Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:13, реферат
Рассмотрены важные аспекты экономики туризма как части социально-экономического комплекса туристский экспорт и импорт, спрос и предложение на основе изучения действующих экономических законов в туристской деятельности обобщен туристский опыт России и зарубежных стран. Экономика туризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, причем экономические отношения рассматриваются на двух уровнях межотраслевого
комплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристской фирмы.
Введение 1.Туризм и его сущность 2.Экономические основы туристской деятельности 2.1 Экономическое содержание туризма 2.2 Экономические и финансовые показатели 2.3 Прямое и косвенное влияние туризма на экономику 2.4 положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности 3.
Экономическая эффективность туризма 4. Экспорт или импорт? 5.Развитие туризма в России Список использованной литературы
123 |
Реферат по дисциплине Организация внешнеэкономической деятельности на тему Туристский импорт и экспорт Содержание Введение 1.Туризм и его сущность 2.Экономические основы туристской деятельности 2.1 Экономическое содержание туризма 2.2 Экономические и финансовые показатели 2.3 Прямое и косвенное влияние туризма на экономику 2.4 положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности 3.
Экономическая эффективность туризма 4. Экспорт или импорт? 5.Развитие туризма в России Список использованной литературы Введение Туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд,
т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд. долл. в день. Сейчас в туризме существуют две тенденции подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. Хотя стабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились , правомерно
сделать вывод о том, что туризм стал глубоко укоренившейся частью культуры конца XX века. Практики российской туристской индустрии возлагают определенные надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья. Появляются многоцветные каталоги по туристским центрам страны.
123 |
А в конце 1998 г. был создан пул туроператоров по внутреннему туризму, в который вошли 6 российских фирм. Они договорились объединить свои агентские сети для продажи российского турпродукта по единым ценам. Туризм в России - это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной
экономики России до сих пор не уделяется. Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека. В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.
Таким образом, актуальность проблемы, затрагиваемой в данной части, определяется неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли, острой необходимостью для менеджеров туризма в свете глобального экономического кризиса и событий в нашей стране иметь достаточный набор знаний в области экономики. В части третьей анализируются экономические аспекты развития туризма и особенности функционирования хозяйственного механизма в сфере туризма.
Рассмотрены важные аспекты экономики туризма как части социально-экономического комплекса туристский экспорт и импорт, спрос и предложение на основе изучения действующих экономических законов в туристской деятельности обобщен туристский опыт России и зарубежных стран. Экономика туризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, причем экономические отношения рассматриваются на двух уровнях межотраслевого
комплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристской фирмы. К сожалению, в рамках данного учебника не представляется возможным охватить и детально проанализировать оба этих уровня. Поэтому рассматриваются экономические аспекты развития туризма на уровне отрасли и лишь, отчасти затрагиваются аспекты экономики туристской фирмы 1.Туризм и его сущность Туризм от фр. Tourisme Tour - прогулка, поездка возник в тот период развития общества, когда человек
перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного на сегодня и завтра , а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм - это, прежде всего, получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность любопытство является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения
его требуются денежные ресурсы. Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи зверя, рыбы, ягод и т.д. бродил по неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как первобытный человек совершал свое путешествие в целях первой жизненно необходимой потребности - выжить. После того как первая жизненно необходимая потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимая потребность - потребность в информации, а следовательно, в путешествиях.
Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть. Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такого путешествия является получение человеком впечатлений от новых мест и явлений природы и т.п.
На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке. Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами.
Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства. Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов путешествующих людей , объединились в отрасль туризм . Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества. Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках
туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам туризм всегда включает в себя два элемента путешествие в пункт назначения и остановка там путешествие означает выезд из страны или региона , где турист постоянно проживает туризм - это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, то есть турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.
Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. Законом РФ Об основах туристскойдеятельности в Российской Федерации закреплено следующее определение туризма Туризм - временные выезды путешествия граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране месте временного пребывания . Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона района, города, страны в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы.
Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах. Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования
самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда средства труда, предметы труда, сам труд то есть целенаправленная деятельность человека , технология и организация.
Это дает основание называть услуги первого вида материальными производственными . Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными непроизводственными .
К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость. Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимого для их производства. Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги
гидов- переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие туристский продукт . По действующему законодательству, туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт включает туры, объединенные по целенаправленности познавательные, оздоровительные
и т.п. туристско-экскурсионные услуги различных видов размещение, питание, транспортные и др. товары туристско-сувенирного назначения карты, открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение и т.п Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны. Туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений,
который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Под туристскими впечатлениями понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояния туриста, возникающий или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Турист, как правило, планирует получить от купленной туристской путевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений и т.п. Туристские впечатления складываются от экскурсий, посещений
красивых природных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в отеле и др. При экспорте услуг туризма производится прежде всего вывоз впечатлений. Иностранные туристы путешествуют, то есть прибывают в определенное место назначения с целью купить впечатления. Когда они покидают место туристского назначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с понесенными ими денежными затратами, но они берут с собой впечатления как результат удовлетворения
своей любознательности. Когда платежи за реализацию услуг туризма, то есть денежные потоки, идут в Российскую Федерацию, это означает экспорт туризма. Иностранный турист, приезжая в нашу страну, тратит свои деньги на удовлетворение своих туристских потребностей, которые ему предоставляет российская сторона, следовательно, Российская Федерация экспортирует опыт путешествий и деньги туриста остаются на ее территории.
Одновременно это означает туристский импорт той Это главная особенность туристского экспорта. В этом состоит отличительная особенность от экспорта товаров, так как при экспорте товаров денежный поток и поток товаров движутся в противоположных направлениях Российское налоговое право до настоящего времени не признает приравненными к экспортным услугам услуги, оказываемые российскими туристскими фирмами иностранным туристам на территории
Российской Федерации. Такая позиция противоречит мировой практике по отнесению услуг к экспортным услугам. Поэтому встает вопрос о присоединении РФ к Генеральному соглашению о торговле услугами ГАТС . Тогда определение экспортной услуги будет исходить из трактовки норм международного права, так как эти нормы имеют приоритет над национальными нормами. В статье ГАТС содержится понятие торговля услугами , где говорится, что торговля посредством предоставления
на территории одной страны потребителю услуги другой страны применительно к туризму - услуги приезжающим в страну иностранным туристам признается внешнеторговой экспортной , так как в этом случае имеет место потребление услуг гражданами страны - получателя услуги на территории страны - поставщика услуги. Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связана с предоставлением туристам различных услуг. Туристы выступают потребителями услуг, производимых хозяйствующими субъектами.
Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции производство туристского продукта производство товаров туристского назначения и оказание услуг туризма реализацию туристского продукта организацию потребления туров и отдельных услуг туризма. В процессе реализации и организации потребления туристского продукта происходит обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организации потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие