Сущность и структура трудового потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Страны с рыночной экономикой попали под влияние мирового финансового кризиса, это проявляется в снижение темпов экономического развития, спаде производства и безработице. Поэтому государство принимает вынужденные меры, которые необходимы для создания цивилизованного рынка труда. Для него характерно соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противостояние безработице, наличие развитого комплекса социальных услуг для подготовки человека к трудовой деятельности. В этом и заключается актуальность данной работы.

Вложенные файлы: 1 файл

ККР по географии.docx

— 140.31 Кб (Скачать файл)

Введение

В России господствует рыночная экономика, её важнейшим фактором является эффективное использование трудовых ресурсов.

Страны с рыночной экономикой попали под влияние мирового финансового кризиса, это проявляется в снижение темпов экономического развития, спаде производства и безработице. Поэтому государство принимает вынужденные меры, которые необходимы для создания цивилизованного рынка труда. Для него характерно соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противостояние безработице, наличие развитого комплекса социальных услуг для подготовки человека к трудовой деятельности. В этом и заключается актуальность данной работы.

Таким образом, цель данной работы определить, что собой представляет трудовой потенциал России.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: определить сущность, показатели и структуру трудового потенциала, эффективность его использования, определить, каковы изменения структуры потенциала, эффективность его использования и государственное регулирование занятости в современной России.

1.Сущность и структура  трудового потенциала

Трудовые ресурсы 15-20 лет назад рассматривали в основном с количественной точки зрения как один из видов естественных ресурсов, необходимых для общественного производства. Качественные аспекты формирования трудовых ресурсов, их структуры и соответствие требованиям научно-технического прогресса были оторваны от самого носителя рабочей силы, планировались и учитывались в другой плоскости социальной сферы. Такое отношение к трудовым ресурсам и из-за этого возникало ошибочное мнение о их неисчерпаемости.

 В 70-е годы вошел в научный оборот термин "трудовой потенциал", который сначала был синонимом "трудовых ресурсов". Во-первых наблюдалось рвение более объемно выразить категорию "трудовые ресурсы" как единства их количественных и качественных параметров при ведущей роли последних, учитывающих образовательный уровень, профессиональную подготовку и мобильность трудоспособного населения. Это привело к тому, что некоторые авторы стали включать в число социально-экономических параметров неограниченное количество факторов, характеризующих всю общность социально-экономических и организационно-управленческих возможностей, определяющих условия трудовой деятельности.

 Наравне с исследованием трудового потенциала экономистами, он более углубленно изучался демографами. Многие исследователи стали рассматривать трудовой потенциал как жизненный потенциал населения за период трудовой деятельности при данном уровне экономической активности и смертности. В современном толковании в понятие "жизненная сила" вкладывают общность нормативно-ролевых характеристик индивида, производных как от возрастного разделения труда и социальной структуры общества, так и от числа лет предстоящей жизни для соответствующего возрастного этапа.

В работе показаны наиболее характерные трактовки трудового потенциала. Во-первых, трудовой потенциал -это воплощение личного фактора производства. Трудовой потенциал рассматривается как форма воплощения специфических социально-экономических качеств населения, трудовых ресурсов и рабочей силы. В другом случае, трудовой потенциал –это способность общества к труду. Трудовой потенциал это ресурсы труда, которыми обладает общество на определенном этапе развития. Различие между возможным и действительным трудом составляет недополученный обществом объём труда. Т.е. , трудовой потенциал - это потенциал труда. Основа трудового потенциала связывается не со способностями общества к труду, а с совокупным работником, который относится, почти ко всем сферам человеческой деятельности.

 Анализ всех подходов к трудовому потенциалу указывает, на то, что обозначились две тенденции в его толковании: категория потенциала применялась лишь в одной из качественных характеристик населения, а другие не входили в исследования, т.е. свойства как бы отделялись от их предмета, что придавало исследованию абстрактный характер; с другой стороны - наметилась тенденция включить в трудовой потенциал и более общие социально-экономические категории потенциальности. Если в демографическом анализе трудового потенциала можно дать его количественную оценку с учетом изменяющихся коэффициентов занятости и смертности, то на базе экономического - количественно учитываются лишь численность трудоспособного населения и его занятость по отраслям общественного производства (или в региональном разрезе), что недостаточно для полной характеристики всех его компонентов.

 На мой взгляд, неправильно приводить трудовой потенциал к трудоспособному населению (трудовым ресурсам) как ресурсно-личному фактору производства, потому что индивид во всех своих общественных проявлениях находит все качества своей личности. Являясь субъектом производства, каждый человек остается гражданином, имеет собственное мировоззрение, имеет определенную духовную культуру, свои суждения об окружающей среде и ее возможностях. Сейчас стало очевидно, что низкий уровень культуры и факты безнравственности личности останавливают экономическое развитие, и сомневаюсь, что рыночное хозяйство само устранит подобные проблемы.

