Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:22, курсовая работа
Цель: изучение экономико-географической характеристики Италии.
Задачи:
изучить политико-географическое положение Италии;
охарактеризовать отрасли экономики;
выявить внешнеэкономические связи.
Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры умеренного климата, но особенно они благоприятны для субтропических плодовых растений и винограда. В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными аллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большая река Италии - По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий, переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый, узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладают каменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых, оливковых, миндальных деревьев и других садовых культур, а также винограда. [6]
Несмотря
на благоприятные природные
По урожайности сельскохозяйственных культур и особенно по продуктивности скота Италия сильно уступает многим странам Европы.
Велики территориальные контрасты в сельском хозяйстве. На Севере преобладают крупные капиталистические хозяйства с интенсивным земледелием и животноводством. Именно здесь сельское хозяйство достигло высокого уровня продуктивности, особенно на Паданской равнине, где высок уровень механизации и в большой мере используются удобрения.
Многие крупные по площади хозяйства на Юге представляют собой бывшие латифундии, которые обрабатываются по частям мелкими арендаторами и имеют низкую рентабельность. [7]
Главная отрасль сельского хозяйства Италии, в отличие от других главных стран Европы, - растениеводство, его доля в стоимости товарной продукции сельского хозяйства 60%, и под влиянием интеграции экономики стран ЕС этот показатель в будущем может еще более возрасти, так как в ЕС Италия специализируется на экспорте овощей и фруктов, при свертывании производства зерна и мяса. Свыше половины всех пахотных земель занимаю зерновые культуры, в том числе 30% - пшеница. [5]
По сборам
зерновых (20 млн т) Италия в три
раза уступает Франции; главные культуры
– пшеница (45% сбора), кукуруза (35%) и
рис. Более половины урожаев трех
названных культур собирается на
паданской низменности и в
Эмилии-Романье, на юге выращивают ценные
сорта твердой пшеницы, идущие
на изготовление макарон. Важнейшая
техническая культура – сахарная
свекла (возделывается в основном
на востоке Паданской низменности)
Италия занимает первое место в Зарубежной Европе по производству риса, а по его урожайности она входит в число ведущих рисоводческих стран мира. Рис давно стал привычной пищей итальянцев. Он выращивается на орошаемых землях Паданской равнины. [6]
Картофель сажают во многих районах страны, но более всего в Кампании. В Италии выращивают различные овощи: помидоры, капусту, салаты, лук, спаржу, бахчевые культуры. Главный овощеводческий район страны также Кампания.
Важнейшей технической культурой в Италии является сахарная свекла. Более половины свекловодческих хозяйств сосредоточенно в низовьях реки По.
Италию называют "первым садом Европы". Здесь собирают яблоки, груши, персики, черешни, абрикосы, инжир. В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук.
Италия - один из крупнейших в мире производителей цитрусовых. Почти все они выращиваются в южных областях, прежде всего на Сицилии. [8]
Огромную роль в сельском хозяйстве Италии играет традиционное виноградарство. По сборам винограда Италия постоянно соперничает с Францией за первое место в мире, 90% его перерабатывается в вино, по производству которого Италия не уступает не одной стране в мире. Виноградники распространен по всюду и составляют характерную черту итальянского пейзажа. [6]
Другая характерная итальянская культура - олива. По сбору оливок Италия занимает второе место в мире после Испании.
Из технических
культур, дающих волокно для текстильной
промышленности, в Италии выращивают
в небольших количествах
4.2 Животноводство
В Италии постепенно
повышается роль животноводства. Развитие
животноводства сдерживается, помимо
конкуренции более дешевой продукции
Франции, Нидерландов и других стран ЕС,
недостатком кормовой базы. В стране 7,2
млн голов крупного рогатого скота, 8 млн
свиней, 12 млн овец и коз, потребности в
мясе удовлетворяются
на 70 – 75%. Молочные животноводство преобладает
на Севере, где сосредоточены лучшие пастбища
и запасы фуража, главный район овцеводства
– Сардиния. Для остальных районов характерно
экстенсивное животноводство с преобладанием
мелкого рогатого скота. Животноводство.
В 1992 Италия была третьим по величине в
Западной Европе производителем мяса,
но, несмотря на это, ей приходится импортировать
почти треть потребляемой в стране говядины
и телятины.
