Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:42, курсовая работа
Экономическая география-это комплекс научных дисциплин, рассматривающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте, а также изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями
Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в России имеет особое значение, как для экономики, так и для обеспечения национальной безопасности, для сохранения и укрепления единства нашей страны.
Переработка нефти в округе осуществляется на двух нефтеперерабатывающих заводах – Ухтинском (Республика Коми) мощностью 3,5 млн.т и на расположенном в Ленинградской области заводе «Киришинефтеоргсинтез» мощностью 20 млн.т.
Запасы газа в округе оцениваются в 32,2 трлн.куб.м. Запасы газа промышленных категорий выработаны на 10%, основное газоконденсатное Вуктыльское месторождение выработано более чем на 80%. Будущее газодобычи связано с разработкой шельфовых месторождений и прежде всего крупнейшего из них Штокманского.
Важное место в составе топливно-энергетического комплекса округа принадлежит угольной промышленности. Основная часть угля добывается в Печорском угольном бассейне (ПО «Воркутауголь» и ПО «Интауголь»). В 2007 г. объём добычи составил 12,8 млн.т (против 21 млн.т в 1997 г.). Проблема дальнейшего развития угольной отрасли региона связана с закрытием нерентабельных шахт, ускорением строительства новых шахт и с совершенствованием технического уровня производства. Большое значение имел бы также рост цен на уголь на мировых товарных рынках.
Одним из наиболее перспективных объектов освоения считается Сейдинское каменноугольное месторождение в Воркутинском районе. Его залежи – один из главных резервов добычи энергетических углей в европейской части России.
Электро- и теплоэнергетика округа представлена прежде всего крупными электро- и теплостанциями, гидроэлектростанциями (на реках Свирь, Шексна, Волхов), а также на порожистых реках Республики Карелия и Мурманской области. На Кольском полуострове построена опытная Кислогубская электростанция, использующая энергию морских приливов. В Ленинградской и Мурманской областях действуют атомные электростанции. Общее производство электроэнергии в Северо-Западном федеральном округе в 2007 г. составило 103,6 млрд.кВт.часов.
Металлургический комплекс, включающий чёрную и цветную металлургию, является одной из значимых отраслей специализации.
Чёрная металлургия представлена крупнейшим металлургическим комбинатом ОАО «Северсталь» (г.Череповец). Железорудное сырьё производят Костомукшский горно-обогатительный комбинат (Республика Карелия), Ковдорский и Оленегорский горно-обогатительные комбинаты (Мурманская обл.), прогнозируется освоение Карпангского железорудного месторождения в Республике Карелия. Относительно небольшие производства металлургической продукции имеются на Кировском и Ижорском машиностроительных предприятиях г.Санкт-Петербурга – в 2007 г. здесь было выплавлено 451 тыс.т стали и произведено 808 тыс.т готового проката.
Предприятия цветной металлургии округа заняты добычей и обогащением нефелинов, бокситов, титановых руд, производством никеля, меди, кобальта. Алюминиевая промышленность представлена предприятиями по производству глинозёма в Бокситогорске и Пикалево (Ленинградская обл.), работающих на нефелиновом сырье Кольского полуострова. Предприятия по производству алюминия расположены в Волхове (Ленинградская обл.), Надвоицах (Республика Карелия), в Кандалакше (Мурманская обл.).
Медь, никель, кобальт производят на комбинатах «Никель» (г.Мончегорск) и «Печенганикель» (г.Никель).
Машиностроительный комплекс является одной из ведущих динамично развивающихся отраслей Северо-Западного федерального округа. Машиностроение носит многоотраслевой характер и ориентировано на производство продукции приборостроения, электроники, судостроения. В последнее время в округе получило мощное развитие автомобилестроение. В связи с улучшением состояния транспорта и повышением спроса на легковые автомобили ряд известных автомобилестроительных фирм Германии, Японии, США (BMW, Ford, General Motors, Тойота, Нисан, Судзуки) построили или готовятся строить предприятия в районе г.Калининграда и г.Санкт-Петербурга по выпуску наиболее престижных марок автомобилей с постепенным увеличением выпуска для них комплектующих изделий на предприятиях России.
Округ занимает одно из первых мест в России по производству морских и речных судов разного назначения (в том числе ледоколов с ядерной силовой установкой). Размещены эти предприятия в Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Северодвинске, Котласе, Великом Устюге, Калининграде. Широко развито точное и сложное машиностроение, производство электротехнических изделий, электроники, размещённое в Санкт-Петербурге, Калининграде, Новгороде, Великих Луках, Старой Руссе. Мощные энергетические установки для электростанций производит АО «Электросила» и Ижорским заводом.
Транспортное машиностроение представлено как упомянутыми выше судостроительными предприятиями, выпускающими наряду с транспортной продукцией (рефрижераторы, лесовозы, танкеры, пассажирские теплоходы) также рыболовные траулеры, так и производством железнодорожного подвижного состава. Великолукский локомотиворемонтный и вагоностроительный заводы (вагоны-хоперы для перевозки цемента, саморазгружающиеся полувагоны); ОАО «Калининградский вагоностроительный завод (вагоны-самосвалы); ЗАО «Вагонмаш» (пассажирские вагоны межобластного сообщения, вагоны для метрополитена). Кировский завод в Санкт-Петербурге производит мощные тракторы.
Лесопромышленный комплекс отличают полнота и глубина переработки древесины. Его производственная структура включает лесную, лесохимическую, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную отрасли.
Наибольшее развитие этот комплекс получил в Архангельской области, республиках Коми и Карелия, а также в Ленинградской, Вологодской и Новгородской областях. Главные центры лесопиления располагаются в Архангельске, Новодвинске, Сыктывкаре, Котласе, Петрозаводске, Кондопоге, Сегеже, Светогорске, Приозерске, а также в Калининградской области. Производство мебели сосредоточено в Новгородской области, г.Санкт-Петербурге, в Вологодской и Ленинградской областях, в меньших объёмах мебель производится также в других субъектах Российской Федерации, входящих в округ (кроме Ненецкого автономного округа)
Химический комплекс специализируется на производстве фосфатного сырья, минеральных удобрений, различных кислот, аммиака и использует в качестве сырья как первичные (апатитонефелиновые руды, природный газ, фосфориты), так и вторичные ресурсы (сернистые газы металлургического производства, хвосты обогащения руды и отходы их переработки). Развитие и размещение химических производств тесно связано с металлургией. Получило развитие коксохимическое производство, действует азотно-туковый завод и производственное объединение «Аммофос», которое производит сложные удобрения, кислоты на основе кольского апатитового концентрата, уральского серного колчедана и астраханской серы. Снижение эффективности производства удобрений обусловлено ухудшением горно-геологических условий разработки апатитово-нефелинового сырья и качества руды ПО «Апатит», некомплексным использованием сырья, устаревшим оборудованием и технологиями.
В Кингисеппе (Ленинградская обл.) на базе местных залежей фосфоритов производится фосфоритная мука (АО «Фосфорит»), на Новгородском АО «Акрон» (г.Новгород), используя природный газ, производят азотные удобрения, а на привозных апатитах – сложные фосфорсодержащие удобрения. Химическая промышленность округа представлена также переработкой местных сланцев (г.Сланцы, Ленинградская обл.).
На использовании отходов лесопереработки развивается также химия органического синтеза – производство спирта, канифоли, скипидара, вискозных волокон, которое размещено в основном в городах Архангельской области. На базе местных ресурсов нефти и газа в Республике Коми производятся пластмассы, спирты, красители. Основной центр их производства – Сыктывкар.
Аграрно-промышленный комплекс вследствие неблагоприятных климатических условий на большей части территории округа развит относительно слабо. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофелеводстве, овощеводстве и льноводстве. В районах концентрации городского населения и прежде всего в Ленинградской, Псковской, Калининградской, Новгородской, Вологодской областей получило развитие пригородное хозяйство.
Посевная площадь под посевы
всех сельскохозяйственных
Ведущая отрасль сельскохозяйственного производства – животноводство. Основное производство этой продукции сосредоточено в Ленинградской, Псковской и Вологодской областях. Однако они же являются и основными потребителями производимой животноводческой продукции. В целом по округу собственные ресурсы покрывают потребности на 16-24%.
На севере округа особую роль играет оленеводство. Оленьи пастбища, на которых сосредоточено до 17% российского поголовья оленей, занимают до 18% общей площади земель региона.
