Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:06, контрольная работа
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что машиностроение:
- создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и, тем самым, создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
- является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
Введение.
I. Структура машиностроения.
II. Место машиностроения в народном хозяйстве.
III. Экономика размещения предприятий.
IV. Концентрация производства.
V. Машиностроение в Республике Татарстан.
VI. Перспективы развития машиностроения.
Заключение.
Список литературы.
Содержание
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Машиностроение — ведущая
- создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и, тем самым, создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
- является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
- обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
- выступает как районообразующий фактор;
- является отражением степени развития производительных сил в регионе;
- дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.
То есть, можно сказать, что экономика
всей страны напрямую зависит от состояния
данного промышленного
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и подотраслей.
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др.
В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для АПК, легкой промышленности, медицинской техники и предметов оборудования. Второе: развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.
Современное состояние общего машиностроения, подотрасли машиностроительного комплекса, достаточно точно отражает нынешнее положение предприятий всего машиностроения. Сегодня, после неудачного процесса приватизации в нашей стране наблюдается снижение объемов производства в общем машиностроении, вследствие чего с каждым годом усиливается зависимость от импорта по многим видам продукции.
Для решения этой проблемы необходимо подключать к преобразованиям сильную промышленную политику со всеми ее рычагами, направляющими ход развития экономики по пути конкурентоспособности. И, прежде всего, продуманную систему структурно-инвестиционного государственного регулирования, которое сделает общее машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.
С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом:
В зависимости от целевого назначения
выпускаемых машиностроением
Тяжелое машиностроение производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя. Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг)
Энергетическое машиностроение, несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы.
Производство турбин:
Производство котлов:
Таганрог, Белгород, Подольск, Барнаул
Кузнечно-прессовое
Коломна, Воронеж, Ульяновск, Новосибирск
Общее машиностроение.
Локомотивостроение исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а
электровозы – в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске).
Тепловозы:
Вагоностроение концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале.
Электропоезда:
Торжок (Калининградская область)
Демихово (под Орехово-Зуевым)
Трамваи:
Усть-Катав (Челябинская область)
Троллейбусы:
Энгельс
Контейнеровозы:
Абакан
Тверь – двухъярусные вагоны-платформы – перевозка автомобилей
Судостроение – привязано к морским побережьям или устьям рек. Заводы специализируются на выпуске судов определенного типа и назначения (танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовные, пассажирские суда, рефрижераторы, паромы)
Судостроение
морское
Сельскохозяйственное
Производство зерноуборочных комбайнов:
Ростов-на-Дону – “Россельмаш”
Тагонрог, Сызрань, Омск, Красноярск
Производство льноуборочных
Бежецк (Тверская область)
Картофелеуборочные комбайны:
Рязань, Тула
Сахарнотростниковые и силосоуборочные комбайны:
Люберцы
Рисоуборочные комбайны:
Краснодар, Биробиджан
Среднее машиностроение.
Автомобилестроение четко специализируется на выпуске отдельных машин. Производство легковых автомашин составляет 80% и, соответственно, 20% – грузовых. В перспективе эта пропорция будет сохраняться.
Грузовые машины:
Москва – ЗИЛ
Нижний Новгород – ГАЗ
Набережные Челны (Татарстан) – КАМАЗ
Миасс (Челябинская область) – Урал-ЗИЛ
Ульяновск – УАЗ
Легковые автомашины:
Москва – ЗИЛ, ПО Москвич
Нижний Новгород – ГАЗ, FIAT
Тольятти – ВАЗ – 70% производства легковых автомобилей по стране
Ижевск – ИЖ
Илабуга (Татарстан) – ОКА, OPEL ASTRA
Серпухов – ОКА
Ростов-на-Дону – DAEWOO
Автобусы разной вместимости:
Ликино – ЛИАЗ
Галицино – Мерседес
Тушинский – Икарус
Завод ЗИЛ – BMW, Неоплан
Павлово - ПАЗ
Курган – КАЗ
Краснодар – “Кубань”
Станкостроение – техническая база машиностроения, ориентирующаяся на квалифицированные кадры. В то же время это трудоемкое производство, размещающееся почти повсеместно.
Производит крупные станки-
Предприятия размещены в крупных областных центрах:
Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск
Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на металл.
Первые заводы были построены в Челябинске, Волгограде, Харькове.
Для с/х выпускаются тракторы специальных типов и модификаций для различных природных зон:
Липецк, Владимир (легкие), Чебоксары (тяжелые), Рубцовск (Алтайский край),
Казань (садово-огородные тракторы)
Треловочные:
Санкт-Петербург, Петрозаводск
Наукоемкое машиностроение:
Н/м размещается в центрах с высокой квалификацией труда и научно-исследовательскими базами. Это – трудоемкое и наукоемкое производство. Центры:
Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Александров (Владимирская область), Муром (Владимирская область), Киржал (Владимирская область), Рязань, Орел, Смоленск, Воронеж, Ульяновск, Новосибирск
Авиационная промышленность – общее машиностроение:
Москва, Воронеж, Самара, Казань, Ульяновск, Смоленск, Саратов, Таганрог, Омск, Новосибирск.
Промышленность состоит из целого ряда отраслей, тесно взаимосвязанных между собой.
Отрасль промышленности — это исторически
сложившаяся совокупность предприятий,
характеризующаяся рядом
Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции).
2. Общее машиностроение (18% продукции).
3. Среднее машиностроение (15 % продукции).
Общее машиностроение — эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс.
Общее машиностроение отличается широким
развитием межотраслевых и
Для развития транспорта, торговли и сельского хозяйства особую важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, т.к. она поставляет наибольшее количество техники (локомотивостроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение и т.д.). Огромное влияние оказывает она и на другие отрасли народного хозяйства.
Машиностроение относится к
числу наиболее распространенных в
территориальном отношении