Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая география".
Кап. Отношения: В эпоху капитализма Индия становится объектом фискальной, торговой, ростовщической, феодальной, капиталистической эксплуатации, что и определило особенности экономического развития Индии. Ее уделом стал колониальный путь генезиса капитализма. Одной из важных предпосылок колониальной экспансии английского капитализма и порабощения Индии был рано начавшийся в Англии промышленный переворот. Кроме того, консерватизм феодального строя Индии тормозил ее экономическое развитие.
В XVII-XVIII вв. ремесло в Индии достигло большого технического совершенства, но не порождало капиталистической мануфактуры. Широкое распространение получила простая кооперация наемного труда. В сфере землепользования и агрикультуры сохранилась индийская община, сельская община в Индии ассимилировала ремесло, что практически означало консервацию натурального хозяйства и превращение общины в замкнутый мир.[8]
В Индии община мешала товаризации
хозяйства, отделению ремесла от
сельского хозяйства, концентрации
ремесленного производства в городах,
возникновению
Внешняя торговля Индии в позднее средневековье была довольно обширной. Экспортировались продукты сельского хозяйства, хлопчатобумажные ткани, железо и сталь, индийские пряности и ткани. Однако внешние источники накопления капитала оказались малодоступными для купечества Индии. Формированию национального рынка, накоплению капиталов и их промышленному применению мешали политическая раздробленность и военные опустошения.
Завоевание Индии
Аграрная политика Ост-Индской
компании нашла свое классическое отражение
в Бенгалии. Заминдары (откупщики, собиравшие
раньше налоги для Великого Могола,
а теперь для Ост-Индской компании)
90% собранного налога с крестьян обязывались
передавать Ост-Индской компании. Колониальное
порабощение Индии
Развитию капиталистического
уклада в экономике Индии
39.Индия накануне и в годы первой мировой войны. "Пробуждение Индии".
В течение войны до 1.4 млн британских и индийских солдат из британской армии в Индии приняли участие в военных действиях по всему миру, сражаясь наравне с солдатами из таких доминионов, как Канада и Австралия. Международная роль Индии возросла. В 1920 году она стала одним из учредителей Лиги Наций, и приняла участие в летних Олимпийских играх 1920 года в Антверпене под названием «Британских Индий». В самой Индии это приводило к требованиям большего самоуправления, особенно среди лидеров Индийского Национального Конгресса.Начиная с 1916 года, британские колониальные власти в лице вице-короля лорда Челмсфорда объявили об уступках требованиям индусов; эти уступки включали в себя назначения индусов на офицерские должности в армии, присвоение князьям наград и почётных титулов, отмена крайне раздражавшего индусов акциза на хлопок. В августе 1917 госсекретарь по Индии Эдвин Монтегю объявил целью Британии поэтапное формирование в Индии «ответственного правительства как неотъемлемой части Британской империи».
К концу войны большинство войск были передислоцированы из Индии в Месопотамию и Европу, что вызывало беспокойство местных колониальных властей. Участились беспорядки, а британская разведка отмечала множество случаев сотрудничества с Германией. В 1915 году был принят Закон об обороне Индии, который в дополнение к Закону о прессе 1910 года, позволил преследовать политически опасных диссидентов, в частности, отправлять журналистов в тюрьму без суда, и осуществлять цензуру.В 1917 году комитет под председательством британского судьи Роулата расследовал причастность немцев и российских большевиков к вспышкам насилия в Индии. Выводы комиссии были представлены в июле 1918, и выделили три района: Бенгалия, президентство Бомбея, и Пенджаб. Комитет рекомендовал расширить полномочия властей в условиях военного времени, ввести суды из трёх судей, без суда присяжных, ввести правительственный надзор над подозреваемыми, и дать полномочия местным властям арестовывать и задерживать подозреваемых на короткие сроки без суда.Конец войны вызвал также экономические изменения. К концу 1919 в войне участвовало до 1.5 млн индусов. Налоги выросли, а цены в период 1914—1920 удвоились. Демобилизация из армии усугубила безработицу, в Бенгалии, Мадрасе и Бомбее прошли голодные бунты.