 В моей работе виден  отказ от определения трудового потенциала как совокупного общественного работника, т.к. из зоны видимости выпадают физическая и демографическая составляющие как материальные носители трудового потенциала, без которых он теряет конкретику. Но следует выделить то, что сердцевинка воспроизводства населения, его сил труда, составляет воспроизводство населения в социально-экономической системе. В ней общность реальных поколений, как общепринятый физический трудовой ресурс, во время их социализации приобретает качества трудового потенциала общества.

 Принимая в расчет  вышеизложенное, можно дать еще  одно определение трудового потенциала. Под ним подрузамевается развивающаяся в обществе совокупность демографических, социальных и духовных характеристик и качеств трудоспособного населения, которые реализуют в условиях достигнутого уровня развития производственных сил, научно-технического прогресса и отношениями, связанными с участием во время труда.

Выделяя близкую связь трудового потенциала с развитием производительных сил, стоит отметить его обусловленность характером и  развитием производства. Некоторых специалисты считают, что трудовые отношения включают, во-первых, вовлечение в общественный труд; во-вторых, отношения в труде; в – третьих, отношения по поводу результатов труда.

Я думаю ,что основное значение трудовых отношений в демократическом обществе состоит в том, чтобы в наибольшей степени развить потенциал человека, превратить живую личность в индивидуальность, для развития которой и призвано существовать производство.

Трудовой потенциал отображает более широкий круг возможностей активного в труде населения, чем,  обыденная категория рабочей силы. Если не затрагивать психофизическое и демографическое состояния трудоактивного населения, то настоящее приращение трудового потенциала может быть выведено несколькими пунктами: вкладами в формирование трудового потенциала, его качественные характеристики, соответствующие потребностям общества на данном этапе его развития; последующей степенью отдачи этих вложений, условиями и факторами производства при использовании трудового потенциала; механизмами стимулирования к труду, социальной мотивацией активности человека, коллектива, общества; состоянием представлений о целях и перспективах будущего общественного развития; добавочными вложениями в переподготовку трудоспособного населения в связи с рыночными и технологическими изменениями, новейшими открытиями науки и техники, организации и управления; личными отношениями к правовым системам регулирования общественного поведения; состоянием воспитания и образования, уровнем человеческих потребностей и запросов.

 По моему мнению, как  начальное понятие «трудовой потенциал» применим только к населению, которые являются носителем общих свойств и качеств трудового потенциала. Рассматривая население в дифференцированном виде по разным пунктам (например, полу, возрасту, территории и т.д.), то можно говорить о трудовом потенциале мужчин и женщин, населения трудоспособного и нетрудоспособного возраста и т.д. Трудовой потенциал отрасли народного хозяйства теряет научный смысл. Для выделения лиц, занятых в отраслях народного хозяйства, лучше использовать термин «трудовые ресурсы».

 Трудовой потенциал не рассматривают как нечто остановившееся в своём развитии, объем которого, однажды образовавшись, потом только тратится в процессе общественной деятельности. Прогресса показывается перед такими странами, в которых общественное устройство способно в высшей степени реализовать творческий потенциал каждого гражданина своего государства и обеспечить исполнение их рациональных потребностей. В РФ в после реформенный период , население приобрело расширенные возможности выбора для развития личности в каждом. Со временем преобретает необходимую правовую защиту своих прав и свобод, но в то же время уменьшаются экономические возможности для большой массы населения, так как оно оказалось в тяжелом материальном положении из-за большого количества бедности. И это отразилось на формировании демографического и трудового потенциала общества.

 Однако провозгласив  человека целью развития общества  не хватит для переделывания  экономического и политического  строя и идеологии развития  человека. Общечеловеческие принципы развития ставят приоритет о необходимости свежего взгляда на традиционный уклад экономики, особенно с теми, что связанны с процессом трудовой деятельности - рабочую силу, трудовые ресурсы, занятость населения. Явно актуально осмысление теории, с одной стороны, человеческая роль как обыденного трудового ресурса, основное значение которого воспринимается не с позиции развития производства, а с позиций развитий самого индивида, ведь производство существует ради развития людей. А с другой стороны, если рассматривать трудовые отношения между разными слоями населения, которые отличаются как способом занятости, так и незанятости.

