Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 01:27, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении структуры особенностей размещения и развития газовой отрасли России.
Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть этапы газовой промышленности;
изучить географическое размещение центров газовой промышленности России;
разобрать организационную структуру российской нефтегазовой отрасли;
выявить основные проблемы развития газовой отрасли России;
рассмотреть дальнейшие перспективы развития газовой промышленности.
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1 Характеристика и структура газовой отрасли……………………...
1.1 Состав и классификация горючих газов………………………………
1.2 Добыча газа……………………………………………………………...
1.3 Транспортировка газа…………………………………………………..
1.4 Сферы использования горючих газов…………………………………
1.5 История газовой отрасли России………………………………………
Глава 2 Распределение, размещение и развитие газовой промышленности России…………………………………………………………………………..
2.1 Распределение запасов природного газа по территории России…….
2.1.1 Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция………………..
2.1.2 Волго-Уральская нефтегазоносная провинция…………………..
2.1.3 Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция…………………
2.1.4 Нефтегазоносные области Северного Кавказа…………………...
2.1.5 Нефтегазоносные области Восточной Сибири и Дальнего Востока…………………………………………………………………………
2.2 Корпоративная структура газовой промышленности России………..
2.3 Динамика развития газодобывающей промышленности…………….
2.4 Транспортировка газа…………………………………………………..
Глава 3 Проблемы размещения и развития газовой отрасли России………
3.1 Проблемы развития промышленности в отдельных регионах страны…………………………………………………………………………..
3.2 Перспективы развития газовой промышленности……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1 Характеристика и структура газовой отрасли……………………... |
5 |
1.1 Состав и классификация горючих газов……………………………… |
5 |
1.2 Добыча газа………………………………………………… |
7 |
1.3 Транспортировка газа………………………………………………….. |
9 |
1.4 Сферы использования горючих газов………………………………… |
12 |
1.5 История газовой отрасли России……………………………………… |
14 |
Глава 2 Распределение,
размещение и развитие газовой промышленности
России……………………………………………………………… |
16 |
2.1 Распределение запасов природного газа по территории России……. |
16 |
2.1.1 Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция……………….. |
17 |
2.1.2 Волго-Уральская |
18 |
2.1.3 Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция………………… |
18 |
2.1.4 Нефтегазоносные области Северного Кавказа…………………... |
19 |
2.1.5 Нефтегазоносные области
Восточной Сибири и Дальнего
Востока…………………………………………………………… |
20 |
2.2 Корпоративная структура
газовой промышленности России… |
21 |
2.3 Динамика развития |
24 |
2.4 Транспортировка газа………………………… |
26 |
Глава 3 Проблемы размещения и развития газовой отрасли России……… |
29 |
3.1 Проблемы развития |
29 |
3.2 Перспективы развития газовой промышленности…………………… |
33 |
Заключение…………………………………………………… |
39 |
Список литературы…………………………………………………… |
41 |
Природный газ в качестве источника энергии является наиболее экологически чистым, в природе имеются значительные его запасы, что позволяет назвать природный газ топливом 21 века. В ближайшее десятилетие ожидается рост спроса на газ, превосходящий рост спроса на другие источники энергии. Это не может не радовать Россию,
Газы, встречающиеся в природе, можно разделить на следующие категории:
Горючие газы, производимые человеком, в зависимости от способа их производства и состава разделяются на следующие категории:
1.2 Добыча газа
Поисковые работы на нефть и газ начинаются с геологической съемки, по результатам которой составляются геологические карты, показывающее строение участков верхней части земной коры.
В ходе полевых работ геологи изучают пласты горных пород, выходящие на поверхность Земли, их состав, происхождение, возраст и формы залегания. На топографическую карту наносятся границы распространения этих пород, намечаются участки возможных месторождений полезных ископаемых. На этих участках ведутся последующие детальные поисковые и разведочные работы, затем дается первичная оценка полезных ископаемых. Для исследования недр применяются гравитационный, магнитный и сейсмический методы. Однако единственный способ достоверно выяснить, содержится ли в ловушке промышленное количество газа или нефти, — пробурить скважину. В среднем только каждый третий разбуренный объект оказывается месторождением.
В настоящее время основным видом транспорта является трубопроводный. Газ под давлением 75 атм прокачивается по трубам диаметром до 1,4 м. По мере продвижения газа по трубопроводу он теряет потенциальную энергию, преодолевая силы трения как между газом и стенкой трубы, так и между слоями газа, которая рассеивается в виде тепла. Поэтому через определённые промежутки необходимо сооружать компрессорные станции (КС), на которых газ обычно дожимается до давления от 55 до 120 атм и затем охлаждается. Сооружение и обслуживание трубопровода весьма дорогостоящи, но тем не менее — это наиболее дешёвый с точки зрения начальных вложений и организации способ транспортировки газа на небольшие и средние расстояния.
Преимущества трубопроводного транспорта — это:
Трубопроводы диаметром более 1000 мм занимают ведущее место, средняя дальность перекачки нефти и газа превышает 1000 км, длина отдельных трубопроводов достигает 4000…5000 км.
Газовая промышленность так же является непрерывной частью единой энергетической системы. В настоящее время создана единая автоматизированная система газоснабжения страны, в которой определяющее место занимает создание и внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами на магистральных газопроводах, нефтепроводах, продуктопроводах.
Недостатком трубопроводного транспорта является все же высокая стоимость строительства трубопроводов (соединительные детали трубопровода, переходы, трубы, запорная арматура), сложности прокладки в труднопроходимых районах, экологическая опасность, особенно при эксплуатации подводных переходов (дюкеров).
Кроме трубопроводного транспорта широко используют специальные танкеры — газовозы. Это специальные суда, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии в специализированных изотермических емкостях при температуре от −160 до −150 °С. Для сжижения газ охлаждают при повышенном давлении. При этом степень сжатия достигает 600 раз в зависимости от потребностей. Таким образом, для транспортировки газа этим способом, необходимо протянуть газопровод от месторождения до ближайшего морского побережья, построить на берегу терминал, который значительно дешевле обычного порта, для сжижения газа и закачки его на танкеры, и сами танкеры. Обычная вместимость современных танкеров составляет от 150 000 до 250 000 м³. Такой метод транспортировки является значительно более экономичным, чем трубопроводный, начиная с расстояний до потребителя сжиженного газа более 2000—3000 км, так как основную стоимость составляет не транспортировка, а погрузочно — разгрузочные работы, но требует более высоких начальных вложений в инфраструктуру, чем трубопроводный. К его достоинствам относится также тот факт, что сжиженный газ куда более безопасен при перевозке и хранении, чем сжатый.