Крупный рогатый скот выращивается на
Севере, в основном на больших молочных
фермах в долине р.По. Некоторые выносливые
альпийские породы крупного рогатого
скота стали разводить в холмистых районах
Юга, где раньше выращивали овец и коз.
[8]
Сравнительно слабо в Италии развито рыболовство (улов – 0,5 млн т). Окружающие ее моря не очень богаты рыбой, так как континентальный шельф невелик по площади, мало отмелей. Пресноводное рыболовство с каждым годом сокращается в результате загрязнения промышленными отходами речных и озерных вод. Быстро развивается искусственное производство разнообразных морских продуктов. [4], [см. Приложение В]
В целом потенциал сельского хозяйства распределен по территории страны более равномерно, чем потенциал промышленности. По доле в национальной продукции этой отрасли лидируют Эмилия-Романья (14%), Ломбардия (13%) и Венето (10,5%). Сельское хозяйство Италии является многоотраслевым. Важнейшее значение имеет растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда, второе в Европе ( после Испании ) - по сбору маслин и цитрусовых. Главные зерновые культуры - пшеница, кукуруза и рис, технические - сахарная свекла и конопля.
Животноводство развито сравнительно слабо. Крупный рогатый скот разводят в капиталистических хозяйствах Северной Италии. В бедных кормами горных районах Апеннин, Сицилии и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов. В прибрежных районах подспорьем для них служат продукты моря.
ГЛАВА 5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Внешнеторговые связи играют важнейшую роль в экономике Италии. Большая зависимость от внешней торговли определяется прежде всего тем, что основные отрасли итальянской промышленности работают, используя импортное сырьё, топливо и полуфабрикаты. За счет импорта покрывается от 60 до 100% потребностей в рудах черных и цветных металлов, от 80 до 100% потребностей в сырье для текстильной промышленности, 85% потребностей в первичных энергоносителях, 50% потребностей в мясе и молоке, 45% – в древесине, 30% – в зерновых. [12]
После второй мировой войны внешнеторговый оборот страны увеличивался быстрыми темпами, значительно опережая рост экономики в целом. В результате внешняя торговля стала одним из наиболее важных факторов экономического развития страны, необходимым условием существования итальянского хозяйства. Существенно выросли экспортные и импортные квоты: доля экспорта товаров и услуг в ВВП повысилась с 3,6% в 1949 г. до 11,5% в 1970 г. и 26,3% в 2007 г., а импорта – соответственно с 4,6% до 12,9% и 26,3%. [12]
Можно выделить пять основных направлений современной экспортной специализации страны:
• неэлектронные машины и оборудование (в более привычной терминологии – продукция общего машиностроения, прежде всего технологическое оборудование для различных отраслей), а также электробытовые товары (стиральные и посудомоечные машины, холодильники, др.);
• вся гамма изделий легкой промышленности – текстильные, швейные, трикотажные, изделия из кожи, обувь, др. Наиболее значимые экспортные позиции в 2007 г. включали предметы одежды и принадлежности к одежде швейные, обувь, гетры и аналогичные изделия, предметы одежды и принадлежности к одежде трикотажные, выделанную кожу и изделия из нее;
• базовые промышленные изделия и полуфабрикаты, где основные экспортные статьи в 2007 г. – изделия из черных металлов, алюминия, прочих недрагоценных металлов, керамические изделия, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, др. Наиболее прочное положение в рамках рассматриваемой группы Италия занимает на рынках строительных и отделочных материалов;
• различные готовые промышленные изделия преимущественно потребительского назначения, где главные объемы поставок падают на мебель и мебельные принадлежности, инструменты и аппараты оптические и др., ювелирные изделия и бижутерию;
• непереработанные и переработанные продовольственные товары, но не вся группа, а отдельные позиции, включая алкогольные напитки, прежде всего продукцию виноделия, готовые продукты из зерновых, мучные кондитерские изделия, съедобные фрукты и орехи, продукты переработки овощей, фруктов и орехов, растительные масла. [14]
При рассмотрении тенденций в сфере экспортной специализации Италии можно подчеркнуть, что ее основные направления не претерпели серьезных изменений в последние десятилетия. Вместе с тем под влиянием возросшей конкуренции на мировом рынке, прежде всего со стороны новых индустриальных стран, позиции Италии в большинстве сфер ее традиционной специализации ослабли: снизилась доля страны в мировом экспорте неэлектронных машин и оборудования, изделий из кожи, текстильных изделий. [17]
