Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:10, курсовая работа
Значение электроэнергетики в экономике Российской Федерации, как и в общественной жизни трудно переоценить – это основа всей современной жизни. Это сердце экономики. Потребление энергии является обязательным условием существования человечества. Наличие доступной энергии всегда было необходимо для удовлетворения потребностей человека, увеличения продолжительности и улучшения условий его жизни.
Принятые в Энергетической стратегии объемы экономии первичных энергоресурсов и электроэнергии для пониженного и благоприятного сценариев развития экономики представлены в табл. 1.5. Предусмотрено, что существующий ныне технологический потенциал энергосбережения будет полностью реализован к 2015—2020 гг.
Таблица 1.5. Прогноз экономии электроэнергии (относительно 2000 года)
* Первые значения —
для низких цен топлива и
замедленного развития | ||
Прогноз экономии энергии* (относительно 2000 г.) Годы |
Первичные энергоресурсы — всего, млн т у.т. |
В том числе электроэнергия, млрд кВт·ч |
2005 |
38—50 |
25—35 |
2010 |
95—140 |
100—145 |
2015 |
185—270 |
185—275 |
2020 |
335—460 |
285—430 |
Осуществление намеченных объемов структурного и технологического энергосбережения приведет к тому, что только 1,4—1,6 % из более чем 5 %-ного роста экономики придется обеспечивать увеличением потребления (и, следовательно, наращивания производства) энергоресурсов (см. табл.1.4.).
Иная картина складывается
в потреблении электроэнергии, поскольку
интенсификация ее экономии должна сопровождаться
противоположным процессом
Вторая коренная задача Энергетической стратегии — как обеспечить ожидаемое наращивание потребления первичных энергоресурсов и их экспорт. При росте энергопотребления с темпом 1,4—1,6 % ежегодно и почти стабильном экспорте энергоресурсов (рост не более чем на 10 % за период) требования к наращиванию производственной базы энергетики на первый взгляд оказываются вполне приемлемыми — 11 % в период до 2010 г. и 23 % за весь период до 2020 г. Но специалисты отлично знают, что в этот период потребуется восстановить до 80 % ресурсной базы и заменить не менее 70 % существующего оборудования, т.е. за это 20-летие произойдет массовое выбытие всего, что создавалось при взлете экономики в 60—80-е годы прошлого века. Восстановление и наращивание производственной базы ТЭК потребует огромных затрат — более 500 млрд. долл. за 20-летний период.
Третья задача стратегии — обеспечить энергетическую безопасность, которой грозит стремительное скатывание страны к моногазовой структуре топливно-энергетического баланса. Доля природного газа в энергопотреблении России составляла 40 % в 1990 г. и за последние 10 лет она достигла почти 50 %. Если продолжится та же линия безудержного использования якобы дешевого газа, то возникнет предельно опасная ситуация. Она уже четко обозначилась тем, что 80 % котельно-печного топлива (не включающего светлые нефтепродукты) в европейской части страны составляет газ и при этом через Урал из Сибири в европейскую часть страны ежегодно проходит почти 1 млрд. т топлива.
Напряженность положения показывает сравнение с Европейским союзом. Он ограничивает 30 % поступление любого ресурса из одного источника, а европейская часть России (включая Урал) 75 % топлива получает из одного источника с дальностью транспортировки до 3000 км. Ситуацию нужно менять, хотя это очень дорого. Поэтому вместо самого привлекательного для потребителя экологически чистого топлива — газа необходимо будет использовать уголь и ядерную энергию.
Однако масштабная взаимозаменяемость главных энергоресурсов осуществима только в производстве электроэнергии и поэтому именно электроэнергетика должна внести основной вклад в обеспечение энергетической безопасности страны. Наряду с относительно дешевыми и высокоэффективными газомазутными ТЭС здесь придется во все больших масштабах использовать пылеугольные ТЭС и АЭС, которые в 2,5—3 раза дороже по инвестициям. Благодаря этому структура установленной мощности и производства электроэнергии в России изменится в пользу нетопливных электростанций (АЭС и ГЭС, см. табл. 1.6.), а увеличение использования угля позволит практически стабилизировать расход газа электростанциями (табл. 1.7.).
Таблица 1.6. Рациональные варианты развития генерирующих мощностей
Показатель |
2000 г. |
Пониженный |
Благоприятный | ||||||
2005 г. |
2010г. |
2015 г. |
2020 г. |
2005 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. | ||
Установленная мощность, млн.кВт |
206,7 |
211 |
217 |
226 |
243 |
213 |
231 |
245 |
275 |
В том числе: |
|||||||||
ГЭС |
44,3 |
44 |
47 |
48 |
50 |
45 |
49 |
51 |
56 |
АЭС |
21,2 |
23 |
28 |
31 |
35 |
25 |
32 |
38 |
48 |
ТЭЦ |
77,1 |
78 |
78 |
80 |
86 |
78 |
82 |
85 |
94 |
КЭС |
64,0 |
64 |
64 |
67 |
72 |
66 |
68 |
71 |
77 |
Производство электроэнергии, млрд кВт·ч |
878 |
927 |
1015 |
1110 |
1215 |
935 |
1070 |
1205 |
1365 |
В том числе: |
|||||||||
ГЭС |
165 |
167 |
174 |
181 |
191 |
167 |
181 |
196 |
213 |
АЭС |
129 |
154 |
190 |
210 |
235 |
158 |
206 |
247 |
310 |
ТЭЦ |
328 |
335 |
367 |
400 |
430 |
341 |
380 |
419 |
462 |
КЭС |
248 |
260 |
273 |
307 |
345 |
261 |
293 |
331 |
365 |
Таблица 1.7. Потребность в топливе электростанций страны, млн.т.у.т.