Правительство решило воплотить в жизнь рекомендации комитета Роулата в виде двух законов («биллей Роулата»), однако при голосовании в Имперском Законодательном Совете все его индийские депутаты проголосовали против. Британцам удалось провести урезанную версию первого билля, разрешавшего властям внесудебные преследования, но сроком только на три года, и только против «анархических и революционных движений». Второй билль был целиком переписан в виде поправок к Уголовному кодексу Индии. Тем не менее, в Индии вспыхнуло сильное возмущение, которое вылилось в резню в Амритсаре, и вывело на передний край националистов Махатму Ганди.
В декабре 1919 был принят Закон о правительстве Индии. Имперский и провинциальные законодательные советы были расширены, и отменено убежище исполнительной власти при прохождении непопулярных законов в виде «официального большинства». Такие дела, как оборона, уголовный розыск, иностранные дела, связь, сбор налогов остались в ведении вице-короля и центрального правительства в Нью Дели, тогда как здравоохранение, аренда земли, местное самоуправление были переданы в провинции. Такие меры облегчили индусам возможность участвовать в госслужбе, и получать офицерские должности в армии. Избирательное право индусов было расширено на национальном уровне, но число индусов с правом голоса составило всего лишь 10 % от взрослого мужского населения, причём многие из них были неграмотны. Британские власти занимались манипуляциями; так, больше мест в законодательных советах получали представители деревень, больше симпатизировавшие колониальным властям, чем горожане. Отдельные места резервировались для не-брахманов, землевладельцев, бизнесменов, выпускников колледжей. Согласно принципу «общинного представительства» места резервировались отдельно для мусульман, сикхов, индусов, индийских христиан, англо-индийцев, проживавших в Индии европейцев, в Имперском и провинциальных законодательных советов. В 1935 году британский парламент основал в Индии законодательные ассамблеи, в 1937 Бирма была отделена от Британской Индии, став отдельной коронной колонией. В том же году были проведены общенациональные выборы в провинциальные ассамблеи, на которых Конгресс выиграл в 7 из 11 провинций. Кроме того, по закону 1935 года Бирма должна была выплатить индийскому колониальному правительству долг в размере 570 млн рупий, который включал в себя расходы на покорение Бирмы, на строительство железных дорог.
40.Иран во второй половине XIX - начале XX веков: особенности исторического развития.
Став с начала XVI в. центром шиитской оппозиции в мире ислама, шахский Иран не только продолжал последовательно отстаивать свою самобытность, но и весьма болезненно реагировал на вмешательство в его дела извне, особенно со стороны России и Англии, ведших дело к превращению этой страны в полуколонию. Вынужденная приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, традиционная структура Ирана реагировала на них особенно бурно. Именно проявлением такого рода реакции было восстание бабидов в середине XIX в. -- восстание, несколько опередившее давно назревавшие в стране реформы.
Баб и бабиды
В 1844 г. -- ровно через тысячу лет (по европейскому календарю) с момента легендарного исчезновения двенадцатого скрытого имама -- сеид Али Мухаммед объявил себя Бабом, т. е. вратами, через которые ожидаемый имам в качестве мессии Махди вот-вот должен спуститься на землю. Прихода скрытого имама шииты всегда ожидали с нетерпением, а в периоды острых кризисов это нетерпение стократ возрастало. Неудивительно, что проповедь, с которой выступил набожный торговец из секты шейхитов, вызвала широкий отклик в стране. Махди ожидали со все возрастающим напряжением, а идеи Баба, распространявшиеся его последователями вначале в весьма неопределенной форме и потому получавшие различную интерпретацию в зависимости от обстоятельств (то это были призывы к справедливости и снижению налогов, то осуждение богатства и роскоши, то возмущение бесцеремонностью иностранцев, то требования социальных и имущественных прав и гарантий), день ото дня обретали все большую силу, особенно в Азербайджане, где произвол персидских властей ощущался наиболее остро. Встревоженные власти заключили Баба в 1847 г. в тюрьму, но это его не остановило: именно сидя в крепости Баб написал свою знаменитую книгу Веян, в которой он провозгласил себя долгожданным Махди и изложил принципы своего учения. Вкратце эти принципы сводились к тому, что новая эпоха рождает нового пророка, устами которого говорит Аллах, что он, Баб и Махди, является именно таким пророком, несущим миру справедливость, гарантирующим защиту прав и имущества и в то же время выступающим против произвола власти и засилья иностранцев. Распространяя идеи Баба, его последователи во многом шли дальше него, требуя раздела и общности имущества, выступая за всеобщее равенство, включая и равенство женщин. Эти эгалитарные призывы оказывали едва ли не наибольшее воздействие на крестьянские массы, следствием чего были быстрое возрастание количества бабидов и радикализация этого движения.