Импортная специализация Италии определяется отсутствием в стране сколько-нибудь значительных запасов полезных ископаемых. Соответственно, главная статья ввоза – минеральные продукты, закупки которых достигли 61 млрд.долл. в 2007 г., что составляло 16% национального и 3,9% мирового импорта. Помимо топливно-энергетических ресурсов, Италия выделяется как крупный импортер легковых автомобилей, компьютерной техники, некоторых видов бытовой электроники. Италия является одним из ведущих импортеров продукции животноводства – на сумму около 10,5 млрд.долл. в 2007 г., что составляло 8-9% мирового итога, а также в значительных объемах приобретает сырье для экспортоориентированной легкой промышленности . [19]
Товарная структура экспорта и импорта страны в значительной степени определяет географическое распределение ее внешней торговли. Вследствие активного участия Италии в интеграционном взаимодействии в европейском регионе, межстрановой кооперации и специализации производства, высокой доли в ее экспорте потребительских изделий, в том числе дорогостоящих, основная часть внешнеторгового оборота страны приходилась и приходится на промышленно развитые государства. [15]
Под влиянием интенсификации интеграционных процессов в европейском регионе, расширения Евросоюза и торгово-экономического сотрудничества с его новыми членами ЕС сохранил доминирующее положение в системе внешнеторговых связей Италии, обеспечив 58% внешнеторгового оборота страны в 2007 г. Вместе с тем при пересчете на сопоставимой основе (в составе ЕС-25) позиции объединения во внешней торговле Италии ослабли (доля ЕС снизилась в период 1999-2007 гг. на 5,7 п.п.).
Ведущими торговыми партнерами Италии с ощутимым отрывом от других стран выступают Германия и Франция. Однако в 1995-2007 гг. их суммарный удельный вес в экспортно-импортных операциях Италии уменьшился на 6,3 п.п. [12]
В импорте Италии заметно повысилась доля стран-экспортеров энергоносителей, прежде всего входящих в ОПЕК, а также России, Казахстана, Азербайджана и некоторых других. Наиболее значительным является импорт энергоносителей из России, Ливии, Алжира и Саудовской Аравии. На экспортирующих топливо Россию, Казахстан и Азербайджан в 2007 г. пришлось 86% всего импорта Италии из СНГ. [19]
В первой половине текущего десятилетия устойчиво рос оборот с ведущими новыми индустриальными странами – Китаем, Р.Корея, Индией, Бразилией, Мексикой. В 1999 г. на них падало 4,1% всей итальянской внешней торговли, в 2007 г. – 6,0%. Все более важным фактором внешнеторговых связей Италии выступает Китай, объем экспортно-импортных операций с которым превысил в 2007 г. 23 млрд.долл. (3,1% в общем итоге); при этом в импорте Китай поднялся с 12-го места в 1995 г. до 4-го места в 2007 г. [17]
Положение Италии в мировой торговле услугами несколько более прочное, нежели в торговле товарами, что в значительной мере объясняется динамичным расширением экспорта и импорта деловых услуг и традиционно высокой долей страны в мировых доходах от туризма. В мировом обороте услуг Италия находится на 6-м месте, товаров – только на 8-м. Наиболее сильные позиции как экспортер услуг Италия занимает в сфере международного туризма (4-е место и 5,2% мирового итога в 2007 г.), как импортер услуг – в области торговли деловыми услугами (6-е место и 4,6% мирового импорта). [12]
В структуре итальянского экспорта услуг вплоть до начала текущего десятилетия преобладали туристические услуги (статья «поездки»), которые обеспечивали до 50% всех поступлений. Однако с 2003 г., вследствие быстрого расширения продаж деловых услуг, первенство перешло к статье «прочие коммерческие услуги» – 45% доходов от экспорта услуг в 2007 г. Состав итальянского экспорта прочих коммерческих услуг заметно отличается от общеевропейского, в частности, доля так называемых прочих деловых услуг (в основном различных профессиональных и технических услуг) у Италии существенно выше – 66% в 2007 г. против 48% для всей Европы; в то же время удельный вес компьютерных и информационных услуг, а также поступлений по статье «роялти и лицензионные платежи» значительно ниже: соответственно 1,5% и 9%, менее 3% и 9%. Опережающими темпами растет экспорт финансовых услуг. [16]
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Италии