Показатель |
2000 г. |
2005 г. |
2010г. |
2015 г. |
2020 г. | ||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 | ||
Всего |
275 |
280 |
286 |
301 |
315 |
320 |
340 |
340 |
360 |
Из них: |
|||||||||
газ |
178 |
177 |
177 |
183 |
185 |
186 |
192 |
190 |
192 |
мазут |
15 |
15 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
16 |
твердое топливо |
79 |
86 |
87 |
97 |
105 |
115 |
125 |
132 |
147 |
В результате названные 400—500 млрд. долл. на поддержание и развитие производственной базы ТЭК потребуется увеличить еще на 20—30 % ради решения проблемы энергетической безопасности страны. Только тогда удастся понизить долю газа до 45 % к 2010 г. и 40—41 % к 2020 г. (см. табл.1.8.), но при этом никакой речи о прекращении так называемой «газовой паузы» в документе не идет. Абсолютные объемы добычи газа будут наращиваться, страна не может себе позволить иную политику, это было бы разорительно.
Главная проблема, которую
пришлось решать при разработке Энергетической
стратегии — откуда взять средства
(источники финансирования) для крупномасштабного
энергосбережения, замещения выбывающих
и наращивания новых
Речь идет не о ценах
на нефть, они более или менее
адекватны при сложившейся
Ценовую политику нужно срочно
менять в двух естественных монополиях:
в газовой отрасли, дающей половину
приходной части топливно-
Главное же, при искусственно заниженных ценах энергетические компании лишаются возможности накопления собственных и тем более — привлечения внешних инвестиций. Между тем, предусмотренное Энергетической стратегией наращивание добычи газа и особенно производства электроэнергии требует инвестиций, соизмеримых и даже превышающих осуществлявшиеся в плановой экономике. Инвестиционные потребности производственной сферы электроэнергетики при благоприятном сценарии развития экономики представлены в табл. 1.8.
Таблица 1.8. Инвестиционные потребности электроэнергетики
Показатель |
2001—2005 гг. |
2006—2010 гг. |
2011— 2015гг. |
2016— 2020гг. |
Капиталовложения, млрд. долл. — всего |
19—23 |
39—47 |
50—64 |
52—64 |
В том числе: |
||||
ГЭС и ГАЭС |
3,1—3,5 |
5,5—7 |
6—7 |
6—7 |
АЭС |
3—3,8 |
7,5—8 |
7—12 |
6—12 |
ТЭС |
8,8—10,5 |
18—22 |
27—33 |
31—33 |
Электрические сети и подстанции |
4,4—5,2 |
8—10 |
10—12 |
9—12 |
Согласно Энергетической стратегии, для обеспечения финансовыми ресурсами газовой отрасли необходимо, чтобы к 2007—2008 году цены газа увеличились относительно их уровня в 2000 г. в 3,7—4 раза. С учетом этого цены электроэнергии при включении инвестиционной компоненты, обеспечивающей потребности отрасли (табл. 1.8.), должны вырасти по сравнению с 2000 г. в 3,3—3,5 раза. Без этого не удастся создать источники финансирования производственной базы ТЭК, но главный вопрос состоит в том, какими темпами повышать цены. Дело в том, что в 1996—1997 гг. уже был прецедент трехкратного роста цен газа и электроэнергии. Следствием стали неплатежи, и в какой-то мере это вызвало финансовый кризис 1998 г. Значит нельзя делать резкие скачки цен, но недопустимо и слишком медлить, учитывая длительность инвестиционных проектов в этих отраслях. А в 2004—2005 гг. положение может стать критическим. Поэтому Энергетическая стратегия предусматривает рост цен газа к 2005 г. в 3—3,2 раза и электроэнергии в 2,4—2,5 раза относительно их уровня в начале 2000 г. (табл. 1.9.).
Таблица 1.9. Прогноз цен промышленности на основные энергоносители (без учета инфляции) | ||||||
Энергоноситель |
Центральные европейские районы |
Центральная Сибирь | ||||
2000 г. |
2005 г. |
2010 г. |
2000 г. |
2005 г. |
2010 г. | |
Нефть, долл/т |
46—48 |
65—75 |
100—120 |
42—44 |
60—70 |
95—110 |
Природный газ, долл/тыс м3 |
13—14 |
40—45 |
48—55 |
10—11 |
32—36 |
40—45 |
Уголь, долл/т у.т. |
16—18 |
23—26 |
35—38 |
10—12 |
14—17 |
23—27 |
Электроэнергия, цент/(кВтч) |
1,1—1,15 |
2,7—2,9 |
3,6—3,9 |
0,75—0,8 |
0,9—1,1 |
1,1—1,35 |
В этом кратком введении приведены основные аргументы для обоснования казалось бы достаточно очевидного, но уже не всеми разделяемого тезиса, что электроэнергетика (в широком смысле слова) и в ближайшие десятилетия сохранит свою роль мощного (хотя и не доминантного) стимула социально-экономического развития России.
Информация о работе Территориальная организация электроэнергетики в России