Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 19:12, курсовая работа
Ленинградская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-западного экономического района, расположен на северо-западе европейской части России, граничит: на севере – с Республикой Карелия, на востоке – с Вологодской, на юго-востоке – с Новгородской, на юге – с Псковской областями, на западе – с Эстонией, на северо-западе – с Финляндией. С запада территория области омывается водами Финского залива, с севера – Ладожского озера. Губернатор Ленинградской области – Дрозденко Александр Юрьевич.
Количество врачей в области стабильно растет: 2001 г. — 5 090 человек, 2006 г. — 5 159 человек, 2011 г. — 5 909 человек 19 . Укомплектованность врачами общей практики в 2011 г. составила 82,8 %, число посещений врачей общей практики составило 502,6 тысячи. В рамках внедрения новых технологий в медицине продолжается развитие дневных стационаров в поликлиническом звене медицинской помощи: в 15 муниципальных районах работают дневные стационары на дому.
В 2011 г. введено 5 фельдшерско-акушерских пунктов (Приозерский, Волховский, Выборгский, Тосненский муниципальные районы).
Лидером по количеству социальных объектов является Выборгский район, хотя по численности населения (204,6 тыс. человек) он занимает 3-е место после Всеволожского и Гатчинского муниципальных районов. На 2-м месте идет Гатчинский муниципальный район, и на 3-м — Всеволожский муниципальный район.
Рис 13. Распределение объектов системы образования и здравоохранения в разрезе муниципальных районов Ленинградской области в 2011 г.
2.1.1.Основные проблемы. Ограничивающие дальнейший рост и развитие региона, являются последствиями бурного роста 2000-х гг., в ближайшие годы обострятся под влиянием роста проблем глобальной экономики.
1. Экономическая база области сосредоточена в секторах, не являющихся
инновационными. Основными ограничениями дальнейшего развития экономики являются наличие слабого потенциала для создания новых рабочих мест и умеренные темпы роста.
Большая часть промышленных предприятий Ленинградской области ведет деятельность в секторах традиционной промышленности, на территории региона практически отсутствуют предприятия, ориентированные на выпуск инновационной продукции. В условиях роста экономических проблем рост числа высокотехнологичных предприятий и инновационной продукции позволит создать условия для стабилизации и роста экономики.
2. Регион испытывает дефицит в площадках, обеспеченных необходимой
инфраструктурой для размещения новых производств.
Активное развитие существующих промышленных, портовых и сервисных зон формирует запрос на новое инфраструктурное развитие. Несмотря на большое количество заявленных проектов, существует дефицит предложений участков, на которых можно начать строительство в короткие сроки. Общий объем предложения площадей промышленных парков и технопарков в Ленинградской области до 2016 года порядка 300 га. Из них пригодных к выходу на стройплощадку в 2013 году — 60–80 га. Ежегодный объем предложения производственной недвижимости (без учета крупных стратегических проектов) — около 50 га. Спрос на подготовленные площадки в дальнейшем будет расти.
3. Постепенно исчерпываются ресурсы рабочей силы.
В 2011 году наметился рост численности трудовых ресурсов, однако он
связан в первую очередь
с миграцией в Ленинградскую
область низко квалифицированной рабочей
силы. Потребность региона в специалистах
со средним специальным и высшим образованием
не восполняется. Перераспределение трудоспособного
населения. Усиливается дисбаланс между
спросом и предложением рабочей силы (профессионально-
4. Муниципальные образования Ленинградской области развиваются неравномерно. Неравномерное социально-экономическое развитие территории области выражено различиями в показателях уровня безработицы, уровня доходов населения, потенциала природных ресурсов.
Самые высокие заработные платы приходятся на муниципальные районы, находящиеся в «центральной» части области, близкой к Санкт-Петербургу, при этом в удаленных муниципальных районах средняя заработная плата ниже среднего показателя по Российской Федерации. Ряд муниципальных образований в большей степени имеют риски снижения
экономической и социальной устойчивости, инвестиционной привлекательности, показателей качества жизни населения и бюджетной устойчивости. Это преимущественно восточные территории области, которые имеют ограниченные возможности для интенсивного развития промышленных производств и привлечения инвестиций, значительная часть территории региона определена как зоны экологического и рекреационного назначения регионального масштаба. С целью недопущения усиления разрывов в уровне жизни населения муниципальных районов требуется учитывать территориальные особенности развития Ленинградской области и дифференцировать соответственно им региональные меры развития.
Глава 3 «Перспективы развития Ленинградской области».
3.1. Сценарная модель развития Ленинградской области
Обзор проблем, которые предстоит решить Ленинградской области, для того чтобы обеспечить устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, показывает, что регион практически исчерпал доступные ресурсы предыдущего этапа развития: инфраструктурные заделы, трудовые ресурсы, экологические возможности и т.п.
