Региональное управление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение системы регионального управления экономикой в условиях развития рыночных отношений, роли органов власти разных уровней в управлении региональной экономикой, а также оценка деятельности Министерства экономического развития Ставропольского края.
Для достижения данной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
 изучить понятие, виды, методы и принципы управления региональной экономикой и систем управления;
 рассмотреть участие центральных органов власти в регулировании региональной экономики на современном этапе;
 выявить влияние региональных органов государственной власти на экономику края;
 исследовать деятельность Министерства экономического развития Ставропольского края;

Содержание

Введение 4
1. Принципы организации региональных органов государственной власти.
6
2. Проблемы функционирования органов региональной власти на современном этапе.
24
3. Вопросы регулирования экономического развития регионов РФ 28
4. Особенности и проблемы регионального управления экономикой в Ставропольском крае.
36
Заключение 48
Список использованных источников 49
Приложение 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Э.Г..doc

— 2.96 Мб (Скачать файл)

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

1.      Определение целей развития.

2.      Анализ внешней среды развития региона.

3.      Определение сильных и слабых сторон региона.

4.      Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

5.      Разработка концепции развития.

6.      Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

7.      Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

 


4.  ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

 

Предметом изучения региональной экономики служат особен­ности и закономерности размещения производительных сил и раз­вития районов, факторы размещения и регионального развития. Она тесно связана с экономической географией, но в отличие от нее, занимающейся фундаментальными вопросами, нацелена на прикладные, практические результаты исследования. Региональ­ная экономика, несмотря на всю близость с географией, является составной частью экономики.

Региональная экономика связана также с экономической тео­рией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми эко­номиками (экономикой промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), статистикой и другими социально-экономичес­кими науками. Она изучает не только экономические проблемы регионов, но гораздо более широкий круг вопросов — экологию, социальные проблемы и др., т. е. связана с демографией, геогра­фией, этнографией, управлением, социологией, градостроительст­вом и другими смежными науками.

Региональная экономика на Западе определяется как «региональ­ная наука», так как такое название более полно отражает ее специ­фику.

Возрастание внимания к региональным аспектам экономи­ческого и социального развития привело в настоящее время к заметному расширению теоретических исследований в области раз­мещения производства и регионального развития.

Региональная экономика изучает регионы одной страны, а так­же вопросы размещения производительных сил и региональной политики в зарубежных странах.

В рамках региональной экономики исследуются такие пробле­мы, как:

1)     региональная политика государства;

2)     разработка и реализация региональных программ экономи­ческого и социального развития;

3)     эффективность специализации и комплексного развития региона;

4)     экономическое районирование;

5)     районная планировка;

6)     и другие вопросы, связанные с размещением производительных сил и комплексным развитием регионов.

Основными элементами экономической системы, как объекта исследования, являются:

1)     социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хо­зяйственной деятельности;

2)     организационные формы хозяйственной деятельности;

3)     хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования эко­номической деятельности на макроэкономическом уровне;

4)     конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Министерство экономического развития Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики, осуществляющим в пределах своей компетенции управление и нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования экономического и социального развития Ставропольского края, внешнеторговой, внешнеэкономической, международной, межрегиональной, выставочно-ярмарочной, туристской, инвестиционной деятельности, включая реализацию отдельных механизмов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Ставропольского края, и инновационной деятельности, разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, а также уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ставропольского края, законами Ставропольского края и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках и других кредитных учреждениях, печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки и имущество, необходимые для осуществления своих функций.

Одной из основных задач министерства является проведение на территории Ставропольского края государственной политики в сфере анализа и прогнозирования экономического и социального развития Ставропольского края, внешнеторговой, внешнеэкономической, межрегиональной, туристской, инвестиционной деятельности, включая реализацию отдельных механизмов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Ставропольского края, и инновационной деятельности, по вопросам малого и среднего предпринимательства. Также министерство занимается осуществлением государственного управления и нормативно-правового регулирования в своей сфере деятельности.

На министерство могут быть возложены иные задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

В соответствии с возложенными на него задачами министерство разрабатывает проекты законов и различные документы, по которым требуется решение Губернатора Ставропольского края или Правительства Ставропольского края, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства, для внесения их Губернатору Ставропольского края, в Правительство Ставропольского края, а также проекты программы экономического и социального развития Ставропольского края. Министерство разрабатывает предложения по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства и издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными органами исполнительной власти Ставропольского края, нормативные правовые акты, обязательные к исполнению на территории Ставропольского края, а также иные правовые акты, дает разъяснения по их применению;

Министерство занимается разработкой методических материалов и рекомендаций по вопросам, входящих в сферу его деятельности. Министерство разрабатывает предложения для федеральных органов государственной власти по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и предложения по участию Ставропольского края в реализации Федеральной адресной инвестиционной программы.

Министерство прогнозирует социально-экономическое развитие Ставропольского края на очередной год и среднесрочную перспективу и прогнозирует развитие малого и среднего предпринимательства, а также составляет: сводный финансовый баланс Ставропольского края на очередной финансовый год и его основные показатели.

Министерство разрабатывает предложения в Правительство Ставропольского края об отнесении объектов туристских ресурсов к категории туристских ресурсов краевого значения; предложения по награждению государственными наградами Российской Федерации, наградами Ставропольского края, ведомственными наградами и знаками отличия работников и организаций в установленной сфере деятельности.

Совместно с органами исполнительной власти Ставропольского края министерство экономического развития разрабатывает мобилизационный план экономики Ставропольского края и предложения по созданию, развитию, сохранению и эффективному использованию мобилизационных мощностей организаций, имеющих мобилизационные задания.

Министерство может выступать в роли государственного заказчика в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края; уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края, ответственным за реализацию мероприятий административной реформы в Ставропольском крае; уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края для взаимодействия с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации; координатором деятельности органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и хозяйствующих субъектов, потенциальных резидентов особых экономических зон с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами; главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.

Министерство экономического развития осуществляет:

1) формирование перечня краевых целевых и ведомственных целевых программ, принятых к разработке и подлежащих финансированию в очередном финансовом году;

2)  методическое руководство работой по разработке краевых целевых и ведомственных целевых программ;

3) проведение экспертизы краевых целевых и ведомственных целевых программ;

4)контроль за сроками разработки краевых целевых и ведомственных целевых программ и организует с участием заинтересованных органов государственной власти Ставропольского края экспертные проверки хода реализации отдельных краевых целевых и ведомственных целевых программ;

5) согласование в пределах своей компетенции с государственными заказчиками федеральных целевых программ, основными их участниками возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников их финансирования в Ставропольском крае;

6) представление в пределах своей компетенции материалов, необходимых для проведения анализа проекта федеральной целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки на территории Ставропольского края;

7) в пределах своей компетенции государственный контроль в области инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края;

8) мониторинг состояния и тенденций социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в соответствии со сферами деятельности министерства;

9) информационное обеспечение инвестиционной привлекательности Ставропольского края, организацию имиджевых мероприятий;

10) в пределах своей компетенции государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае;

11) в пределах своей компетенции государственную поддержку субъектов инновационной деятельности в Ставропольском крае;

12) в пределах своей компетенции государственную поддержку участников инвестиционной деятельности вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности;

13) в пределах своей компетенции государственную поддержку субъектов промышленной деятельности в Ставропольском крае;

14) в пределах сферы деятельности министерства проведение анализа работы кредитных и страховых организаций, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, структуры размещаемых кредитных вложений в реальный сектор экономики Ставропольского края;

15) проведение анализа состояния малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

Информация о работе Региональное управление в Российской Федерации