Решение указанных задач,
прежде всего, достигается путем
создания органами местного самоуправления
благоприятного инвестиционного климата
на территории муниципального образования,
что связано с рациональным размещением
муниципальной инфраструктуры в
единой системе стратегического
планирования в Российской Федерации,
повышением доступности и качества
муниципальных услуг населению,
вовлечением в гражданский оборот
земельных участков и муниципального
имущества, не предназначенного для
обеспечения исполнения полномочий
органов местного самоуправления, а
также повышением транспарентности
муниципального правового регулирования
и ликвидацией административных барьеров.
2.3. Цели региональной
политики
Главная цель региональной
политики — создание условий для
вхождения в рынок всех заинтересованных
регионов, предприятий и граждан,
для раскрытия и развития их целевых
способностей и предприимчивости с
учетом территориальной специфики.
Цель региональной политики:
- социальные цели — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;
- экономические цели — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;
- экологические цели — содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в легкоранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.
- Значение и содержание региональной политики
В России вследствие огромных
различий природно-географических, социально-демографических,
экономических и других условий
унифицированный подход к регионам
здесь невозможен. В период перехода
к рыночным отношениям роль региональной
политики еще более возрастает.
Региональная политика призвана
ослабить внутренние социальные напряжения,
сохранить целостность и единство страны.
Изменившаяся ситуация в стране вызывает
необходимость изменения содержания региональной
политики.
Объективные различия стартовых
условий, дифференцированное отношение
федеральных властей к разным
регионам и различия в политике региональных
властей определяют неравномерность
осуществления реформ и их региональное
разнообразие.
В России наблюдаются признаки
дезинтеграции: усиление замкнутости
регионов и уменьшение интенсивности
межрегиональных связей. Предельная
дезинтеграция — это выпадение
региона из экономической системы
(и государства), его обособление
или вхождение в другую систему
(государство). Дезинтеграционные тенденции
не устранены до настоящего времени
(Приморье, Чеченская Республика, Республика
Татарстан и др.). Однако политическая
опасность распада России ослабевает,
начинает активно действовать такой
объединяющий фактор, как заинтересованность
товаропроизводителей в преодолении
ограничений спроса и расширении
рынка сбыта продукции. Эти интеграционные
моменты требуют государственной
поддержки.
Огромные различия российских
регионов по всем предпосылкам развития
и федеративное устройство страны обрекают
на неудачу унифицированное проведение
реформ. Для реформирования России
необходимо разумное сочетание двух
течений — регионализации и интеграции.
Суть регионализации —
учет специфики регионов в общероссийской
структурной, инвестиционной, финансовой
политике; перенос ряда направлений
реформ на региональный уровень (например,
реформа в коммунальном секторе);
разработка специальных программ реформ
для регионов с особыми условиями
развития.
Тенденции регионализации и
интеграции, разумеется, противоречивы.
Не исключена трансформация регионализации
в региональный сепаратизм, но и
чрезмерная централизация управления
нежелательна. Подавление экономической
заинтересованности на местах создает
базу для регионального сепаратизма,
поскольку в регионах усиливается
убежденность, что, действуя в одиночку
или в составе региональных коалиций,
можно добиться большего, чем в
централизованном государстве.
Декларированный принцип
стирания различий между городом
и деревней не был реализован, что
вызывало массовую миграцию сельского
населения в города. Ограничение
чрезмерного роста крупных городов
осуществлялось административно-запретительными
методами — путем ограничения
прописки. В то же время в городах
развивались производства, не обеспеченные
рабочей силой, что заставляло привлекать
рабочих «по лимиту». Одновременно
проводилась ликвидация мелких сельских
поселений — «неперспективных деревень».
Стратегическими задачами регионального
развития в настоящее время являются:
- реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;
- преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;
- стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);
- продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;
- стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;
- переспециализация новых приграничных регионов;
- развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
- преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.
Таким образом, в региональной
политике акценты переместились
с освоения новых районов на стабилизацию
в них и преодоление депрессивного
состояния старых регионов, с ограничения
роста крупных городов — на
возрождение малых городов и
сельских поселений; изменилось соотношение
центрального и регионального уровней
управления, возникли новые проблемы:
безработица, достигающая в некоторых
регионах критического уровня; появление
беженцев и вынужденных переселенцев;
резкое ухудшение социально-экономической
ситуации во многих регионах.
В качестве особо важных
следует выделить следующие задачи региональной
политики:
- нормализация экологической ситуации;
- адаптация беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах;
- нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда;
- решение проблемы гиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.
Заключение
Региональная политика -
очень важная составляющая практически
любой политики как на федеральном,
так и на субфедеральном и местном уровнях.
Хотя говорить о региональной политике
только как о части какой-либо другой политики
неверно. Региональная политика - самостоятельная
и необходимая часть политической и правовой
основы общества и всего государства.
Будущее России во многом определяется
именно проводимой сейчас в нашей
стране региональной политикой. Только
при разумной, целостной и учитывающей
интересы государства, регионов и населения
региональной политике можно вообще
говорить об этом будущем России как
единой и процветающей страны. К
сожалению, современная региональная
политика Российской Федерации редко
отвечает хотя бы одному из этих критериев.
Поэтому назрела необходимость
проведения не только различных экономических
и социально-экономических реформ
в нашей стране, но также и единой
и комплексной ''региональной'' реформы.
В перспективе эта реформа должна быть
направлена на сохранение единого как
в социальном, экономическом так и политическом
аспектах государства, выравнивание уровней
развития регионов, повышение уровня жизни
населения, дальнейшее развитие региональных
и общегосударственной экономик, превращение
России в развитое правовое демократическое
федеративное государство.
Федеральный центр в России
должен выступать не только как управляющий
и перераспределяющий финансовые ресурсы
орган Федерации, но скорее как координирующий
отношения между регионами и
являющийся гарантом сохранения единого
экономико-социально-политико-правового
пространства. Регионы же не должны
ограничиваться только своими сугубо
региональными проблемами, но должны
играть активную роль в политической
и экономической жизни всего
государства, а роль Совета Федерации
как органа государственной власти
должна быть повышена. Кроме того равноправие
субъектов Федерации из фактически фикции,
закрепленной в Конституции РФ, должно
стать реальностью, а разделение страны
по фактическим правам на ''республики'',
''области'', ''округа'' - анахронизм, место
которому в истории. Федеральный центр
не должен бояться передать некоторые
права и свои функции в ведение субъектов
Федерации (например, вопросы владения,
распоряжения и пользования землей).
Россия - особое государство.
Нахождение ее на стыке Востока и
Запада, а также огромная территория
не позволяют применить в полной
мере опыт других стран. Поэтому нужно
искать не универсальную ''формулу'' восстановления
после кризиса, а ''формулу'', учитывающую
специфику России. Региональная политика
должна во многом способствовать этому.
Список использованной
литературы
- Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г., 239 с.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для ВУЗов. М.: ГУ-ВШЭ, 2003 г., 495 с.
- Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2004 г., 296 с.
- Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2005 г., 304 с.
- Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие / НГАЭиУ. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998 г., 172 с.
- Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Изд. стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2003 г., 368 с.
- Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005 г., 447 с.
- Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2003 г., 208 с.
- Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / Под ред. В.Г. Алиева. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002 г., 646 с.
- Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник. 2-е изд., доп. и перераб. / Гл. ред. В.П. Колесов, В.М. Шупыро. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2001 г., 642 с.
- Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учебное пособие для ВУЗов. М.: ГУ-ВШЭ, 2006 г., 780 с.