставы должны соответствовать в вопросах, касающихся системы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. И это правильно, потому что в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, к числу которых и относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти. Также долгое отсутствие закона привело к большому разнобою в правотворчестве субъектов Российской Федерации. Закон № 184-ФЗ в статье 30 установил переходный период – два календарных года со дня вступления в силу закона, в течение которых законодательство субъектов Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с ним.

В главе 2 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что в каждом субъекте федерации может быть только один постоянно действующий высший орган законодательной власти субъекта Российской Федерации. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

В статье 4 также устанавливается право субъекта Российской Федерации самостоятельно определять число депутатов законодательного органа власти субъекта РФ, срок полномочий депутатов и решать некоторые другие вопросы.

Глава 3 посвящена органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Первое отличие, которое бросается в глаза, это то, что орган исполнительной власти в субъекте федерации совсем не обязательно должен быть один. Закон предусматривает возможность создания системы органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Субъекты федерации вправе сами устанавливать должность высшего должностного лица субъекта федерации, которое возглавляет высший исполнительный орган власти субъекта. Наименование должности этого должностного лица субъекты Российской Федерации вправе определить сами. Также устанавливается и наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура и порядок формирования. Законом № 184-ФЗ эти вопросы отнесены к ведению законодательного органа власти субъекта федерации и являются его полномочиями.

У законодательного органа есть и другие полномочия: он принимает конституцию (устав) субъекта федерации, утверждает бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, утверждает программы социально-экономического развития субъекта федерации, устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта федерации, устанавливает порядок назначения и проведения референдума, устанавливает порядок проведения выборов, назначает дату выборов, осуществляет контроль за соблюдением законов, бюджета, порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации. Но это все полномочия, не дающие законодательному органу реальной власти. Ведь даже принимая закон о бюджете и утверждая социально-экономические программы развития субъекта федерации, законодательный орган не участвует в их разработке. Все, что он может – это утвердить или не утвердить. Некоторые другие полномочия законодательного органа касаются его самого, основ его деятельности. Так, он устанавливает основы организации и деятельности законодательного органа, определяет порядок деятельности законодательного органа. Полномочие по определению структуры высшего исполнительного органа власти субъекта федерации также нельзя отнести к реально влияющим на осуществление политической власти. Право назначать (освобождать) отдельных должностных лиц, оформлять согласие на их назначение могло бы стать способом оказывать влияние на этих должностных лиц, но закон № 184-ФЗ дает законодательному органу это право только при условии, что такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ.

В отношении таких полномочий, как утверждение заключения и расторжения договоров субъекта Российской Федерации и утверждение соглашения об изменении границ субъекта федерации можно сказать лишь то, что эти полномочия были предоставлены законодательному органу субъекта РФ совершенно справедливо. Право законодательной инициативы также было предоставлено законодательному органу вполне закономерно, без этого права невозможно нормально осуществлять законодательную деятельность.

Полномочия исполнительной власти условно можно разделить на две группы: полномочия высшего должностного лица и полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Среди полномочий высшего должностного лица субъекта РФ можно выделить следующие: высшее должностное лицо представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта федерации, формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, подписывает и обнародует законы субъекта федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в праве требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта федерации, а также созывать вновь избранный законодательный орган власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному органу власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ.

Но это все моменты, касающиеся внешних аспектов работы законодательного органа власти субъекта федерации. Есть и другие, но прежде следует сказать о полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Этот орган обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов федерации, законов субъектов РФ, формирует иные органы исполнительной власти субъекта федерации, управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий, разрабатывает бюджет и проекты программ социально-экономического развития, обеспечивает исполнение бюджета, отчитывается перед законодательным органом об исполнении бюджета и социально-экономических программ, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, осуществляет меры по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, борьбе с преступностью.

Что же касается досрочного прекращения полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, у них обоих есть полномочия по досрочному прекращению полномочий друг друга. Различия есть только в основаниях досрочного прекращения полномочий и в процедурах такого прекращения полномочий.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно, в случае роспуска законодательного органа высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прекращаются досрочно, в случае его отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в том случае, если высшее должностное лицо субъекта РФ издаст акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта федерации.

Региональными органами государственной власти на территории Ставропольского края являются:

1)       Губернатор Ставропольского края; 

2)       Государственная дума Ставропольского края;

3)       Министерство промышленности, транспорта и связи Ставропольского края;

4)       Министерство финансов Ставропольского края;

5)       Министерство образования Ставропольского края;

6)       Министерство экономического развития Ставропольского края;

7)       Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю;

8)       Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю.

9)       Подробно мы рассмотрим некоторые из них.

Высшим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края является Правительство Ставропольского края, возглавляемое Губернатором Ставропольского края. Правительство Ставропольского края является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Ставропольского края. В состав Правительства входят по должности Губернатор Ставропольского края, вице-губернатор, заместители председателя Правительства Ставропольского края, министры Ставропольского края, а также, по решению Губернатора, руководители иных органов исполнительной власти Ставропольского края.

Правительство Ставропольского края обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации.

Структура и порядок формирования Правительства Ставропольского края устанавливаются законом Ставропольского края.

Правительство Ставропольского края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ставропольского края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

К функциям Правительства Ставропольского края относятся:

1)  осуществление в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2)  разработка для представления Губернатором Ставропольского края в Государственную Думу Ставропольского края проекта бюджета Ставропольского края, а также проектов программ социально-экономического развития Ставропольского края;

3)  формирование иные органы исполнительной власти Ставропольского края;

4)  управление и распоряжение собственностью Ставропольского края в соответствии с законами Ставропольского края, а также федеральной собственностью, переданной в управление Ставропольскому краю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;

5)  осуществление прав законодательной инициативы посредством внесения законопроектов, а также проектов иных правовых актов в Государственную Думу Ставропольского края.

Срок полномочий Правительства Ставропольского края ограничивается сроком полномочий Губернатора Ставропольского края.

В случае досрочной отставки Правительства Ставропольского края оно продолжает действовать вплоть до сформирования нового состава Правительства Ставропольского края.

Законодательный (представительный) орган государственной власти Ставропольского края - Государственная Дума Ставропольского края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ставропольского края. Срок полномочий Государственной Думы пять лет. Она состоит из 25 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Государственная Дума Ставропольского края нового созыва собирается на первое заседание не позднее чем через 30 дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственной Думы Ставропольского края.

Депутатом Государственной Думы Ставропольского края может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий в соответствии с федеральным законом пассивным избирательным правом.

Функции Государственной Думы Ставропольского края:

1)       принимает Устав (Основной Закон) Ставропольского края и поправки к нему;

2)       осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Ставропольского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Ставропольского края;

3)       осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Ставропольского края, исполнением бюджета Ставропольского края, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Ставропольского края;

4)       дает толкования принимаемых ею правовых актов;

5)       осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края.

Постановлением Государственной Думы Ставропольского края:

1)                 оформляется решение о недоверии Губернатору Ставропольского края, а также решение о недоверии руководителям органов исполнительной власти Ставропольского края, в назначении на должность которых Государственная Дума Ставропольского края принимала участие;

Информация о работе Региональное управление в Российской Федерации