Туристический импорт и экспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:13, реферат

Краткое описание

Рассмотрены важные аспекты экономики туризма как части социально-экономического комплекса туристский экспорт и импорт, спрос и предложение на основе изучения действующих экономических законов в туристской деятельности обобщен туристский опыт России и зарубежных стран. Экономика туризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, причем экономические отношения рассматриваются на двух уровнях межотраслевого
комплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристской фирмы.

Содержание

Введение 1.Туризм и его сущность 2.Экономические основы туристской деятельности 2.1 Экономическое содержание туризма 2.2 Экономические и финансовые показатели 2.3 Прямое и косвенное влияние туризма на экономику 2.4 положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности 3.
Экономическая эффективность туризма 4. Экспорт или импорт? 5.Развитие туризма в России Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

туризм.docx

— 36.26 Кб (Скачать файл)

субъекты в единую отрасль туризм . До настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в современный период отраслевого принципа построения классификационной схемы общественного производства условиям функционирования рыночной экономики. Осуществление научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие отрасль как таковое постепенно

размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей, где в составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в средствах потребления товары и услуги, вместе взятые , выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит

и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы потребления пища, сувениры и т.д так и услуги размещение в гостинице, обслуживание и т.п имеет в этом смысле единый функциональный критерий. Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций. Туризм - это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры.

Особенность туризма как диверсифицированного, межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры определяет двойственность назначения туризма в экономике страны. Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим

процессом. Туризм, как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, представляет собой туристскую индустрию. Туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-

переводчиков. 2.Экономические основы туристской деятельности 2.1 Сущность и экономическое содержание туризма В соответствии с Федеральным законом Об основах туристской деятельности в Российской Федерации туризм - это временные выезды путешествия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных,

познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране месте временного пребывания. Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе

функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг материальные производственные , опосредованные вещью, и нематериальные непроизводственные , не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления. Тур представляет собой комплекс различных услуг размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на

определенном маршруте в определенный срок. Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие туристский продукт . Турпродукт включает туры, объединенные по целенаправленности познавательные, оздоровительные и т. п. туристско-экскурсионные услуги различных видов размещение, питание, транспортные услуги и т. д. товары туристско-сувенирного назначения карты, открытки, сувениры и др

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Так, туристы из Японии, путешествуя по России, получают свои доходы преимущественно на родине. И расходуя деньги в России, они вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для

России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки. Итак, туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны. Когда туристы из

России совершают путешествие в Японию, это становится туримпортом в экономику России. Деньги японских туристов, потраченные в России, являются туримпортом для японской экономики. При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки направлены противоположно. Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то было экспортировано туристский опыт или товары.

Денежные потоки в обоих случаях идут в одном направлении. В настоящее время старое понятие отрасль постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как в туризме производятся и предметы потребления пища , и услуги размещение в гостинице , то можно сделать вывод, что туризм - это диверсифицированный

межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом. Туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого

123


назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности. Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов прибыли , полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг выполненных работ . Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует

уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от его реализации - с другой. 2.2 Экономические и финансовые показатели Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских

услуг и их качественную сторону. Система показателей развития туризма для региона страны включает объем туристского потока среднюю величину туристских расходов в сутки состояние и развитие материально-технической базы показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы показатели развития международного туризма. Туристский поток - это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями общее число туристов число туродней

средняя продолжительность пребывания туристов в стране регионе . Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность в днях пребывания одного туриста в стране регионе . Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни Д - это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме

Д Ч x tcp, где Ч - число туристов tcp - среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом. Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников

в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристских расходов Pj в данном регионе определяется следующим образом Рх ДхРср где Рс р - средние расходы туриста за сутки. Однако туристский поток - явление неравномерное. Поэтому были выведены коэффициенты неравномерности туристского потока Кн , которые рассчитываются тремя способами где

Dmax, Dmin -число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел дней Drfta, DCM - годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел дней. Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране регионе . К ним относятся коечный фонд гостиниц и других средств размещения число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов число мест на предприятиях развлечений аквапарки,

театры и т. д отведенных для туристов, и т. п. Мощность конечного фонда определяется по формуле Мк Kr x365 Kc xtc, где Мк - мощность коечного фонда, ед. К г - число койко-мест круглогодичного использования Кс-число койко-местсезонного использования tc - число дней сезонного использования. Так, в Санкт-Петербурге база размещения туристов насчитывает в настоящее время 142 объекта включая

курорты общей вместимостью 38,2 тыс. мест. По подсчетам специалистов, число койко-мест круглогодичного использования составляет 15,1 тыс число койко-мест сезонного использования -36,9 тыс а число дней высокого сезона приблизительно составляет 60 дней. Следовательно, мощность коечного фонда Санкт-Петербурге равна 7,7255 млн. Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма показатели использования рабочей

силы производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр. показатели использования производственных фондов фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств себестоимость услуг туризма прибыль рентабельность финансовые показатели платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма число туристов, посетивших зарубежные страны определяется по числу пересечений государственной границы число

туродней по иностранным туристам суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок. Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на регион, в котором развивается туристская отрасль. Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений. 2.3 Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона

Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства

на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики России защита прав путешествующих защита интересов производителей отечественного турпро-дукта всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального

турпродукта на мировом рынке налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций. Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике. Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы. Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях. Например,

Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. 1284 была одобрена концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, которую можно считать примером стратегии России в области туризма. Главная цель концепции - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания российских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие экономики страны.

Информация о работе Туристический импорт и экспорт