Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая география".

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_vostoku.docx

— 189.97 Кб (Скачать файл)

Книга содержит описание общества далёкого будущего, освобождённого от расовых  и национальных антагонизмов, общества равенства мужчин и женщин, общества, лишённого государственных границ, и управляемого посредством демократии.

Идеальный мир по Кан Ювэю имеет  следующие признаки:

  • Мир разделён на 10 000 географических районов, выделенных условно по географическим параллелям и меридианам.
  • Путем евгенической практики выводится единое человечество, обладающее европейской внешностью и китайской культурой. Язык основан на китайской грамматике, и фонетике наиболее красивых романских языков — итальянского и французского.
  • Семья упраздняется. Брак заключается сроком на год, после чего супруги могут искать себе другого партнёра или продолжать отношения. Дети воспитываются государством вплоть до достижения совершеннолетия.
  • Отношения между полами строятся на основе полного равенства. Человек может позволить себе всё, пользуясь абсолютной свободой, в том числе нудизм и гомосексуализм (хотя ко всем этим проявлениям, Кан Ювэй лично относился негативно).
  • Капитализм Кан Ювэй считал абсолютным злом, в первую очередь из-за конкуренции. Общество Великого Единения будет коммунистическим: вся собственность будет общественной, а стимулом к хорошей работе станет обеспечение нетрудоспособного члена общества.
  • Каждый житель Земли должен отработать за своё обучение и воспитание не менее 20 лет. После этого срока человек может остаться на своей должности, или принять монашество, удалившись от мира.
  • Единственным механизмом, позволяющим влиять на качество работы, является содержание после наступления нетрудоспособности. Лентяи и тунеядцы будут содержаться обществом, но их содержание будет минимальным, только для поддержания физической жизни.
  • Природа человека улучшится, поэтому из всех законов останутся только Четыре Запрета: 1) на безделье, 2) на конкуренцию, 3) на аборты, 4) на индивидуализм.
  • По-видимому, в будущем человечество обретёт физическое бессмертие и абсолютную свободу в масштабах Вселенной. Произойдёт это благодаря синтезу духовных практик буддизма и даосизма с современной наукой.

21.Идеологическое обоснование буржуазных преобразований в Японии в эпоху Мэйдзи: Мотоори Норинага и школа кокугакуха.

Школа «Национальной науки» («Кокугакуха») возникла как движение, направленное на изучение древней яп. литературы и истории с целью выявления собственно яп. культурных элементов и особенностей национального духа, существовавших еще до введения буддизма и конфуцианства. К этой школе относились такие мыслители, как Камо Мабути (1697—1769), Мо-тоори Норинага (1730—1801), Хирата Ацутанэ (1776— 1843). Возвысив мифопоэтическое метафорическое осмысление реальности над рациональным, представители школы перенесли акцент на раскрытие индивидуальности, уникальности отдельных вещей и явлений. Мотоори Норинага сделал методом познания эстетическое сопереживание (постижение «мононо аварэ», т.е. очарования вещей), восприятие вещей через симпатию и интуицию, отождествление себя с ними. История стала восприниматься «Кокугаку» как последовательность индивидуальных событий. Видимый, вещный мир рассматривался как реализация божественной силы невидимого мира.

22.Идеологическое обоснование буржуазных преобразований в Японии в эпоху Мэйдзи: школы митогаку и рангаку.

Митогаку: относится к движению протеста по отношению к политике сёгуната. В школе Мито были представлены различные философские направления и религиозные течения: конфуцианство, буддизм, синтоизм, даосизм, а также национальная наука «кокугаку» [2, c. 595]. На основе 397 томного исторического труда «Истории великой Японии» писавшейся с 1667 по 1715 гг., где исторические тексты пронизывала идея почитания императора и конфуцианская догма «о моральном долге» (тайги мэйбун); рукописи «Неофициальной истории Японии» (Нихон гайси) японского ученого Рай Санъё, которая главную роль в истории управления Японией отдавала императору и принижала власть сёгуната, и трактата «Об исправлении имен» (Сэймэй рон), где автор Фудзита Юкоку выдвинул девиз: «Почитание императора и низвержение узурпатора» (сонно хайки), в школе Мито сформировалась идея «почитания императора» (сонно), сильной централизованной власти, объединяющей в себе как светские, так и религиозные начала. Проводниками этой идеи стали самураи и дайме [3, c. 213]. Но начиная с середины XIX века, стали распространяться опасения в среде представителей школы Мито, что Запад может разрушить не только социально-политическую систему Японии, но и подлинный характер японской нации, который они выражали термином «кокутай». Поэтому идея «сонно» дополнилась девизом: «дзёи» – изгоним варваров. Девиз «дзёи» активно популяризовали в среде самураев и прочих слоев населения во 2-й половине XIX века Айдзава Сэйсисай, Ёсида Сёин и Фудзита Токо - крупнейшие теоретики школы Мито.

Рангаку: («голландские науки») — свод европейских научных знаний, проникавших в Японию в период действия политики сакоку, преимущественно через голландскую торговую факторию на насыпном островке Дэдзима в гавани Нагасаки.

До 1720 года распространение  этих знаний в японском обществе считалось  достаточно опасным. Существовала монополия  на перевод голландских книг. Это  дело было поручено замкнутому цеху переводчиков, которые на протяжении ряда поколений  занимались переложением западных знаний на японский лад.

После 1720 года политика изоляции была несколько ослаблена, что привело  к аккультурации западных научных знаний в японском обществе. Способствовала этому и почти поголовная грамотность японцев, особенно жителей городов.

В замкнутое государство  стали поступать такие западные изобретения, как механические часы, микроскопы, телескопы и насосы, которые тщательно исследовались местными учёными. Пользовались спросом и безделушки вроде волшебных фонарей; со временем было налажено изготовление их японских аналогов. Наибольший интерес вызывали книги медицинского содержания, а также сведения об изучении возможностей электричества.

После 1803 года запреты на распространение рангаку были постепенно сняты; последние гонения на «специалистов по варварским наукам» были отмечены в 1839 году. Активное изучение и освоение рангаку позволило японцам подготовиться к открытию страны для европейцев и в сжатые сроки сократить своё инфраструктурно-технологическое отставание от Европы.

23.Идеологическое обоснование буржуазных реформ "младотурок" в Османской империи.

Общей политической платформой всех групп была борьба за восстановление первой турецкой конституции 1876 и свержение  Абдул Гамида II. В 1892 последовали  первые аресты и ссылки участников младотурецких групп. В эти же годы стали складываться эмигрантские центры младотурок, создававшиеся бежавшими  из Османской империи в Европу деятелями и идеологами младотурецкого движения. К 1894—95 стамбульская тайная организация младотурок, действовавшая  под названием «Османского общества единения и прогресса», имела свой устав и программные установки, суть которых сводилась к борьбе за прогресс страны, ее освобождение от экономической и политической зависимости  от империалистических держав, обеспечение  всем подданным Османской империи  равенства и свободы. Эти же идеи пропагандировали печатные органы младотурецкой  эмиграции в Париже, Женеве, Каире. Младотурки издавали в Европе и тайно  распространяли в пределах Османской  империи пропагандистские брошюры  и листовки.

днако своей политикой, направленной на ограничение революции, младотурки облегчали выполнение замыслов внутренней и внешней реакции. В апр. 1909 реакционные  круги организовали в Стамбуле контрреволюционный мятеж с целью восстановления неограниченной власти султана. Попытка  не удалась, и Абдул-Хамид II лишился  трона (султаном парламент избрал безвольного  Мехмеда V), но с этого времени  сами младотурки стали переходить на реакционные позиции. Заняв министерские, парламентские и административные посты, они установили диктаторский режим, мало отличавшийся от "зулюма". Половинчатые реформы младотурок не изменили классовой сущности феодально-клерикального  строя Османской империи. Когда  освободительная борьба охватила почти  все нетурецкие области империи (Балканы, арабские и армянские земли  и др.), а итало-турецкая война 1911-12 и Балканские войны 1912-13 окончательно разрушили иллюзию османизма, младотурки стали проповедовать реакционные  идеи пантюркизма. Они также широко использовали лозунги панисламизма. Младотурки не облегчили и положения турецких трудящихся масс. Проведённый в 1913 кадастр, закрепив частную собственность на землю, усилил обезземеливание крестьян. Забастовки рабочих подавлялись властями, преследовались демократические и социалистические организации, возникшие в Турции после младотурецкой революции.

24,25 Идеология реформ периода Танзимата в Османской империи. Причины и предпосылки преобразований эпохи низам-и джедид в Османской империи.

Угроза полного распада  и гибели Османской империи породила поиски путей к восстановлению былой  мощи империи, к созданию централизованного  феодально-абсолютистского государства. Первая попытка преобразований была предпринята при султане Селиме III (правил в 1789-1807). Реформы, получившие название "новая система" (низам-и джедид"), имели целью упорядочить военно-ленное землевладение, предусматривали формирование нового, по-европейски обученного и дисциплинированного пехотного войска, расширение мануфактурного производства для военных нужд и др. С самого начала реформы вызвали противодействие большинства крупных феодалов, улемов и в особенности янычар, видевших в них непосредственную угрозу своим привилегиям. Успеху "новой системы" препятствовали также внешнеполитические осложнения: Египетская экспедиция 1798-1801 Наполеона Бонапарта и вызванное ею вступление Турции в войну с Францией (1798- 1801), а затем начавшаяся в 1806 война Турции с Россией. В мае 1807 мятеж янычар в Стамбуле положил конец и "новой системе", и царствованию Селима III. Мустафа-паша Байрактар попытался возобновить реформы, но янычарский мятеж (1808) сорвал и эту попытку приостановить развал империи. В 1826 султан Махмуд II (правил в 1808-39) ликвидировал янычарский корпус, подвергнув янычар почти поголовному истреблению. Вслед за тем были проведены реорганизация армии и ряд др. прогрессивных мер в сфере административного устройства, финансов, права и отчасти культуры; наиболее важной из них была отмена военно-ленной системы. Однако реформы Махмуда II уже не могли предотвратить дальнейший распад Османской империи. В нач. 19 в. египетский паша Мухаммед Али стал по существу независимым правителем Египта. На Балканах в ходе Первого сербского восстания 1804-13, в обстановке русско-турецкой войны 1806-12, образовалась фактически независимая Сербия; Бухарестский мирный договор 1812 передвинул границы России на Юго-Запад, к Пруту. Хотя отвлечение сил России на войну с Наполеоном позволило Махмуду II в 1813 восстановить в Сербии свою власть, в 1815 вспыхнуло восстание сербов ( Второе сербское восстание 1815). В 1821 началась Греческая национально-освободителъная революция 1821-29. После поражения Турции в русско-турецкой войне 1828-29 Турция по Адрианополъскому мирному договору 1829 обязалась предоставить Греции автономию. Адрианопольский мир, кроме того, обязал Турцию предоставить автономию Сербии и расширить права Молдовы и Валахии. В 30-х гг. 19 в., когда Мухаммед Али вступил в вооружённый конфликт с султаном (Египетские кризисы), вмешательство европейских держав привело в конечном счёте к учреждению фактически коллективной опеки над Турцией. Усилилась и экономическая зависимость Турции от европейского капитала, особенно после заключения в 1838 англо-турецкой и франко-турецкой торговых конвенций, открывших европейским фабричным товарам беспрепятственный доступ на внутренний рынок Османской империи. Растущая зависимость от европейских держав побудила правящий класс Турции предпринять в 1839 новую попытку реформ (Танзимат). Эти реформы покончили с остатками военно-феодальных порядков в государственном и административном управлении, упорядочили судебное дело, способствовали формированию турецкой интеллигенции. Но самое существенное в танзимате - провозглашённая его актами гарантия жизни и имущества всех подданных султана - осталось на бумаге. Крымская война 1853-56, в которой на стороне Турции против России воевали Великобритания, Франция и Сардиния, завершилась Парижским мирным договором 1856, подтвердившим "целостность и неприкосновенность Османской империи". Однако на деле этот принцип был для западно-европейских держав лишь прикрытием, пользуясь которым, они усиливали своё влияние на политику турецкого правительства. Реформы, проводившиеся во 2-й период танзимата (с 1856), отвечали главным образом интересам иностранного капитала и связанной с ним компрадорской буржуазии (в Турции до 20-х гг. 20 в.-инонациональной). Иностранцы получили право владеть землёй, ряд концессий на строительство железных дорог, эксплуатацию недр, портовых и муниципальных предприятий, были учреждены иностранные банки, в т. ч. получивший право эмиссии банкнот англо-французский Оттоманский имперский банк. Вместе с тем реформы способствовали постепенному росту в турецком обществе сил, противопоставлявших себя правящему классу феодалов. Из их среды вышли первые турецкие "просветители" - Намык Кемаль, Ибрахим Шинаси, Али Суави, Зия-паша и др. прогрессивно настроенные писатели, журналисты, учителя, чиновники, офицеры; в 1865 ими было основано тайное общество - "Новые османы", которое поставило своей целью установление конституционного строя в Турции.

26.Политический переворот 1867-1868 гг. в Японии: причины, характер, последствия.

60-е годы стали временем  нарастания общего политического  кризиса – движение оппозиции  проходило на фоне непрерывных  антифеодальных крестьянских восстаний  и выступлений горожан. С 1860 по 1867 год крестьянских восстаний  было примерно в два раза  больше, чем в предшествующие 50-е  годы. Массовые крестьянские выступления,  парализовавшие всю центральную  часть острова Хонсю, прошли  в провинциях Сэцу, Синано, Кодзукэ,  Этиго, Ивами, Мусаси, Кавати, Бинго  и других. Причиной выступлений  было повышение цен на рис.  Нередко восставшие крестьяне  объединялись с городской беднотой, как это произошло, например, в  Хёго и Титибу. Городские восстания  охватили прилегающие территории  Хёго, Осака, Эдо и Титибу.

Антифеодальные движения нередко носили и полурелигиозную  форму, например массовые беспорядки, известные под сокращенным названием "Ээ дзя най ка?" В августе 1867 года в Центральной Японии - традиционном районе храмового паломничества - распространился  слух, что в Нагоя произошло  чудо: над храмом с неба спустились амулеты, что толковалось как  событие, возвещавшие большие перемены. В Нагоя со всей Центральной Японии хлынули толпы народа, стихийно стали  возникать шествия, пляски, во время  которых пелась песня, высмеивающая существующие нормы морали, с постоянным рефреном "Ээ дзя най ка?" ("Разве  так не лучше?"), хотя и не было организованным, охватило две трети  страны и было продолжением крестьянских восстаний и городских бунтов.

В условиях обострения обстановки и явного ослабления позиций сёгуната западные державы осенью 1865 года потребовали  немедленного открытия предусмотренных  договором 1858 года Хёго и Осака, а  также пересмотра таможенных тарифов. Сёгун полностью принял требования иностранцев и добился их ратификации  императорским двором.

В 1886 году умер сёгун Иэмоти и к власти пришел Кэйки (Хитоцубаси), последний сёгун Токугава. Группировка  южных княжеств, объединенная лозунгом "тобаку", двинула войска к Киото.

В начале 1867 года умер император  Комэй, и это также сыграло  немаловажную роль в дальнейшем ослаблении позиций сёгуната - Комэй был крупнейшей фигурой кобугаттай и поддерживал  соглашение с сёгунатом. Его преемник, четырнадцатилетний Муцухито, естественно, не мог выступить серьезным противником  этой политики. Воспользовавшись слабостью  его позиций, лидеры дворянско-буржуазного  блока предъявили сёгуну меморандум, составленный от имени нового императора, с требованием немедленно "вернуть" власть "законному правителю". В октябре 1867 года меморандум был  вручен сёгуну Кэйки. Кэйки, видя решительность  глав оппозиции и военную силу противника, согласился с предъявленными требованиями. Но формальный отказ  от власти был простым прикрытием: Кэйки, сохранивший власть в Центральной  и Северной Японии, активно готовился  к борьбе. Однако в битвах при  Фусими и Тоба в окрестностях Киото  с антисёгунской коалицией в  январе 1868 году он потерпел поражение  и бежал в свою резиденцию - замок  Эдо. Войска южных феодалов, выступавшие  как правительственные (сёгун был  объявлен мятежником), быстро двигались  к столице. 3 мая 1868 года Кэйки без  боя сдал эдосский замок, однако окончательное  господство дома Токугава было сломлено лишь в длительной гражданской войне, охватившей три четверти территории страны. Даймё некоторых феодальных княжеств в Канто, а также северной части Хонсю отказались подчиниться  новому правительству и начали сопротивление. На Южном побережье Хоккайдо, куда отплыл непокоренный флот сёгуна, адмиралом  Эномото Такэаки была провозглашена "дворянская республика". В мае 1869 года после ожесточенных боев на Хоккайдо было сломлено сопротивление  последнего оплота защитников сёгуната и окончательно ликвидировано господство феодального дома Токугава.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"