Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:10, курсовая работа
Значение электроэнергетики в экономике Российской Федерации, как и в общественной жизни трудно переоценить – это основа всей современной жизни. Это сердце экономики. Потребление энергии является обязательным условием существования человечества. Наличие доступной энергии всегда было необходимо для удовлетворения потребностей человека, увеличения продолжительности и улучшения условий его жизни.
Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании. В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Генерирующие, энергосбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
Цели и задачи реформы.
Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «РЕФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Согласно этому документу к основным целям реформирования относятся: обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Стратегическая задача реформирования определена как перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К основным задачам реформы также относятся:
Инфраструктура отрасли.
ОГК – оптовые генерирующие компании — семь экстерриториальных энергокомпаний, выделенных из РАО ЕЭС в процессе его реформирования. В ОГК, согласно концепции реформирования РАО ЕЭС, должны были быть выделены крупные электростанции, способные формировать российский оптовый рынок электроэнергии. Шесть тепловых ОГК (имеют наименования от ОГК-1 до ОГК-6) объединяют подавляющее большинство крупных ТЭС (в каждую ОГК входит несколько электростанций, общая мощность каждой ОГК составляет около 9 ГВт). В ГидроОГК («ОГК-7») были объединены практически все подконтрольные РАО ЕЭС гидроэлектростанции (за исключением каскадов малых ГЭС в Карелии и Мурманской области, отошедших к ТГК-1). На все ОГК приходится около трети общих энергогенерирующих мощностей России.
ТГК – компании – производителя тепловой и электрической энергии. Общие принципы реформирования РАО ЕЭС предполагали создание ТГК на основе одного или нескольких региональных дочерних обществ РАО ЕЭС, из которых исключались гидроэлектростанции (объединены в «РусГидро») и крупные тепловые электростанции (объединены в шесть «ОГК»). Функцией территориальных генерирующих компаний должно было стать только производство электроэнергии для местных потребителей.
В результате было создано 14 ТГК:
Цифровая нумерация ТГК (с 1 по 14) постепенно заменяется на имена собственные: помимо «Мосэнерго» (№ 3) и «Кузбассэнерго» (№ 12), преобразованных в соответствующие ТГК (но не поменявших названия), от нумерации отказались — Волжская (№ 7), Южная (№ 8), Фортум (№ 10) и Енисейская (№ 13) генерирующие компании.
«Системный оператор Единой энергетической системы». Доля Российской Федерации в уставном капитале Системного оператора в период реформы составляла порядка 52%, что соответствует требованию закона «Об электроэнергетике». В итоге реформирования ОАО РАО «ЕЭС России», согласно тому же закону, эта доля должна была возрасти минимум до 75% плюс одна голосующая акция, что обеспечило государству квалифицированное большинство голосов в этой компании. Системный оператор выделен из ОАО РАО «ЕЭС России» в самостоятельную компанию, владеющую всей «вертикалью» оперативно-диспетчерского управления, включая региональные диспетчерские управления (РДУ), которые до реформы находились в собственности АО-энерго. Новая структура оперативно-диспетчерского управления практически сложилась в 2004 г. Системный оператор осуществляет свою деятельность под контролем уполномоченного Правительством федерального органа исполнительной власти и во взаимодействии с рыночным оператором.
ОАО «ФСК ЕЭС» была создана, как организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, с целью её сохранения и развития. Уставный капитал ОАО «ФСК ЕЭС» составляет 127 млрд. руб. В его оплату ОАО РАО «ЕЭС России» внесло денежные средства, а также электросетевой комплекс, принадлежавший ОАО РАО «ЕЭС России», включающий 140 подстанций, линии электропередачи протяженностью более 44 тыс. км, производственные базы, системы технологического управления.
Основными направлениями
деятельности ОАО «ФСК ЕЭС», нашедшими
свое отражение в уставе
Помимо сетевых объектов, принадлежащих холдингу ОАО РАО «ЕЭС России», под контроль ФСК переданы также магистральные сети региональных энергокомпаний (АО-энерго), относящиеся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Для консолидации такого рода активов предполагалось создать Магистральные сетевые компании (МСК) и Межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК). В состав ФСК входят магистральные электросети (МЭС):
Основой структуры распределения электроэнергии стали межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), сформированные в рамках объединенных энергосистем. В МРСК входят распределительные сетевые компании (РСК). В распределительные сетевые компании, в свою очередь, вошли сетевые активы реорганизуемых региональных энергокомпаний. В отличие от большинства прочих сфер отрасли, доля государственной собственности в сфере распределения электроэнергии в ходе реформы практически не изменится.
Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» Единой энергетической системы выполняет функции оператора рынка. Главной целью работы НП «АТС» является организация торгов электроэнергией и мощностью в секторе свободной торговли оптового рынка и обеспечение согласованного функционирования свободного и регулируемого его секторов.
Компании-посредники, образовавшиеся подобно ОАО «Читинская энергосбытовая компания» в результате выделения из АО-энерго по видам деятельности и осуществляющие деятельность по закупке электроэнергии на оптовом рынке и продаже ее конечным потребителям. Также вероятно создание новых конкурирующих сбытовых компаний.
Сбытовые компании, получившие статус Гарантирующего поставщика. Такой статус присвоен одной из сбытовых компаний в каждом регионе для обслуживания потребителей, которые, по тем или иным причинам:
7.1. Не хотят работать через конкурентную сбытовую компанию;
7.2. Не имеют возможности выбора альтернативного посредника (в случае изолированных региональных энергосистем);
7.3. Для обеспечения тех потребителей, для которых не нашлось конкурентной сбытовой компании (например, по причине ее банкротства). Институт ГП создан для минимизации рисков, для потребителей по прекращению энергоснабжения.
Непрофильные компании, основной деятельностью которых является оказание ремонтных, инжиниринговых, проектировочных и прочих непрофильных услуг. Стратегия реформирования отрасли предполагает, что участниками рынка ремонтных и научно-проектных услуг будут являться полностью независимые компании, действующие также в других отраслях (в том числе металлургии, машиностроении, нефтяной и газовой промышленности).
Инфраструктура отрасли
Этапы реформы РАО «ЕЭС России».
Чтобы рыночные механизмы заработали, нужно было провести ряд преобразований в энергетической отрасли России, предполагающих преобразование федерального оптового рынка электрической энергии (ФОРЭМ) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии, разработку правил его функционирования и осуществление мероприятий по реформированию организаций отрасли. И мы сегодня являемся свидетелями этих преобразований. Осуществление этих мероприятий проводилось в три этапа.
На первом этапе реформирования региональные АО-энерго разделились на генерирующие компании, сетевые компании, куда вошли распределительные сети, и сбытовые компании. Диспетчеризацию потоков электроэнергии стала осуществлять подконтрольная государству компания — ОАО «СО ЕЭС». Цены на электроэнергию формируются в результате торгов, которые проводит некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы».
Иными словами, произошло разделение отрасли на естественно-монопольные (передача, распределение электроэнергии и диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности. В результате, первоначально существующую структуру вертикальной интеграции на региональном уровне, в основе которой лежало организационное единство (территориальный принцип), заменила, в конечном итоге система объединения направлений хозяйственной деятельности в рамках управляющих компаний (функциональный принцип). Система оперативно-диспетчерского управления та же преобразована по функциональному принципу.
На втором этапе реформирования региональных энергосистем на смену процессам разделения пришла межрегиональная интеграция: региональные генерирующие и сетевые предприятия будут объединяться в межрегиональные компании по видам деятельности. Территориальные генерирующие компании стали участниками рынка электроэнергии вместе с десятью оптовыми генерирующими компаниями (ОГК), образованными на базе федеральных электростанций. Межсистемные и высоковольтные линии электропередач объединены в Федеральную сетевую компанию, которая в окончательном итоге должна полностью перейти под контроль государства. Государство – как наиболее беспристрастный участник процесса – взяло на себя обязательство гарантировать равный доступ к сетям каждому производителю и потребителю энергии. Диспетчеризацию потоков электроэнергии осуществляет подконтрольная государству компания — ОАО «СО ЕЭС». Государство должно устанавливать тарифы на услуги по диспетчеризации и транспорту электроэнергии по межсистемным и распределительным сетям, а цена на электроэнергию, выработанную на отдельных электростанциях, будет формироваться на основе соотношения спроса и предложения на рынке. На этом этапе завершится формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии.
Информация о работе Территориальная организация электроэнергетики в России