Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития. Задачи: Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района; Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района; Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района; Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района; Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района; Рассмотреть сеть железных дорог района и её грузонапряженность.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района……………………………………...…………………..5
1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………………………...……5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Западно-Сибирского экономического района……………………………11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района……17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………….25
Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района………………………………………………………….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………..27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района………………………………………29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………………….36
2.4. Пассажирские перевозки………………………………………..38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…39
2.6. Внешнеторговые перевозки…………………………………….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения…………………………………………………………...45
Заключение…………………………………………………..………………….47
Список использованной литературы………………………………………..48
Приложение……………………………………………………………………..49
Для обеспечения перспективных пассажиро- и грузопотоков, а также улучшения качественных показателей работы железных дорог Стратегией развития железных дорог в Российской федерации до 2030 г. предусмотрено осуществить ряд мероприятий по развитию сети железных дорог региона. В частности предполагается осуществить строительство северной ветви железнодорожной магистрали. Предусмотрена организация скоростного движения поездов на участках Новосибирск – Томск, Новосибирск – Омск, Новосибирск – Кемерово, Новосибирск – Барнаул, Новосибирск – Новокузнецк.
Для освоения возрастающих перевозок угля, металла и других грузов из Кузбасса будет осуществлено строительство второго мостового перехода через р. Обь на участке Рямы – Камень-на-Оби. Объём инвестиций на развитие действующей железнодорожной сети и строительство новых железнодорожных линий оценивается в 1,3 трлн. рублей.
2.8. Расчет густоты
железнодорожной сети по
Для характеристики степени насыщенности территории района транспортной сетью, помимо абсолютных размеров протяженности путей сообщения, важно знать и относительные показатели.
Показатель, характеризующий густоту сети как отношение ее протяженности к площади территории района :
Показатель, характеризующий густоту сети как отношение ее протяженности к численности населения :
Этот показатель измеряется в километрах протяженности сети на 10 тысяч жителей района;
Показатель, характеризующий относительную густоту сети , определяемый исходя из размеров территории района и численности населения : .
Табл. 16
Расчет густоты
Субъекты РФ в составе экономического района |
Площадь тыс. км кв. |
Население, тыс. чел. L |
Эксплуатационная длина ж.д. путей, км. N |
Густота железных дорог | ||
К территории |
К населению |
Относительная густота сети | ||||
Республика Алтай Алтайский край Кемеровская обл. Новосибирская обл. Омская обл. Томская обл. Тюменская обл., в т.ч. Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО
Всего по Западно-Сибирскому экономическому району |
92,6 169,1 95,5 178,2 139,7 316,9 1435,2 523,1 750,3
2 427,2 |
202,9 2 575,0 2 855,0 2 650,0 2 034,6 1 033,0 3 323,3 1 460,0 538,6
16 676,62
|
0 1680 1755 1530 888 346 883 1073 495
8650 |
0 9,93 18,38 8,58 6,35 1,09 0,61 2,05 0,65
3,56
|
0 6,5 6,1 5,7 4,3 3,3 2,6 7,4 9,2
5,2 |
0 2,54 3,36 2,23 1,67 0,6 0,4 1,2 0,78
1,4 |
Густота железных дорог
в Западно-Сибирском
Самые высокие показатели густоты железнодорожной сети в Кемеровской, Новосибирской, Омской областях и в Алтайском крае. Самые низкие показатели в Томской, Тюменской областях, ХМАО и ЯНАО. В Республике Алтай собственная сеть железных дорог отсутствует.
Заключение
Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод о важности Западно-Сибирского экономического района для России в географическом и экономическом плане. Здесь расположены важнейшие очаги российской экономики, без которых развитие страны просто невозможно.
Западно-Сибирский экономически
Развитию транспортной системы района способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов, но и благоприятное экономико-географическое положение.
Транспортные магистрали отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее отошли ряд линий в северном и южном направлениях. [1]
Была также построена железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь-Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией.
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Преобладает вывоз нефти, газа, углей, пиломатериалов, металлов, концентратов руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.
Важнейшими направлениями перспективного развития района являются транспортное строительство, особенно железных дорог в районах освоения ресурсов на Крайнем севере, реконструкция действующих железнодорожных магистралей, в том числе на транссибирской магистрали, речных портов, строительство автомобильных и лесовозных дорог и т.д.
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1
Западно-Сибирский
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района