Структура машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что машиностроение:
- создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и, тем самым, создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
- является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

Содержание

Введение.
I. Структура машиностроения.
II. Место машиностроения в народном хозяйстве.
III. Экономика размещения предприятий.
IV. Концентрация производства.
V. Машиностроение в Республике Татарстан.
VI. Перспективы развития машиностроения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отрасли Сдача.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Внепроизводственные факторы  играют существенную роль в размещении производства, и предопределяют территориальную дифференциацию его эффективности, поскольку каждый из экономических районов различается не только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их стоимостными показателями.

К внепроизводственным  факторам следует отнести природно-климатические условия районов, которые на эффективность размещения влияют через величину удорожающих коэффициентов на заработную плату работающих, а также стоимость строительства и оборудования. В зависимости от территориального пояса, например, стоимость строительно-монтажных работ может возрасти в 2,7 раза, климатического района — 1,14, уровня сейсмичности — в 1,08 раза. То же можно сказать и о стоимости оборудования по территориальным зонам.

Количественные и качественные показатели сырьевых, топливно-энергетических, водных, земельных ресурсов также  влияют на эффективность территориальной  организации общего машиностроения. По имеющимся данным межрайонная  дифференциация стоимостных показателей  достигает значительных размеров. Наиболее значительна она по топливу и электроэнергии. Территориальная дифференциация затрат на водные и земельные ресурсы тоже достигает больших размеров, но в абсолютном выражении в сравнении с другими видами затрат они практически не соизмеримы. Дифференциация по стоимости различного вида производственных ресурсов значительна не только между экономическими районами, но и внутри них. Особенно это необходимо учитывать при внутрирайонном анализе производства и при формировании территориально-производственных комплексов.

Нельзя, однако, забывать, что общее  машиностроение относится к сравнительно мобильной отрасли промышленности, и его размещение не определяется только наличием необходимых ресурсов и условий в районах. Последние  при необходимости можно создать за счет широких кооперированных связей между отраслями машиностроения и смежными отраслями промышленности. Однако в этом случае разница в затратах будет достигаться за счет не только действительной дифференциации стоимостных показателей на ресурсы, но и дополнительных затрат на их транспортирование потребителям.

Необходимо также иметь в  виду, что наряду с основными факторами  внепроизводственного характера на размещение общего машиностроения большое  влияние оказывает уровень сложившегося промышленного производства и действующей социальной и производственной инфраструктуры. Если район индустриально развит и обеспечен жилищно-коммунальными и культурными учреждениями, эффективность размещения предприятий общего машиностроения может быть значительно выше.

Отраслевые особенности машиностроительных производств выражают важнейшие  технико-экономические показатели, используемые при обосновании размещения предприятий. По особенностям производства общее машиностроение связано главным  образом с районами потребления готовой продукции, за исключением тех случаев когда выпускаемые изделия при значительной металлоемкости отличаются абсолютной транспортабельностью (например, локомотивы). Так как предприятия общего машиностроения отличаются невысокой трудоемкостью, наличие трудовых ресурсов не играет решающей роли в размещении. Зато существенное влияние на размещение производства оказывает энергоемкость продукции.

Во многих случаях более целесообразно  изготовлять машины в том районе, где имеется металл, и затем поставлять их в пункты потребления. Это в первую очередь относится к металлоемкому машиностроению, потребляющему большое количество металла на изготовление тяжелых и крупногабаритных машин с низким коэффициентом использования его. При изготовлении машин некоторых наименований масса отходов превышает в 2 - 2,5 раза массу готовых машин. В отдельных случаях экономически рационально размещать предприятия машиностроения вблизи металлургических предприятий. Тогда при металлургических заводах создаются заготовительные цехи (литейные, прессовые, сварных конструкций), поставляющие свою продукцию группе машиностроительных заводов. Часто целесообразно размещать машиностроительные предприятия в районах потребления машиностроительной продукции, так как перевезти металл в районы потребления готовой продукции экономически выгоднее, чем доставлять готовые машины из районов металлургического производства.

Приближение производства машиностроительных изделий к местам их потребления  целесообразно и в интересах  снижения физического объема работы транспорта и транспортных расходов. В тоже время упрощаются хозяйственно-технические связи между создателями машин и их потребителями. Они становятся более тесными и постоянными и, благодаря этому, способствуют повышению качества машин в производстве и эффективности эксплуатации их.

В настоящее время почти каждый район имеет свои предприятия  представляющие общее машиностроение, производственный профиль которого соответствует экономическим предпосылкам и направлению дальнейшей индустриализации и перспективному развитию экономики района.

 

    1. Концентрация производства.

