Сущность и структура трудового потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Страны с рыночной экономикой попали под влияние мирового финансового кризиса, это проявляется в снижение темпов экономического развития, спаде производства и безработице. Поэтому государство принимает вынужденные меры, которые необходимы для создания цивилизованного рынка труда. Для него характерно соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противостояние безработице, наличие развитого комплекса социальных услуг для подготовки человека к трудовой деятельности. В этом и заключается актуальность данной работы.

Вложенные файлы: 1 файл

ККР по географии.docx

— 140.31 Кб (Скачать файл)

 Результаты анализа  учебных программ показывают, что среднее профессиональное образование в России фактически находится ниже уровня третичного. Вторичное образование в России также определяется  характеризуется смещением в сторону общеобразовательных программ в ущерб профессиональной подготовке. Структура выпуска специалистов с высшим образованием  в России также сильно различается с мировым сообществом. В России больше ценятся несколько областей знаний - это социально-экономическая и правовая, а также инженерно-промышленная и строительная. Я считаю, что это связано с "бумом" социально-экономического образования и недостатка работников данных специальностей в начале рыночных отношений, определившие возникновение во многих российских ВУЗах непривычных для них социальных, экономических и правовых факультетов, открытием новых, коммерческих ВУЗов этого профиля. Однако, по прошествии нескольких лет спрос на работников данных специальностей снизился, но всё же прошлые тенденции сохранились. Это можно объяснить общим "бумом" высшего образования в России и относительно невысокими затратами на подготовку таких специалистов.

 В работе указано, что уровень расходов в расчете на одного учащегося в России является весьма низким. Особенно, в среднем профессиональном третичном образовании в начале XXI века они составляли всего 1786 долларов – последнее место среди рассматриваемых в работе 49 стран. У занимающего предпоследнее место Парагвая – 2164 доллара. В сфере высшего третичного образования эти расходы в России в 2002г. составляли 3412 долларов. Меньшие значения имели место только в Аргентине – 3047 долларов и Таиланде – 1744 доллара. Заметим, что в развитых европейских странах эти расходы превышают 10 тыс. долларов, в Словакии, Чехии – 5 тыс. долларов.

 Сейчас потребности рынка труда в России пришли к противоречию из-за объемов выпуска специалистов с высшим образованием. Ежегодные потребности составляют 500-600 тыс. специалистов, в то время как российские ВУЗы в последние годы выпускают порядка 1 млн. человек. При этом около 500 тысяч лиц с высшим образованием работают в местах, которые не требуют данной подготовки. Довольно часто в ВУЗы (особенно коммерческие) поступают молодые люди, которые пока не определились в жизни, особенно юноши, которые пришедшие в учебное заведение ради отсрочки или уклонения от армии. Следовательно их образовательный потенциал никак не связан с их деятельностью. Особенно велико количество специалистов в юридической и экономической сферах, как правило большинство из них выпускники коммерческих ВУЗов. Данная дисбалансовая особенность увеличивается за счет "бизнеса" в России, который стремится привлечь выпускников таких специальностей как: инженеры, математики, физики и другие, которые характеризуются высокой квалификацией. По данным статистики около 50 % выпускников этих специальностей работают не на тех профессиях на которые учились.

 В курсовой проанализирована роль образования в развитии человеческого потенциала ИРЧП – это показатель качественного развития населения. В мире существуют некоторые варианты рейтингов стран мирового сообщества по состоянию ИРЧП на 2008г., которые, которые не сильно отличаются друг от друга. Рассматривая один из вариантов, рассчитанному в Институте статистики ЮНЕСКО, в общем списке из 177 стран Россия с уровнем ИРЧП в 79,5 занимает 57 место, возглавляя вместе с Болгарией, Ливией, Малайзией, Македонией группу стран со средним значением этого показателя (все страны сведены в три группы).

 Однако в России, по сравнению с ситуацией в мировом сообществе, имеется весьма отчетливая деформация структуры ИРЧП. Страна, находившаяся по уровню ИРЧП в конце 6-й десятки и занимая 60-е место по индексу ВВП, скорректированного по покупательной способности, в то же время находится где-то на 120 месте по индексу продолжительности жизни, но по индексу образования расположилась в середине третьей десятки, постепенно приближается к среднему уровню высокоразвитой страны. Я считаю, данный процесс может быть объяснен тем, что российское образование можно получить довольно не трудно и всё же оно весьма не высокого качества.

