Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся, причем как в России ,таки в других странах.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Свободные экономические зоны
1. 1.Структура СЭЗ
1. 2. Особенности функционирования СЭ
1.3. Законодательство регулирующее СЭЗ
ГЛАВА 2. Современное состояние СЭЗ России
2.1. СЭЗ и проблемы их функционирования в РФ
2.2. Перспективы развития СЭЗ в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание особых экономических зон – важное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, направленное на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
Рассмотрение
общесистемных характеристик СЭ
Так как организационно-правовая база правовых институтов не стоит на месте, а является гибким инструментом экономической и социальной политики государства, даже самые современные законодательные акты не могут полностью удовлетворить потребности реальной действительности в связи с динамично развивающейся ситуацией в РФ. Повышению эффективности функционирования ОЭЗ будет способствовать постоянное совершенствование законодательства Российской Федерации, создание оптимальных методов контроля за его исполнением, а также обеспечение комплекса мер по стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в РФ.
Образование в РФ регионов ускоренного экономического роста, основой которых выступают ОЭЗ, должно подчиняться единой концепции развития ОЭЗ в РФ, которую предстоит разработать и сделать частью законодательной системы государства.
Однако в России механизм особых экономических зон пока находится в стадии становления и отладки, поэтому имеются значительные возможности по его развитию и оптимизации.
Можно отметить, что создание СЭЗ всего лишь маленькая составляющая развития российской экономики; жесткое разграничение ОЭЗ на 4 типа не вполне эффективно, а наиболее благоприятны сочетания промышленной и технико-внедренческой зон, туристской и портовой, портовой и промышленной, также эффективно создание комплексных ОЭЗ.
Немаловажно, что позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику зависит от возможности реализовать следующие преимущества:
• агломерационная экономия в рамках самих ОЭЗ;
• позитивные внешние эффекты для предприятий, находящихся вне особых экономических зон.
Появление законодательства об ОЭЗ дало импульс к активизации осмысленной инвестиционной политики на региональном и муниципальном уровне. Поэтому представляется целесообразной поддержка идеи создания не только федеральных, но и региональных или муниципальных особых экономических зон, так как на этом уровне можно обеспечить большинство преимуществ, предусмотренных механизмом ОЭЗ (налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента). Такие решения повысят ответственность регионов, снизят масштаб проблемы управления системой ОЭЗ и т.д. Кроме того, у регионов отпадет жесткая необходимость победы на федеральном конкурсе для создания локальных точек роста. Некоторым такая победа объективно не по силам.
В существующем законодательстве сделан явный акцент на создание ОЭЗ на пустой территории. Конечно, это упрощает задачи госструктур, однако далеко не всегда бывает эффективно. Это особенно актуально с учетом имеющихся в России сложностей с земельными вопросами (сложно найти крупный целостный участок с государственной собственностью в привлекательном месте). В результате, выбранные площадки могут требовать гигантских затрат в инфраструктуру, хотя рядом могут находиться значительные простаивающие мощности.
Также при отборе площадок для особых экономических зон следовало бы учитывать не только финансовые возможности субъектов Российской Федерации, но и наличие на их территории сложившихся научно-промышленных комплексов. Закрепление данного предложения в практике работы конкурных комиссий позволило бы создать необходимые условия для максимальной реализации научного, человеческого и производственного потенциала депрессивных регионов страны, стимулировать приток в них инвестиций.
Существующий в настоящее время механизм заключения соглашений с резидентами (инвесторами) и их отбор являются недостаточно прозрачными. Это особенно критично для ОЭЗ туристско-рекреационного типа, где фактор местоположения и согласование концепции проекта являются наиболее существенными. Представляется целесообразным более четко отрегулировать этот процесс, включая определение преимущественных прав инвесторов, заключивших соглашения о намерениях на стадии подготовки заявки на федеральный конкурс по отбору ОЭЗ.
Анализ мировой практики показывает плодотворность использования такого организационного механизма как особые экономические зоны. При этом основная цель его применения – придание инновационного импульса экономическому развитию. Формирование таких зон сопровождается целым рядом дополнительных, а в отдельных случаях – эксклюзивных мер экономического и административного характера, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и интенсификацию их влияния на всю социальную систему. К числу таких мер помимо прямых льгот для резидентов ОЭЗ относятся многочисленные примеры их косвенной поддержки – инвестиционное консультирование, содействие в патентной защите, централизованный PR особой экономической зоны и т.д. Этот аспект остается в России совершенно непроработанным, хотя является очень важным.
