Экономико-географическая характеристика Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение экономико-географической характеристики Италии.
Задачи:
изучить политико-географическое положение Италии;
охарактеризовать отрасли экономики;
выявить внешнеэкономические связи.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая ЭГХ Италии.docx

— 82.49 Кб (Скачать файл)

Нефтехимическая продукция весьма разнообразна. Особенно быстро растет производство пластмасс, ставшее одним из главных направлений  специализации Италии в международном разделении труда, а также производство химических волокон.

Италия выделяется в Европе по уровню развития лакокрасочной  и фармацевтической промышленности. На стыке неорганической и органической химии развивается производство удобрений. Сохранилось в Италии и одно из самых старых, традиционных производств - выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов. Тесно связанно с химической промышленностью производство резины, использующее в качестве сырья импортный естественный и отечественный синтетический каучук. [5]

 

    1.  Лёгкая промышленность

 

На втором месте после машиностроения по числу занятых стоит текстильная промышленность, одна из старейших отраслей Италии. Она выпускает ткани и пряжу из хлопка, шерсти, шелка, конопли, льна, джута _и химических волокон, а также разнообразный трикотаж. [10],[см. Приложение В]

Из традиционных отраслей итальянской текстильной промышленности выделяются по числу занятых и стоимости выпускаемой продукции шерстяная и хлопчатобумажная. Хлопчатобумажные предприятия широко размещены по стране, особенно их много на Севере — в Ломбардии и Пьемонте, чему способствует здесь обилие воды и дешевой электроэнергии альпийских ГЭС. Главные районы шерстяной промышленности расположены в Тоскане (г. Прато), Пьемонте (г. Бьелла) и Венеции (г. Скио и др.).

Шелковое  производство зародилось в стране еще  в XII в. и поныне характеризуется высоким качеством и разнообразием выпускаемых изделий. Предприятия шелковой промышленности сосредоточены в районах городов Комо и Треви-зо, т. е. в главных ареалах разведения тутового шелкопряда. Имеется шелковая промышленность и на Юге — в Кампании. [10]

С каждым годом  все меньше выпускается тканей из натуральных волокон и все больше растет производство искусственных и синтетических тканей и пряжи. Появление искусственного и синтетического волокна вызвало острый и длительный кризис во всей итальянской текстильной промышленности, связанный с перестройкой ее структуры, сырьевой базы, технологии. [13]

Италия производит 28% обуви, выпускаемой в капиталистических странах (320 млн. пар в год). По производству обуви Италия стоит на втором месте в мире после США, а по ее экспорту — на первом месте; на нее приходится 37% капиталистического экспорта этой продукции. Большинство обувных фабрик расположено в Ломбардии, в Венето и около Неаполя.

Табачная  промышленность Италии полностью монополизирована государством. Большая часть табачных фабрик оторвана от сырьевой базы — табаководческих районов Юга — и размещается в крупнейших городах — Риме, Милане, Турине, Болонье, Венеции. [10]

В послевоенные десятилетия  в Италии стала быстро развиваться  мебельная промышленность. По сложившейся традиции Италия производит в наибольшем количестве мебель «под старину», которая пользуется большим спросом в странах «Общего рынка», Швейцарии, Ливии. Главные центры мебельного производства — Варедо, Сереньо и другие города вокруг Милана, Турин, а также город Кашина в Тоскане.

Когда-то Италия была крупным  поставщиком пробки на мировой рынок, но конкуренция Испании и спад потребления пробки внутри страны привели эту отрасль в кризисное состояние.

Одна из старейших  отраслей в Италии — бумажная промышленность сконцентрирована в альпийской предгорной зоне и вдоль верхнего и среднего течения альпийских притоков р. По. [10]

Имеющиеся на территории Италии богатые залежи известняка, доломитов, мрамора, гранитов, глин, гипса, асбеста, мергелей, пуццолана и т. д. способствуют развитию промышленности строительных материалов.

Широко распространено изготовление художественных фаянсовых изделий, традиции которого восходят еще к античным временам. Само слово «фаянс» происходит от названия древнего центра этого производства — города Фаэнца в Эми-лии-Романье.

