Цели и содержание региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:43, контрольная работа

Краткое описание

Россия переживает сегодня мучительный момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом - возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
1.1 Понятие региональной политики…………………………………………...4
2.1. Содержание основных направлений региональной политики…………...6
2.2. Основные направления региональной политики Российской Федерации…………………………………………………………………………8
2.3. Цели региональной политики………………………………...…………….12
3.1. Значение и содержание региональной политики………………………....13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы.…………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 5. Цели и содержание региональной политики..docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……..3

    1.   Понятие региональной политики…………………………………………...4

2.1. Содержание основных  направлений региональной политики…………...6

2.2. Основные направления  региональной политики Российской  Федерации…………………………………………………………………………8

2.3. Цели региональной  политики………………………………...…………….12

3.1. Значение и содержание  региональной политики………………………....13

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы.…………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Россия переживает сегодня  мучительный момент трансформации  социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в  регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом - возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства.

Эти явления в сочетании  с огромными масштабами территории и уникальным разнообразием природно-климатических, геополитических, этно-конфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной  региональной политики императивом  национального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие региональной политики

 

Региональная политика —  важная составная часть экономической  политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических  мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и  направленных на регулирование размещения производительных сил.

В отличие от других направлений  государственного регулирования экономики  понятие региональная политика не сводится только к управлению региональными  экономическими процессами.

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием  страны и отражающая как взаимоотношения  между государством и регионами, так и регионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственных интеграционных союзов это понятие  приобретает и национальный контекст.

Объединение в рамках региона  различных подсистем социально-экономических  отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными  являются:

Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических  диспропорций.

Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее  улучшение качества социальной среды.

Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны  государства естественного и  механического движения населения.

Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.

Экологическая политика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологической ситуации в регионе.

Научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров  и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и  т.д.

Однако своеобразным жестким  ядром региональной политики является реализация экономических целей  регионального развития, так как  механизмы достижения необходимых  социальных, демографических и социологических  условий неизбежно связаны с  наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических  рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических  налогов и штрафов способно стать  предпосылкой для активизации природоохранной  деятельности предприятий).

Другой особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Содержание основных направлений региональной политики

 

Основными направлениями региональной политики являются:

  • определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
  • определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
  • подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
  • решение национально-экономических вопросов;
  • решение проблем урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также  региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия  государственной власти. Отношение  государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое  во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику практически  одинаково.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах  региональные проблемы часто оказываются  более острыми. Это обусловлено  тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

В развивающихся странах  направления региональной политики следующие:

  • интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;
  • смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;
  • смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации;
  • возможно более полное освоение природных и людски) ресурсов;
  • рациональное размещение новых промышленных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.   Основные направления региональной политики

Российской Федерации

 

В проекте Концепции совершенствования  региональной политики Российской Федерации  определяются пять задач для достижения целей региональной политики в Российской Федерации в долгосрочном периоде:

  • рациональное размещение федеральной производственной и социальной инфраструктуры с учетом конкурентных преимуществ регионов;
  • переход к новым принципам применения финансово-бюджетных инструментов региональной политики;
  • внедрение механизмов, обеспечивающих дополнительные стимулы к повышению эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию территорий;
  • реализация в полном объеме общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Одним из ключевых инструментов социально-экономического развития субъектов  Российской Федерации является размещение федеральной инфраструктуры в целях  создания условий для развития субъектов  Российской Федерации с учетом их конкурентных преимуществ.

Развитие субъектов Российской Федерации в перспективе должно приобрести инновационный характер, его пространственная конфигурация должна стать более гибкой, не привязанной  жестко к сложившейся энерго-сырьевой базе и центрам концентрации финансовых потоков.

Так в своем послании федеральному собранию Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения  инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих  мест на основе так называемых лучших региональных практик. К числу таковых  относится сокращение сроков выдачи разрешений, необходимых для начала бизнеса, создание подготовленных промышленных площадок и целый ряд других мер».

Должна возрастать роль новых  центров инновационного экономического роста, опирающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию  территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего:

крупных городских агломераций  с высоким качеством среды  обитания и человеческим потенциалом, динамично развивающейся научно-инновационной  и образовательной инфраструктурой, растущей деловой активностью и сервисной сферой;

туристско-рекреационных  зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными  природно-климатическими условиями;

Развитие национальных транспортной, энергетической и телекоммуникационной сетей должно быть нацелено не только на реализацию потенциала центров экономического роста в субъектах Российской Федерации, но и на постепенную их интеграцию в мировые инфраструктурные системы.

Эти пространственные ориентиры  развития экономик субъектов Российской Федерации должны составить единую основу для планирования действий органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

Государственная поддержка  развития таких субъектов Российской Федерации наряду с их инфраструктурной интеграцией в единое социально-экономическое  пространство России может осуществляться путем:

- создания особых экономических  зон регионального развития, в  том числе применительно ко  всей территории субъекта Российской  Федерации, с предоставлением  льгот и преференций, прежде  всего, за счет средств федерального бюджета;

- субсидирования тарифов  на услуги естественных монополий  на территориях, где они влекут  чрезмерно высокие издержки производства, а также отдельных видов деятельности  по оказанию услуг населению  в целях повышения их конкурентоспособности;

- организации доступа  к дешевым финансовым ресурсам, в частности, путем субсидирования  процентной ставки по кредитам  и лизинговых платежей, а также  предоставления дополнительных  преференций налогового и таможенного  характера в целях стимулирования  инновационного развития и модернизации приоритетных для регионов производств;

- принятия мер, направленных  на сохранение исторического  и (или) природно-ландшафтного  облика территорий и культурных  традиций при повышении качества социальной среды.

В концепции приводится ряд  задач, которые должны решать налогово-бюджетные  инструменты региональной политики:

- сокращение различий  в уровне бюджетной обеспеченности  субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов для реализации  ими собственных полномочий при  сохранении стимулов к интенсивному  социально-экономическому развитию.

Усиление ответственности  и подотчетности органов власти субъектов Российской Федерации  за эффективность собственной деятельности и конечные результаты социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В соответствии с этими задачами, концепцией предусмотрено совершенствование  налогово-бюджетных инструментов региональной политики.

Новые подходы требуются  также применительно к организации  институциональной составляющей управления региональным развитием.

Механизмом повышения  эффективности проведения политики федерального центра на региональном уровне может стать радикальное  усиление координирующей, управляющей  и контрольной роли института  полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Как и применительно к  региональному уровню, повышение  эффективности отправления муниципальных  полномочий связано с укреплением  финансовой самостоятельности муниципалитетов. В этой части требуется внесение в бюджетное и налоговое законодательство изменений, направленных на расширение доходной базы местного самоуправления путем:

  • увеличения количества местных налогов и доли местных налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации путем перераспределения доходных источников между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • совершенствования системы выравнивания бюджетов муниципальных образований различных типов в части ужесточения методики расчета и передачи трансфертов;
  • внедрения механизмов роста доходов местных бюджетов в зависимости от результативности действий органов местного самоуправления по наращиванию собственной доходной базы и реализации экономического потенциала своей территории.

Информация о работе Цели и содержание региональной политики