Рис 14. Стадии роста конкурентоспособности региональной экономики
Для следующего шага развития области необходимо сформировать новый «портфель ресурсов», обеспечить продолжение роста за счет инвестиционного развития и постепенно подготовиться к переходу на инновационный этап роста с опорой на собственные передовые («материнские») технологии с изменением структуры экономики (рис. 14). Необходимо пересмотреть приоритетные направления развития региона, а также определить новую инфраструктурную базу, параметры промышленной, аграрной и социальной политики. Должно коренным образом измениться определение регионом целей и задач в отношении ключевых источников развития — Санкт-Петербургской агломерации, портовой системы и международных транспортных коридоров, а также приграничного сотрудничества.
С целью обеспечения конкурентоспособности экономики и бюджетной устойчивости Ленинградской области в следующие 5–10 лет необходимо осуществить стратегический «маневр» сразу в нескольких направлениях:
1. Обеспечить темпы роста ВРП, превышающие 4 % в год, за счет захвата ключевых позиций на перспективных рынках, способных привлекать наиболее мобильные и квалифицированные кадры, финансовые ресурсы, передовые проектные инициативы.
2. Достижение ведущих позиций сразу на нескольких рынках для достижения
устойчивости экономики Ленинградской области. Снижение зависимости от
«сервисных» по отношению к Санкт-Петербургу, но низкодоходных экономических функций региона.
3. Переход к концепции устойчивого роста за счет не только секторальной
сбалансированности, но и всей хозяйственной системы области (экология,
человеческий капитал, культурный капитал и т.д.), сохранение и наращивание ресурсов для последующих поколений.
4. Обеспечение опережающего развития и рост ресурсной эффективности основных инженерных инфраструктур.
5. Обеспечение согласованности
развития Ленинградской
3.2.Цели и задачи социально-экономического развития Ленинградской
области
Стратегическая цель и задачи настоящей Концепции направлены на реализацию реалистичного инновационного сценария развития Ленинградской области.
Основная стратегическая цель социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочную перспективу — достижение показателей роста экономики и развития социальной сферы темпами выше среднероссийских, достижение нового качества социально-экономического роста, обеспечивающего устойчивость и сбалансированность развития области.
Реализация стратегической цели на долгосрочный период подразумевает достижение следующих целей:
-обеспечение экономического роста темпами не менее 5 % ВРП в год;
-обеспечение сбалансированного развития территории области;
-повышение качества человеческого капитала, создание благоприятных условий для эффективной занятости населения и его проживания на территории области;
-повышение эффективности государственного и муниципального управления.
1. Реализация цели по
обеспечению экономического
-развитие традиционных секторов экономики Ленинградской области;
-стимулирование развития секторов «новой» инновационной экономики
(формирование новых
-развитие инвестиционной деятельности в Ленинградской области.
2. Реализация цели по обеспечению сбалансированного развития территории области предусматривает решение следующих задач:
-сбалансированное развитие муниципальных образований Ленинградской области, в том числе путем создания специальных условий для развития группы муниципальных районов, имеющих в долгосрочном периоде повышенные риски снижения потенциала социально-экономического развития;
-инфраструктурное развитие территории, включая повышение качества объектов коммунального хозяйства, рост обеспеченности жильем, развитие региональной транспортной сети и т.д.;
-развитие агломеративных связей с Санкт-Петербургом, включая направления в сфере жилищной, социальной, транспортной политики и синхронизации стратегий развития регионов;
-развитие международного и регионального сотрудничества;
повышение экологической устойчивости территории.
3. Реализация цели по
повышению качества
-создание условий для улучшения демографической ситуации на территории
Ленинградской области;
-создание условий для получения доступного и качественного образования;
развитие рынка труда Ленинградской области;
-создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи;
повышение эффективности и доступности социальных услуг для населения;
создание условий для развития культурного и духовного потенциала;
развитие спорта и спортивной инфраструктуры.
4. Реализация цели по
повышению эффективности
-повышение эффективности, а также оптимизация структуры государственного и муниципального управления;
-создание системы управления проектами развития;
-повышение эффективности бюджетного управления;
-снижение уровня дотационности муниципальных образований Ленинградской области;
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с обществом.
Заключение.
Итоги социально-экономического развития Ленинградской области за первые пять месяцев 2010 года свидетельствуют о восстановлении позитивных тенденций и дают основания для положительных прогнозов по большинству важнейших показателей по итогам года. По сравнению с январем-маем 2009 года выросли реальные денежные доходы населения. Средняя номинальная начисленная заработная плата одного работника в апреле 2010 года составила 20404 руб., или 113,7% к апрелю 2009 года. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в апреле 2010 года на 5,4% выше уровня апреля 2009 года. По итогам года планируется рост номинальной начисленной заработной платы на 14,2% по сравнению с 2009 годом, реальной заработной платы– на 4,4%.За пять месяцев индекс промышленного производства к аналогичному периоду прошлого года вырос на 9,4%, рост обрабатывающего производства составил 13,3% . Объем продукции сельского хозяйства составил 15,2 млрд рублей, что на 3,1% больше показателей аналогичного периода 2009 года. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по итогам 1 квартала 2010 года составил 32,5 млрд рублей. Таким образом, по этому показателю Ленинградская область – на восьмом месте в России и на втором – в СЗФО. По объему инвестиций удельный вес региона в объеме округа увеличился до 23%, по сравнению с 19% в аналогичный период прошлого года.Общая сумма задолженности по зарплате В 2010 году составляет 23 млн рублей, в том числе 16 млн рублей из-за несвоевременного получения средств по линии Министерства обороны и 7 млн из-за отсутствия собственных средств организаций. При этом в течение июля 2009–февраля 2010 года бюджеты всех уровней вовремя выделяли средства на выплату заработной платы.