В стране одно за другим начиная
с осени 1848 г. вспыхивали бабидские
восстания, причем казнь самого Баба
летом 1850 г. лишь подлила масла в
огонь. И хотя восстания вскоре были
подавлены, ушедшие в подполье бабиды
не сдавались, а в 1852 г. пытались даже
убить шаха. Естественно, что после
этого преследования бабидов
усилились. Расправа с восставшими
бабидами и бегство уцелевших
предводителей и идеологов
Прекращение реформ не замедлило
сказаться: успешный поход шаха на Герат
в 1856 г. завершился отступлением под
давлением англичан, навязавших Ирану
унизительный мирный договор. Вслед
за тем начался период активного
проникновения иностранного капитала
в Иран. Займы, концессии, полуколониальный
характер внешней торговли -- все
это за короткий срок подчинило экономику
страны иностранцам. И хотя шах после
нескольких поездок в Европу в 70--80-х
годах ввел в систему управления
страной некоторые новшества, включая
попытку ограничить судебную власть
шиитского духовенства и
В отличие от Османской
империи, где благодаря танзиматским
реформам была сохранена политическая
независимость, шахский Иран эту
независимость быстро утрачивал. Дело
дошло до того, что в конце XIX в.
Россия и Англия практически поделили
между собой сферы влияния
в этой стране. Север страны, включая
ее столицу, находился под сильным
политическим давлением России, а
наиболее надежным армейским формированием
на долгие десятилетия стала созданная
и возглавлявшаяся русскими офицерами
казачья бригада. Район Персидского
залива почти целиком зависел
от англичан. Правда, шах время от
времени под давлением
41.Движение машрут'а в Иране 1905-1911гг.
Уже на рубеже XIX--XX вв. большое
количество иранских отходников, особенно
из иранского Азербайджана, работали
на предприятиях русского Закавказья.
Только в Баку, по некоторым данным,
их в 1904 г. насчитывалось 7 тыс. -- свыше
20 % всего бакинского пролетариата.
Русские революционеры вели с
ними работу, и, возвращаясь на родину,
отходники несли с собой новые
идеи, порой весьма радикальные. Эти
идеи жадно впитывались голодающими
крестьянами на рубеже XIX--XX вв., когда
в Иране резко обострилась
продовольственная проблема, что
вело к спорадическим голодным бунтам
и народным демонстрациям, сопровождавшимся
разгромом домов спекулянтов
и торговцев зерном, и способствовало
возникновению революционной
Шах вынужден был капитулировать.
5 авг. 1906 г. был опубликован указ
о введении в стране конституционного
режима и о созыве меджлиса (изб.
по куриальной системе в два этапа)
Собравшийся осенью того же года меджлис
принял закон о максимальной цене
на хлеб. Разрабатывал Основной закон.
Принятый меджлисом и подписанный
шахом, этот закон (конституция) предусматривал
ограничение власти шаха меджлисом,
прежде всего во всем том, что касалось
бюджета и вообще финансов и экономики
страны, включая и взаимоотношения
с иностранцами. Осенью 1907 г. меджлис
принял дополнения к этому закону,
включавшие основные гражданские права
и свободы и создание, наряду с
религиозными, светских судов. Был также
принят принцип разделения властей
-- законодательной, исполнительной, судебной.
Однако при всем том шиитский ислам
оставался государственной