Цели и содержание региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:43, контрольная работа

Краткое описание

Россия переживает сегодня мучительный момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом - возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
1.1 Понятие региональной политики…………………………………………...4
2.1. Содержание основных направлений региональной политики…………...6
2.2. Основные направления региональной политики Российской Федерации…………………………………………………………………………8
2.3. Цели региональной политики………………………………...…………….12
3.1. Значение и содержание региональной политики………………………....13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы.…………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 5. Цели и содержание региональной политики..docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)

Решение указанных задач, прежде всего, достигается путем  создания органами местного самоуправления благоприятного инвестиционного климата  на территории муниципального образования, что связано с рациональным размещением  муниципальной инфраструктуры в  единой системе стратегического  планирования в Российской Федерации, повышением доступности и качества муниципальных услуг населению, вовлечением в гражданский оборот земельных участков и муниципального имущества, не предназначенного для  обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления, а  также повышением транспарентности муниципального правового регулирования и ликвидацией административных барьеров.

 

 

2.3. Цели региональной политики

 

Главная цель региональной политики — создание условий для  вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых  способностей и предприимчивости с  учетом территориальной специфики.

Цель региональной политики:

  1. социальные цели — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;
  2. экономические цели — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;
  3. экологические цели — содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в легкоранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.

 

  1.  Значение и содержание региональной политики

 

В России вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий  унифицированный подход к регионам здесь невозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает.

Региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.

Объективные различия стартовых  условий, дифференцированное отношение  федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность  осуществления реформ и их региональное разнообразие.

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости  регионов и уменьшение интенсивности  межрегиональных связей. Предельная дезинтеграция — это выпадение  региона из экономической системы (и государства), его обособление  или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции  не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой  объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении  ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной  поддержки.

Огромные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений — регионализации и интеграции.

Суть регионализации —  учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений  реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями  развития.

Тенденции регионализации и  интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и  чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической  заинтересованности на местах создает  базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается  убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в  централизованном государстве.

Декларированный принцип  стирания различий между городом  и деревней не был реализован, что  вызывало массовую миграцию сельского  населения в города. Ограничение  чрезмерного роста крупных городов  осуществлялось административно-запретительными  методами — путем ограничения  прописки. В то же время в городах  развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений — «неперспективных деревень».

Стратегическими задачами регионального  развития в настоящее время являются:

  • реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;
  • преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;
  • стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);
  • продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;
  • стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;
  • переспециализация новых приграничных регионов;
  • развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
  • преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

Таким образом, в региональной политике акценты переместились  с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного  состояния старых регионов, с ограничения  роста крупных городов — на возрождение малых городов и  сельских поселений; изменилось соотношение  центрального и регионального уровней  управления, возникли новые проблемы: безработица, достигающая в некоторых  регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах.

В качестве особо важных следует выделить следующие задачи региональной политики:

  • нормализация экологической ситуации;
  • адаптация беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах;
  • нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда;
  • решение проблемы гиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Региональная политика - очень важная составляющая практически  любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей  стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей  интересы государства, регионов и населения  региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как  единой и процветающей страны. К  сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко  отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость  проведения не только различных экономических  и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий  и перераспределяющий финансовые ресурсы  орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и  являющийся гарантом сохранения единого  экономико-социально-политико-правового  пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего  государства, а роль Совета Федерации  как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'', ''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и  Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно  искать не универсальную ''формулу'' восстановления после кризиса, а ''формулу'', учитывающую  специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г., 239 с.
  2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для ВУЗов. М.: ГУ-ВШЭ, 2003 г., 495 с.
  3. Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2004 г., 296 с.
  4. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2005 г., 304 с.
  5. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие / НГАЭиУ. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998 г., 172 с.
  6. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Изд. стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2003 г., 368 с.
  7. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005 г., 447 с.
  8. Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2003 г., 208 с.
  9. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / Под ред. В.Г. Алиева. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002 г., 646 с.
  10. Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник. 2-е изд., доп. и перераб. / Гл. ред. В.П. Колесов, В.М. Шупыро. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2001 г., 642 с.
  11. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учебное пособие для ВУЗов. М.: ГУ-ВШЭ, 2006 г., 780 с.

 


Информация о работе Цели и содержание региональной политики