Начиная с  эпохи Возрождения и до наших  дней в Венеции производится прославленное  художественное стекло. В настоящее  время 500 стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают листовое стекло, хрусталь, особо прочное стекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптических приборов и др. [11]

Италия находится  на одном из первых мест в мире по развитию ювелирной промышленности и по качеству ювелирных изделий. Эта отрасль развилась из древнейшего кустарного промысла, обогащенного высокими традициями Возрождения. Ювелирные фабрики и мастерские расположены главным образом в крупных промышленных городах и центрах иностранного туризма. Издавна славятся своими ювелирными изделиями Флоренция, Рим, Венеция. [10].

Немаловажную  роль в итальянском хозяйстве играет пищевая индустрия. По стоимости продукции она занимает третье место среди отраслей обрабатывающей промышленности после машиностроения и химии. Эта отрасль, развившаяся на базе многочисленных мелких предприятий, столкнулась с серьезными проблемами, так как она вынуждена приспосабливаться к требованиям «Общего рынка». Многие производства в связи с этим находятся в кризисном состоянии. Хотя под влиянием «Общего рынка» идет усиленный процесс концентрации производства, подавляющее большинство предприятий, кроме макаронных, сахарных и консервных, все еще носит полукустарный характер. [11],[см. Приложение В]

Очень важная для страны мукомольная промышленность размещается во всех крупнейших промышленных центрах и портовых городах Италии. На Юге особенно выделяется район Неаполя, где производят не только муку, но и знаменитые итальянские макароны, по выпуску которых Италия занимает первое место в мире. В большом количестве производят макароны на Сицилии, в Ломбардии, Лигурии, Эмилии-Романье и в Тоскане.

По просторам Паданской  равнины разбросано около сотни сахарных заводов, перерабатывающих. местную сахарную свеклу.

Высоко развито  в стране консервное производство, главным образом консервирование фруктов и овощей, и прежде всего помидоров. Около 400 заводов, расположенных в главных районах выращивания этой культуры — в Кампании, Эмилии-Романье и на острове Сици-лия, выпускают консервированные очищенные помидоры, томатную пасту и сок.

Мясоконсервное производство сосредоточено на Севере. В крупных и мелких портовых центрах расположены рыбоконсервные заводы, большей частью небольшие по размерам.

Италия издавна  славится своим сыром. Наряду с макаронами сыр —- традиционная пища итальянцев. Почти вся молочная промышленность сосредоточена в областях Северной Италии, где в наибольшей мере развито молочное животноводство. Лишь главные районы производства овечьего сыра расположены южнее — в Лацио и на Сардинии. [11]

Италия дает 1/3 всего производимого в мире оливкового масла. В наибольшем количестве его поставляют области самых обширных оливковых насаждений — Апулия, Калабрия, Сицилия и др.

 

3.6 Транспорт

 

В связи с  вытянутостью страны с севера на юг ее сеть железных и автомобильных  дорог развивались преимущественно  в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций, за исключением Паданской  равнины, недостаточно. Многие автомобильные  и железные дороги Италии проложены  на крутых склонах гор и поэтому  имеют много мостов, тоннелей, что  удорожает их эксплуатацию. Италия расположена на пересечении многих международных транспортных путей. Во внутренних перевозках грузов и пассажиров доминирует автомобильный транспорт. На его долю приходится 3/4 всех сухопутных перевозок грузов. Около половины автомобильных дорог приходится на северную Италию, на Юге страны густота дорожной сети значительно меньше. Главная транспортная артерия страны -  «автострада Солнце», связывающая Турин и Милан через Болонью и Флоренцию с Римом, Неаполем и Реджо-ди-Калабрия. По этому же маршруту сроится скоростная железная дорога, но общая протяженность действующих железных дорог, преимущественно электрифицированных, сокращается из-за конкуренции автомобильного транспорта. Железные дороги уступают по значению автомобильному однако сейчас в железнодорожное строительство стало вкладываться больше капитала, чем в автотранспортное. Некоторые главные линии резко выделяются по техническому оснащению. В результате такой модернизации, например, на линии Рим-Флоренция поезд может развивать скорость до 200 км/ч. [4]

Очень важную роль как во внутренних, так и  во внешних перевозках страны играет морской транспорт. Это объясняется  положением Италии на средиземноморском  водном пути, большой протяженностью береговой линии, наличием островов в составе страны. На берегах Италии расположено 144 порта.