В общем образование в России способствует росту образовательного потенциала и трудоактивного населения, если оценивать это со стороны количественного показателя данного процесса. С помощью данной информации в работе находят подтверждение приведенные оценки среднего ожидаемого количества лет обучения для детей в возрасте 5 лет. Данный интегральный показатель рассчитывают, учитывая сложившийся в стране интенсивный переход между образовательным уровнем и смертностью населения. По приведенным оценкам среднее ожидаемое число лет обучения в России в 2008 году было около 14,9 лет, что значительно выше медианного показателя стран со средним уровнем ВВП (12,7 лет), но ниже медианы более развитых стран (16,8 лет). В основном отставание России от более развитых стран по данному показателю можно объяснить поздним отправлением детей в школу (с 7, а не с 5 лет), и кроме того различием во обучения в средней и высшей школах.

 Кроме того, в курсовой  представлена динамика оценок суммарного объема накопленных и применяемых в народном хозяйстве России знаний (потенциал образования), выражающие количество накопленного всем населением число лет обучения. Потенциал образования трудящегося населения РСФСР в 1989 г. составлял примерно 0,72 млрд. человек-лет. В России в 2005 г. общий потенциал образования населения старше 15 лет составил 1,32 млрд. человек-лет. Такой же показатель для занятого населения – около 0,792 млрд. человек-лет, а учитывая безработное количество человек – 0,86. Коэффициент применяемости потенциала образования в государстве в 2008 г. находился на уровне 60% и при полной занятности мог быть доведен до 68 %.

 После произведенных расчетов результат был следующим, в 90-е года образовательный потенциал активного в экономике населения России почти не поменялся, однако во второй половине 90-х происходил некий спад, и в то же время рост его недоиспользования. В начале XXI в. в России появилась весьма устойчивая, хоть и всё ещё слабая тенденция, относительно роста образовательного потенциала активного в экономике населения. Кроме того, данную ситуацию можно объяснить увеличением демографической ситуации в нашей стране, это характеризуется большим количеством молодого поколения, рожденными в 1975-1985 гг., которые превысили по численности людей пенсионного возраста.

 Судя по прогнозам  2012 - 2020 годов, ожидается существенное  падение образовательного потенциала работников нашей страны, из-за выхода на пенсию большого количества людей послевоенного поколения с весьма высоким уровнем образования и становление трудоспособным населением, люди рожденные в годы реформ (1990-2000 гг.), количество которых намного меньше, чем численность предыдущих поколений. За 10 лет (2007-2016гг.) образовательный потенциал активного в экономике населения упадет на 160 млн. человек-лет, т.е. не меньше чем на 20%. На мой взгляд, данные потери могут стать намного серьезнее, если принимать к сведенью еще и качество образования.

По представленным данным, можно сделать вывод, что необходимо принять эффективные меры по повышению качества высшего образования в России, и начать стоит с высшего и средне специального образований.

 

4.3 Социальная мобильность один из путей изменения структуры потенциала

 Социальная мобильность населения развивается с весьма большой скоростью. Мобильность работающего населения исследовали в различных направлениях. Для начала, изучали межотраслевую мобильность занятого в труде населения и выяснилось, что отраслевая структура пережила довольно сильные изменения как в качестве так и в количестве. В 2008 году в экономических отраслях было на 6,5 млн. человек меньше, чем в 1992 году. Самое большое снижение данного показателя происходило в сфере производства, так же и в промышленности - на 7,2 млн. человек, в сельском хозяйстве на 3,3 млн. человек, в строительстве - на 2,8 млн. человек, а также в науке и научном обслуживании - на 1,1 млн. человек. Среди промышленных отраслей больше всех снизилось количество человек в машиностроении (около 3 млн. человек), легкой промышленности (примерно, на 1 млн. человек).

 Из социологических опросов выяснилось что отраслевая мобильность имела снижения, обусловленные падением параметров структуры отраслевого народного хозяйства. Одинаково с образованием пропорций структуры отраслей, которая свойственна менее развитым государствам, снизилось количество людей занятых в труде, за счет этого выросло число безработных людей, уменьшилась роль сферы производства, снизился социальный статус трудящегося населения.

Следующая мобильность населения занятого в труде - межсекторальная. Её определяли на основе данных статистики и социологических данных о сдвигах по секторам в экономической структуре. Социальное положение занятого населения в разрезе секторов фиксировалось на основе самооценки респондентов. В таком случае было анализировано изменение уровня материального благополучия, и оно называется показателем типа мобильности. Несмотря на значительное снижение сектора государства в экономике нашей страны, самая большая самооценка Независимо от значительного сокращения государственного сектора в экономике социального статуса характерна занятому в труде населению России. Рост денежного благополучия свойственен для рабочих различных предприятий, но не равнозначный, это объясняется тем, что в секторах, которые имеют самый малый удельный вес в экономической структуре, произошло значительное улучшение материального положения работников.