Рыболовство – одна из важнейших отраслей специализации округа. По улову рыбы он занимает второе место после Дальневосточного федерального округа, добыча морепродуктов предприятиями региона составляет около 900 тыс.т в год. Промысловое значение имеют Баренцево и Балтийское моря, значительная часть лова осуществляется в мировом океане. Переработка рыбы производится рыбокомбинатами в Мурманске, Архангельске, Санкт-Петербурге, Калининграде.
Общая протяженность железных дорог на территории округа составляет 13,1 тыс. км. Из них протяжённость двухпутных линий – более 35%, электрифицированных железнодорожных линий – 38%, железнодорожные линии, оборудованные автоматической блокировкой – свыше 50%.
Территория Северо-Западного федерального округа обслуживается Октябрьской, Северной, Калининградской и Горьковской железными дорогами. Железнодорожные магистрали обеспечивают транспортную связь пунктов внутри округа с остальными федеральными округами России, а также выход на железнодорожные сети Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши и Финляндии.
Основу грузообразующих и грузопоглащающих отраслей экономики округа составляют топливно-энергетический, лесоперерабатывающий, металлургический, горно-химический и машиностроительный комплексы.
Октябрьская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги" — одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, обслуживает территорию с населением более 25 млн. человек. Дорога делится на шесть регионов: Московский, Санкт-Петербург-Витебский, Санкт-Петербургский, Петрозаводский, Мурманский и Волховстроевский. В транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.
Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Федерации — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия, взаимовыгодные отношения с которыми строятся на основе подписанных с Администрациями этих регионов договоров о взаимодействии и сотрудничестве.
Основной особенностью транспортного комплекса Северо-Запада России является его экспортно-импортная направленность. В зоне обслуживания Октябрьской дороги расположены 8 пограничных переходов, из них четыре — на границе с Финляндией, по два — с Эстонией и Латвией.
Линия Выборг - Санкт-Петербург - Москва является звеном девятого "Критского" международного транспортного коридора. По Октябрьской дороге проходят также важнейшие для транзитных перевозок коридоры, имеющие международный статус, "Север - Юг" и "Европа - Азия".
Важную роль в осуществлении внешнеторговых связей играют действующие торговые порты Санкт-Петербург, Мурманск, Витино, Выборг, Высоцк, Приморск, а также строящийся новый порт на Балтике — Усть-Луга, которые находятся в зоне обслуживания Октябрьской железной дороги.
Октябрьская железная дорога, старейшая транспортная магистраль России, имеющая богатую историю, сегодня переживает период обновления с тем, чтобы соответствовать уровню задач, поставленных перед транспортным комплексом страны правительством РФ. Дорога удовлетворяет спрос на транспортные услуги пассажиров и крупнейших производителей промышленной продукции Санкт-Петербурга, Карелии, Кольского полуострова, Нечерноземья. Октябрьская дорога является связующим звеном между Востоком и Западом, обеспечивает растущий международный товарообмен. Главные направления магистрали — Мурманск - Санкт-Петербург - Москва и Санкт-Петербург - Кошта — важнейшие звенья международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Европа - Азия".
Обеспечивая доставку грузов к крупнейшим портам Балтийского, Белого и Баренцева морей, соединяя регионы России со странами Северной Европы и Балтии, труженики Октябрьской магистрали решают задачи интеграции железных дорог России в мировую транспортную систему и формирования единого транспортного пространства, закрепленные концепцией "Транспортная стратегия России", принятой в 2003 году. В основу инвестиционной деятельности положена прогрессивная научно-техническая, инновационная политика по развитию железнодорожной инфраструктуры.
Одна из главных своих задач — совершенствование технологии и повышение эффективности перевозочного процесса для снижения себестоимости перевозок, и следовательно, уменьшение транспортной составляющей в конечной цене продукции. От того, насколько экономически эффективно будет организована деятельность дороги, зависит степень востребованности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
Инвестиционные проекты, реализуемые на Октябрьской железной дороге
Наибольшая часть инвестиционной программы дороги 2012 года предусмотрена на развитие железнодорожной инфраструктуры главных пассажирских и грузовых направлений.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Северо-Западного федерального округа