В направлении создания в Российской Федерации особых экономических зон сейчас практически завершен первый этап – этап формирования нормативной правовой базы и открытия зон. С 2008г. мы начинается новая фаза деятельности – период активного проектирования и строительства объектов инфраструктуры во всех ОЭЗ. В ближайшие годы результаты работы первых ОЭЗ покажут: насколько эффективным станет этот инструмент для диверсификации экономики и стоит ли его активно распространять по всей территории России. Однако первые результаты работы промышленно-производственных зон позволяют с оптимизмом смотреть на это направление.
Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, действенным инструментом зарождения ее нового оздоровленного типа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в г. Киото 18 мая 1973 года) // Сборник документов по международному частному праву. – М., 2007.
2. Российская Федерация. Конституция(1993). Конституция Российской Федерации[Текст] : принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). – М. : АСТ : Астрель, 2007. – 63с.
3. Российская Федерация. Законы. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 22.07.2005. №116 – ФЗ / Российская Федерация. Законы.- Доступ из СПС Гарант (20.11.12)
4. Таможенный кодекс Украины // Ведомости Верховной Рады. – 2002. – № 38-39. – Ст. 288.
5. Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года № 401-II.
6. Таможенный кодекс Республики Узбекистан: Закон Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 года
7. Авдокушин, Е. Ф. Свободные (специальные) экономические зоны [Текст] / Е. Ф. Авдокушин. - М., 1993.
8. Агафонова, Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Калпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542с.
9. Данько, Т. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве[Текст]: Учеб. пособие/ Т. Данько, З. Округ //Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова.- М.: Инфра-М, 1998. – 168 с.
10. Друзик, Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства [Текст] : Учеб. пособие / Я.С. Друзик.- Мн.: «ФУАинформ», 2000. -368 с.
11. Коваленко, Е. Г. Региональная экономика и управление [Текст]:Учебное пособие/ Е.Г. Коваленко- СПб.: Питер,2005. - 288 с.
12. Максаковский, В.П. Свободные экономические
зоны: Очерк из готовящегося нового издания
книги «Географическая картина мира».
[Электронный ресурс] / В.П. Максаковский
// Форма организации производства.- Режим
доступа: http://geo.1september.ru/view_
13. Райзберг, Б. А. Курс экономики [Текст]: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга.— М.: ИНФРА, 1997— 720 с.
14. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям [Текст] / под ред. В.Е. Рыбалкина.– 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 591с.
15. Соглашение по вопросам свободных (специальных,
особых) экономических зон на таможенной
территории таможенного союза и таможенной
процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург,
18 июня 2010 года) [Электронный ресурс] / Евразийская
Экономическая Комиссия.–Режим доступа: http://www.tsouz.ru/DOCS/
16. Особая экономическая зона [Электронный
ресурс] / Материал из Википедии.–Режим
доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перечень СЭЗ федерального значения,
созданных на территории РФ в 1990—2002 гг.
СЭЗ |
Год создания |
Нормативный акт |
1 |
2 |
3 |
СЭЗ «Находка» в Приморском крае |
1990 |
Резолюция ВС РСФСР |
СЭЗ «Технополис Зеленоград» СЭЗ в Калининградской области |
Постановления ВС РСФСР | |
СЭЗ «Даурия» в Читинской области Свободная предпринимательская зона в Санкт-Петербурге Свободная предпринимательская зона в Выборге |
1991 |
Указы Председателя Президиума ВС РСФСР |
СЭЗ в Алтайском крае СЭЗ «Ева» в Еврейской АО СЭЗ «Садко» в Новгородской области СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1
СЭЗ «Сахалин» |
Постановление Президиума ВС РСФСР | |
Экологическая и экономическая зона «Горный Алтай» |
Постановление Совета Министров РСФСР | |
Зона свободной торговли «Шереметьево» |
1992 |
Указы Президента РФ |
Свободные таможенные зоны «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал» |
1993 |
|
Специальная экономическая зона в границах заповедного экологического района минеральных источников РФ — Кавказских минеральных вод |
1994 |
Постановление Правительства РФ |
СЭЗ «Кабардино-Балкария» |
1995 |
Указ Президента РФ |
Свободная таможенная зона на территории, прилегающей к аэропорту «Ульяновск- Восточный» |
1996 |
Постановление Правительства РФ |
Международный бизнес-центр «Ингушетия» Особая экономическая зона в Калининградской области |
1996 |
Федеральный закон |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1
СЭЗ «Елабуга» Елабужского автомобильного завода Регион интенсивного экономического развития «Осетия» |
Постановления Правительства РФ | |
СЭЗ в Республике Хакасия |
Указ Президента РФ | |
Особая экономическая зона в Магаданской области |
1999 |
Федеральный закон |
Источник: Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 2004, № 12, с.126-140.
Информация о работе Свободные экономические зоны: структура и особенности функционирования