 Образовательная мобильность трудоактивного изучалась в таких аспектах, которые учитывались за счет данных переписи переписей населения, вот и результаты всероссийских опросов на тему образовательного статуса родителей респондентов самих респондентов, и их супругов. Анализированная информация показала нам несколько типов образовательной мобильности, влияние родительского образования, уровень мобильности между поколениями отдельно и для респондентов и для супружеских пар разных возрастных категорий. Образовательная мобильность – единственный вид социальной мобильности, характеризующийся восходящим направлением. Отмечается довольно большая корреляция меж моделями образования респондентов и их родителей. Свыше 30% респондентов имеют более высокий уровень образования относительно одного из родителей. Кроме того, наивысшая мобильность была замечена в группе респондентов с высшим образованием, где произошло приращение на 1/6 часть. А так же наоборот, низшая мобильность была в группе начального образования, покинувшее такое же количество респондентов. Учитывая супружеские пары респондентов и родителей возрастающая мобильность образования между поколениями была характерна чем 2/5 занятого в труде населения.

 Миграционная мобильность, это вид социальной мобильности, рассмотренная за счет изменения мест проживания по типам населенных пунктов. В курсовой работе важно было вычислить не только общие параметры перемещения в структурах проживания поколений в разрезе, а так же принять во внимание и оценить на сколько влияет трудоустройство населения на миграционную мобильность. Анализируя  мобильность между поколениями позволяет оценивать характеристику сдвигов в структуре проживания на протяжении одного поколения. Миграционная мобильность трудоактивного населения сейчас падает, по сравнению с прошлым периодом. Некоторый рост миграционной мобильности наблюдался, когда анализировали сдвиги структуре проживания респондентов. Кроме того, миграционную мобильность обусловливают в основном за счет периода трудоустройства респондентов, в этот период происходили значительные сдвиги населения в более развитые населённые пункты. Проведенные реформы изменили общий рост миграционной мобильности, уменьшив возможность перенаселения в мегаполисы, которые были более развиты, и расширив приток населения в сельскую местность.

 Использование объективных  и субъективных оценок мобильности трудоактивного населения показывают неоднозначность и противоречивость тенденций, которые происходят во время возникновения новой социальной структуры российского населения. Кроме того, происходили попытки искусственного расширения параметров среднего слоя, который является фундаментом стабильности, не соответствующие настоящему положению в социальной структуре государства. Возможность возрастания мобильности занятого в труде населения в нашей стране в данный момент довольно ограничены. Однако, социальная мобильность есть важный показатель, имеющегося в обществе равных шансов для увеличения качеств каждого компонента трудового потенциала.

5. Перспективы динамики трудового потенциала России

Большое количество прогнозов на динамику численности населения России, которые подготовили различные центры и международных организаций, фиксирующих общую тенденцию – снижение абсолютной численности населения, особенно трудоспособного возраста. Причем, имеется весьма большое различие в воспроизведении результатов прогнозирования населения. В особенности, несколько ученых утверждают, что снижение численности населения нашей страны не будет для России серьезнейшей проблемой, а компенсацией недостатка трудовых ресурсов может стать приток мигрантов из других стран. Соискатель имеет абсолютно иное мнение, которое состоит в том, что снижение численности населения повлечет за собой несколько негативных последствий, такие как социально-экономические и геополитические проблемы для государства. Нехватка трудовых ресурсов становится более серьезной проблемой, которую чувствуют различные отечественной экономики. Это обязательно нужно компенсировать, с помощью внутренних ресурсов, а недостаток часть трудовых ресурсов стоит привозить из-за границы, привлекая постоянным местом жительства и временной работой.

К внутренней компенсации потребностей России в трудовых ресурсах стоит относить три главных источника – безработное население трудоспособного возраста, пенсионеров и молодежь, которые желают и имеют возможность работать в экономической сфере.

Абсолютно понятно, что сейчас их используют не в полной мере. Основным источником внутреннего резерва трудовых ресурсов в РФ является население, относящееся к пенсионному возрасту. Время старения российского населения идет во время сложной демографической ситуации, характеризующаяся небольшой рождаемостью и высокой смертностью. Во время 1970-2000-х гг. значительными темпами увеличивалось количество людей в возрасте 75 лет и старше, при этом более быстро, чем количество людей в возрасте 60 лет и старше. В те года особенно возросла и демографическая нагрузка из-за населения относящегося к пожилому возрасту. К середине века количество людей старше 60 лет в населении РФ согласно прогнозированию ООН увеличится с 18% до 37%, т.е. более чем в 2 раза.

Информация о работе Сущность и структура трудового потенциала