 

1. Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центральном (Электросталь), Поволжском (Сызрань), Восточно-Сибирском (Красноярск, Иркутск), Дальневосточном (Комсомольск-на-Амуре) районах. Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях, расположенных и главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

2. Производство оборудования для  нефтяной и газовой промышленности  находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение возникло и развивалось преимущественно в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих. Мощные паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбург), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются также на выпуске газовых турбин, Екатеринбург — теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают в Северо-Кавказском (Волгодонск) и Северо-Западном (Колпино) районах. Производство паровых котлов организовано в Центральном (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул) районах, Энергетическое оборудование — мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций — в Балаково, Пензе, Коломне. высокой трудоемкостью и средней фондоемкостью.

Предприятия ориентируются на районы потребления продукции, за исключением те) случаев, когда выпускаемые изделия отличаются значительной металлоемкостью и тяготеют к металлургическим базам. Заводы общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности и сельскохозяйственные машины. Предприятия этой группы широко распространены по территории России.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой  продукции и развито во всех экономических  районах Специализация предприятий соответствует специализации сельского хозяйства района и прилегающих территорий. Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Восточной Сибири (Красноярск). В Центральном районе выпускают льно уборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

Оборудование для предприятий  с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающих, химических, бумажных) выпускают в  Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске и др. Среднее машиностроение дает 15% товарной продукции отрасли Предприятия отличаются малой металлоемкостью, трудоемкостью фондоемкостью продукции. Они наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие связи по кооперации. Размещать за воды целесообразно в сложившихся и формирующихся центрах маши построения, где есть необходимые трудовые, электроэнергетические< ресурсы, достаточно высокая техническая культура и созданы условия) для широкого производственного кооперирования. К среднему машиностроению относятся предприятия, выпускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, технологическое оборудование для легкой, пищевой, полиграфической \ медицинской промышленности.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Первые автомобильные за воды (Москва, Нижний Новгород, Ярославль) размещались в районах развитого машиностроения, которое стало базой для кооперирования с за водами-сборщиками. Впоследствии на основе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье. Наиболее крупные предприятия создали многочисленные заводы филиалы. Так, АО “ЗИЛ” помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Елабуге. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыне), Волго-Вятском (Павлове), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах.

В Энгельсе действует троллейбусный  завод. В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите. Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье. Они обеспечивают своей продукцией несколько автомобильных заводов.

Размещение предприятий тракторостроения ориентировано на районы потребления  и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 30-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, а в последующие годы — во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных — в Чебоксарах.

Станкостроение первоначально  развивалось преимущественно в  старых машиностроительных центрах. На размещение станкостроительных заводов  оказывает влияние трудоемкость продукции, наличие квалифицированных  кадров, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время предприятия крупного станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (более 30%), Центральный (28%), Поволжский (13%). В отрасли обращается внимание на выпуск металлорежущих станков с числовым программным управлением, автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения, обрабатывающих центров, промышленных роботов.

Производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов Группа отраслей по производству этих машин отличается высокой трудоемкостью, низкой металлоемкостью, повышенной электроемкостью, энергоемкостью и фондоемкостью. К этой группе машиностроительного комплекса относится значительная часть радиотехнической, инструментальной промышленности, приборостроения, электронной промышленности и отдельные производства электротехнической промышленности. Размещение предприятий точного машиностроения ориентировано на районы высокой технической культуры, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро.

Приборостроение сконцентрировано в  Центральном районе (Москва и Московская область), а также получило развитие в Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе. Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземном (Воронеж) районах. Основные районы электротехнической промышленности - Центральный, Северо-Западный, Западно-Сибирский. Центром электротехнических заводов в Восточной Сибири стал Минусинск.

11. Предприятия по производству  металлических изделий, сварных  конструкций и конструктивно  несложных машин Эти предприятия  отличаются низкой трудоемкостью, электроемкостью, энергоемкостью, фондоемкостью и высокой металлоемкостью единицы продукции. Они могут размещаться повсеместно. Производство металлических изделий связано с местами потребления, а производство заготовок тяготеет к источникам сырья.

12. Территориальная организация  машиностроения Программа развития  машиностроительного комплекса  на период перехода к рыночным  отношениям предусматривает реконструкцию  и техническое перевооружение  действующих предприятий, широкую  конверсию оборонных производств. Важную роль должно сыграть внедрение передовых форм организации производства. В результате конверсии машиностроительные предприятия оборонного комплекса будут ориентированы на производство сложной, наукоемкой, высококачественной техники, а также машин и оборудования для легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства.

Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой  в производственном отношении. Так  возникают машиностроительные комплексы экономических районов страны.

Информация о работе Структура машиностроения