 

 

2. Показатели трудового  потенциала

 2.1 Классификация систем оценок трудового потенциала

На основе проведенного анализа оценок трудового потенциала получена система оценочных показателей и алгоритм расчета. Матрица известных методов оценки трудового потенциала региона представлена в таблице.(Приложение А с.22)

 Расчет трудового потенциала делят на три группы связанные между собой:

  • натуральный подход, т.е. трудовой потенциал является ресурсом, который выражается в натуральных единицах измерения (человек-дни, человек-месяцы, человек-годы);
  • стоимостной подход, т.е. он учитывает стоимость трудового потенциала, выраженную в денежных показателях (грн.);
  • относительный подход, он учитывает синергетические характеристики трудового потенциала и востребованность труда в данной ситуации.

 Также из показателей оценки трудового потенциала следует выделить несколько групп: количественные, качественные, миграционные, интегральные. Анализ представленной матрицы показывает, что данные показатели как количественные и миграционные рассчитывают с помощью натурального и стоимостного подходов. Качественные и интегральные показатели лучше всего показывает система индексов как основа относительного подхода. Совокупные показатели трудового потенциала являются рациональной комбинацией интегральных показателей с учетом внешних и внутренних факторов. Почти все известные методики оценки трудового потенциала относятся к предприятию, и при этом существует очень мало методологических наработок оценки потенциала региона, страны, группы стран, относительных оценок.

2.2 Методические рекомендации по оценке трудового потенциала

 Методические подходы к оценке трудового потенциала выделяют взаимодействие факторов труда, расчеты их количественных и качественных составляющих. При создании настоящей методики рассматривались основные научные работы, сделанные исследователями для оценки трудового потенциала и близких по своей сути потенциалов из смежных сфер деятельности. Стоит заметить, что большинство исследователей рассматривают трудовой потенциал как ресурс экономики. Данное мнение преобладает и в предлагаемой методике. Но, учитывая, что в трудовой процесс входят организационные и управленческие функции, поступило предложение о дополнении ее показателями качества близких по своей сути экономических процессов. В настоящей методике приняли решение использовать относительный метод оценок в сочетании с оценками натуральных и стоимостных показателей. Данный подход учитывает рациональные элементы оценок потенциала в известных методологиях. При этом в интегральных оценках предусмотрено взаимодействие индексов и значений показателей. Исследуя актуальность проблем оценки трудового потенциала позволяет уточнять понятие потенциальной функции. Динамические ряды исследуемых параметров широко используются в методике с достаточным горизонтом исследования 10-15 лет, это позволяет получать релевантные значения индексов трудового потенциала. Особенность подхода состоит из представления потенциала в качестве усредненного параметра, благодаря которому появилась возможность оценки экономической системы во время мирового экономического кризиса. Совокупное использование показателей трудового потенциала может позволить изменение масштабов оценки в больших пределах.

2.3 Методические основы оценки трудового потенциала региона

 В качестве примера  расчета рассмотрим оценку трудового  потенциала Луганской области. Были проведены расчёты результаты которых представлены в таблице (Приложения Б, В с.22-23)

Анализ ИТП и величины индексного потенциала определяет составляющие индексы, по которым измеряется рост и падение трудового потенциала. Рассмотрим профиль ИТП Луганской области за 2010 год. Такое представление удобно для проведения сопоставительных оценок индексов. Формулы расчета позволяют определять динамику индексов по критерию I=1. Отклонение индекса свидетельствует о росте или снижении качества трудового потенциала. На диаграмме и таблице показан индекс демографической производительности (IДП), и на них видно, что его падение было незначительным. Индекс реального сектора (IРС) вырос на 10%, и это можно объяснить высокими темпами сокращения финансового сектора. Индекс образования (IО) вырос на 69%, это показывает нам, что постоянные объемы образовательных услуг растут (рыночные регуляторы пока не входят в ограничение учебных процессов). Индекс квалификации (IКВ) упал незначительно – в Луганской области пока существует достаточно квалифицированный трудовой потенциал. Индекс масштаба научно-технического труда упал незначительно, в то время как индекс трудовой миграции (IТМ) снизился на 8%. Происходит довольно сильное падение индекса эффективности труда (IЭ), это объясняется тем, что ухудшилась работа украинских предприятий во время мирового кризиса экономики. Учитывая последовательность данного процесса, скорее всего в ближайшие года значение этого индекса упадёт. Индекс конъюнктуры рынка труда (IК) имеет небольшой рост. Общий ИТП в Луганской области за 2010 год составил величину 1,03, стоит заметить, что главный вклад в рост внес именно индекс образования. Всё же, необходимо уточнить как рассчитывался этот индекс(методику), например, ввести дополнительный показатель учета трудоустройства выпускников.

Информация о работе Сущность и структура трудового потенциала