Морской транспорт  обслуживает более 70% внешних и  значительную часть внутренних грузовых перевозок. Тоннаж флота – 7 млн бр.-рег. т – третье место в регионе  после Норвегии и Греции, 1/3 судов  – танкеры. Самые крупные порты  – Триест и Генуя (грузооборот  более 30 млн т) – ворота во внешний  мир не только для Северной Италии, но и для Швейцарии, Австрии, других стран Европы. Главный центр каботажных связей полуострова – Неаполь. [4]

В грузообороте портов преобладает нефть и другое минеральное сырье. Самый крупный  итальянский порт Генуя - один из важнейших  во всем Средиземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего  Северо-Запада Италии, а также для  Швейцарии. Главный соперник и конкурент  Генуи на Адриатике - Триест, второй в Италии по грузообороту и один из важнейших нефтяных портов Европы. через Триест Северо-Восточная Италия связывается с другими странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной  Азии. [5]

Значительно увеличился грузооборот портов Южной Италии (Аугусты и Таранто), что объясняется развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Один из крупнейших пассажирских портов страны - Неаполь  является центром связей Апеннинского полуострова с Сицилией,  Сардинией  и другими островами. Речной транспорт в Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек. Довольно быстро развивается гражданская авиация Италии. авиационные линии поддерживают связь крупнейших городов Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны - Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса и Линате около Милана служат важными центрами международной сети авиалиний. [8]

 Лишь  в немногих странах можно встретить  такие резкие различия в уровнях  экономического развития, какие  существуют между Севером и  Югом Италии. В пределах Севера  треугольник, который образуют  города Милан, Турин и Генуя,  представляет собой район наиболее  высокоразвитой промышленности. Милан  – второй по населению город  Италии. По развитию же промышленности, торговой и финансовой  функциям  этот город занимает первое  место, поэтому его нередко  называют деловой столицей страны. Милан окружен городами-спутниками, многие из которых обслуживают  его своим производством. Милан  широко известен также своим  оперным театром Ла Скала. Лицо  Турина определяют автомобильные  заводы концерна «Фиат».[9]

С ними связаны  предприятия других фирм, специализирующиеся на производстве автопокрышек, шарикоподшипников  и электрокабеля.  Большую индустрию Севера обслуживает Генуя (1300 тыс. жителей) – крупнейший порт страны. В городе и его пригородах, протянувшихся вдоль моря, расположено много промышленных предприятий. Побережье Генуэзского залива имеет также большое курортное значение. Менее развита в промышленном отношении северо-восточная часть Севера, где выделяется своей  индустрией Венеция. Этот город славится своеобразием улиц-каналов и архитектурными памятниками. Отходы промышленных предприятий и коммунального хозяйства, загрязняющие Венецианскую лагуну, частые наводнения и постепенное опускание города создают проблему спасения всемирно известных памятников архитектуры Венеции от разрушения.[9]

Особое место  в Италии,  как и во всех странах  мира, занимает столица. Рим расположен в центральной части  Пенинского  полуострова, в стороне от моря. Это  главный административный, политический и культурный центр страны. Хотя в настоящее время в Риме имеется  военная, химическая и некоторая  другая промышленность, все же его  промышленное значение невелико. Город  получил всемирную известность  благодаря  многочисленным историческим и архитектурным памятникам и  не случайно является одним из крупнейших центров туризма в мире. Отсталость Южной  Италии создала в стране так называемую проблему Юга. После  второй мировой войны здесь были построены большой металлургический комбинат в Таран-то, несколько нефтехимических  комбинатов, атомные электростанции, но это лишь весьма незначительно  повысило индустриальную активность Юга. Важнейший промышленный и культурный центр Южной Италии – Неаполь. Как пассажирский порт он занимает первое место в стране, а по грузообороту уступает только Генуе. В Неаполе  и его окрестностях расположены  известные курорты. Сельское хозяйство  Южной Италии характеризуется отсталой агротехникой, низкими урожаями. В  то время как часть помещичьей земли пустует или служит для  выпаса скота, крестьяне страдают от малоземелья. Они используют каждый клочок земли, а в горных районах  проводят сложные работы по устройству террас, опорных стен, предохраняющих из участки от эрозии.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

 

4.1 Растениеводство

 

Сельское  хозяйство Италии дает 10% валового национального  дохода страны. В нем занято 14% экономически активного населения. В последние  десятилетия многие крестьяне покидают свои хозяйства и переходят в  сферу промышленного производства и обслуживания.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Италии