За последнее время проведены 67 ярмарок вакансий, профессий и учебных мест, в том числе на базе профессиональных учебных заведений. В регионе создаются молодежные биржи труда: для агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса на базе Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, для предприятий промышленности и малого бизнеса – на базе Государственного института экономики, финансов, права и технологий. Учреждения начального и среднего профессионального образования в 2009 году заключили 432 договора с работодателями на подготовку кадров, а комитет общего и профессионального образования совместно с Ленинградским областным институтом развития образования разработал 167 образовательных программ по ускоренной подготовке и переподготовке кадров, а также по повышению квалификации.
Приложение.
Существующие и возможные специализации муниципальных образований Ленинградской области.
№ п/п |
Муниципальный район (городской округ) |
Численность населения (чел.) |
Существующая специализация |
Дополнительные перспективные специализации |
1 |
Бокситогорский |
52 956 |
Химия, металлургия, добывающая промышленность, пищевое производство, лесозаготовка |
Строительный кластер |
2 |
Волосовский |
49 973 |
Сельское хозяйство, пищевое производство |
Агропромышленный кластер |
3 |
Волховский |
94 986 |
Целлюлозно-бумажная промышленность, металлургия, химия, деревообработка, пищевое производство |
Внутренняя логистика, культурно-познавательный туризм, нефтеперерабатывающая промышленность, агропромышленный комплекс |
4 |
Всеволожский |
266 553 |
Логистика и транспорт, машиностроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, строительные материалы, пищевое производство, химия |
Автомобилестроительный кластер, новая логистика, туризм, финансовый сектор и операции с недвижимым имуществом |
5 |
Выборгский |
205 264 |
Транспорт и логистика, добывающая промышленность, пищевое производство, обработка древесины, машиностроение, производство бумаги |
Транспортно-логистический кластер, нефте-газо-химический кластер, культурно- познавательный туризм |
6 |
Гатчинский |
237 698 |
Машиностроение и оборудование, пищевое производство, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, строительство |
Инновационные сектора в радиационных технологиях и фармацевтика, малый инновационный бизнес, культурно-познавательный туризм |
7 |
Кингисеппский |
79 149 |
Транспорт и логистика, лесозаготовка и обработка древесины, металлургия, пищевое производство, химия |
Транспортно-логистический кластер, нефте-газо-химический кластер, туризм |
8 |
Киришский |
64 455 |
Химия и нефтехимия, лесозаготовка и обработка древесины, включая производство бумаги, производство электроэнергии, газа и воды |
Нефтехимический кластер, внутренняя логистика |
9 |
Кировский |
102 720 |
Пищевое производство, сельское хозяйство, производство оборудования, машиностроение |
Агропромышленный кластер, транспорт и логистика, высокотехнологичные производства |
10 |
Лодейнопольский |
30 456 |
Пищевое производство, лесозаготовка и обработка древесины |
Лесоперерабатывающий кластер, туризм, фермерские хозяйства в АПК |
11 |
Ломоносовский |
70 298 |
Пищевое производство, сельское хозяйство, машиностроение, лесозаготовка и обработка древесины |
Культурно-познавательный туризм, логистические сервисы |
12 |
Лужский |
77 878 |
Строительные материалы, пищевое производство, производство металлических конструкций |
Транспорт и логистика, мебельная промышленность, культурно-познавательный туризм |
13 |
Подпорожский |
31 393 |
Добывающая промышленность, лесозаготовка и обработка древесины, пищевое производство |
Лесоперерабатывающий кластер, фермерские хозяйства в АПК |
14 |
Приозерский |
62 662 |
Добывающая промышленность, обработка древесины, сельское хозяйство |
Строительный кластер для северных районов области, агропромышленный кластер, туризм |
15 |
Сланцевский |
43 456 |
Добывающая промышленность, производство бумаги, строительные материалы, машиностроение |
Строительный кластер |
16 |
Тихвинский |
70 966 |
Машиностроение, металлургия, лесозаготовка, пищевое производство, текстиль |
Машиностроительный кластер, туризм |
17 |
Тосненский |
126 076 |
Обработка древесины, Производство неметаллической продукции, химия, машиностроение, пищевое производство |
Кластер поставщиков автокомпонентов, транспорт и логистика |
Информация о работе Характеристика Ленинградской области как территориального образования